Любопытная "фотожаба", найденная мною на просторах интернета:
Пётр Великий в образе новогоднего волшебника
Известно ему великому государю стало, не только что во многих европейских христианских странах, но и в народах словенских, которые с восточною православною нашею церковью во всем согласны, как: волохи, молдавы, сербы, долматы, болгары, и самые его великого государя подданные черкасы и все греки, от которых вера наша православная принята, все те народы согласно лета свои счисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть, генваря с 1 числа, а не от создания мира, за многую рознь и считание в тех летах, и ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущего генваря с 1 числа настает новый 1700 год, купно и новый столетний век; и для того доброго и полезного дела указал впредь лета счислять в приказах, и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего генваря с 1 числа от Рождества Христова 1700 года.
А в знак того доброго начинания и нового столетнего века, в царствующем граде Москве после должного благодарения к Богу и молебного пения в церкви, и кому случится и в дому своем, по большим и проезжим знатным улицам, знатным людям, и у домов нарочитых духовного и мирского чину, перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых, против образцов, каковы сделаны на Гостине дворе и у нижней аптеки, или кому как удобнее и пристойнее, смотря по месту и воротам, учинить возможно, а людям скудным комуждо хотя по древцу или ветви на вороты, или над хороминою своею поставить, и чтоб то поспело ныне будущего генваря к 1 числу сего года, а стоять тому украшению генваря по 7 день того ж 1700 года.
Да генваря ж в 1 день, в знак веселия; друг друга поздравляя новым годом и столетним веком, учинить сие: когда на большой Красной площади огненные потехи зажгут и стрельба будет, потом по знатным дворам, боярам, и окольничим, и думным и ближним, и знатным людям, полатного, воинского и купецкого чина знаменитым людям, каждому на своем дворе, из небольших пушечек, буде у кого есть, и из нескольких мушкетов, или иного мелкого ружья, учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракетов, сколько у кого случится, и по улицам большим, где пространство есть, генваря с 1 по 7 число, по ночам огни зажигать из дров, или хворосту, или соломы, а где мелкие дворы, собрався пять или шесть дворов, такой огонь класть, или, кто похочет, на столбиках поставить по одной, по две, или по три смоляные и худые бочки, и наполня соломою или хворостом, зажигать, перед бурмистрскою ратушею стрельбе и таким огням и украшению, по их рассмотрению быть же".
Фотокопия подлинника петровского указа о Новом Годе
За присланный текст указа сердечно благодарю мою хорошую подругу по переписке Светлану (solan7a) из Германии.
Указ любопытный, и заслуживает некоторого анализа, тем более, что, как я говорил, нынешний год - своеобразный юбилей новогоднего праздника.
Перед нами - классический образец петровского законотворчества, когда некоторая мера не просто предписывается, но мотивируется, так чтобы польза от неё стала бы очевидной для подданных. В данном случае мотивировка с точки зрения полезности и целесообразности явно хромает - не всё ли равно, в какой день отмечать Новый Год? Зато приведено достаточно хорошее оправдание уместности данной реформы (до Петра новогодний праздник отмечался 1 сентября). Пётр упирает на то, что летоисчисление от Рождества Христова и новогодние празднования на восьмой день Святок принято не только всеми европейскими державами (а царь уже успел вернуться из Великого Посольства и встать на путь сознательной и последовательной "европеизации"), но и "в народах словенских (славянских - М.М.), которые с восточною православною нашею церковью во всем согласны, и самые его великого государя подданные черкасы и все греки, от которых вера наша православная принята". То есть, первой же фразой решительно пресекаются слухи о том, что "царь вводит поганые басурманские обычаи". Пётр уже столкнулся с консервативной оппозицией, ощутил на себе её силу, и не желает выглядеть еретиком. Особо стоит подчеркнуть отсылку Петра к опыту "черкасов", как в XVII - XVIII веках называли украинцев. Родственные чувства русского народа к народу украинскому были в те времена, видимо, хорошо заметны, и Пётр на них сознательно упирает.
Петровский "новогодний" указ зачитывают перед народом.
Стоит также отметить, что новогодний праздник Петром учреждается не в разгар Рождественского поста, как это имеет место сейчас, а "от Рождества Христова в восьмой день спустя", то есть - на Святках. Новый праздник, таким образом, органически оказывается вписан в народную традицию святочных гуляний. И именно поэтому конкретно данная реформа Петра заметной оппозиции не вызвала и была принята. Это впоследствии, когда в 1918-м году большевики волюнтаристски перевели Россию на григорианский календарь (шибко подозреваю, что данная мера диктовалась их агрессивным неприятием Православия, а отнюдь не стремлением к "большему удобству международных контактов"; достаточно сказать, что международные связи дореволюционной России были весьма обширны, несмотря на юлианский календарь, а вот большевистское правительство начали постепенно признавать только с 1921-го года, так что календарная реформа не помогла), Новый Год вдруг оказался посреди поста, что породило недовольство православных, а сегодня порождает и прямое раздражение новогодним праздником, и даже раскольничьи настроения (из-за того, что священноначалие этого раздражения не разделяет). Это - явления сегодняшней постмодернистской эпохи. А в петровские и послепетровские времена российские цари и императоры праздновали Новый Год, поздравляли с ним своих подданных - и не нарывались на критику.
Стоит также отметить факт, о котором я уже писал, анализируя фильм "Ученик лекаря", и который подтверждается петровским указом как историческим источником: мир православной культуры не исчерпывается привычками нашего родного прихода, православная культура вполне может быть стопроцентно западной, оставаясь при этом строго православной.
Советская почтовая марка, посвящённая петровскому новогоднему указу.
Ну, и ещё один момент, о котором я также говорил когда-то: в петровском указе говорится о праздничной иллюминации (изменившей свой вид, но остающейся неизменной новогодней традицией по сей день), но в нём не устанавливается традиция новогодних ёлок. Жилища при Петре Великом украшали не только еловыми ветками, но и сосновыми, и можжевеловыми. Время для ёлок (и причём не новогодних, а рождественских) наступит гораздо позже, в царствование государя Николая Павловича. Но это уже совсем другая история.
Journal information