Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote,
Михаил Маркитанов
mikhael_mark

Categories:

Первое "новогоднее телеобращение президента РФ" выглядело так

"7208 году декабря в 20 день великий государь царь и великий князь Петр Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя России указал сказать:



Любопытная "фотожаба", найденная мною на просторах интернета:
Пётр Великий в образе новогоднего волшебника

Известно ему великому государю стало, не только что во многих европейских христианских странах, но и в народах словенских, которые с восточною православною нашею церковью во всем согласны, как: волохи, молдавы, сербы, долматы, болгары, и самые его великого государя подданные черкасы и все греки, от которых вера наша православная принята, все те народы согласно лета свои счисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть, генваря с 1 числа, а не от создания мира, за многую рознь и считание в тех летах, и ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущего генваря с 1 числа настает новый 1700 год, купно и новый столетний век; и для того доброго и полезного дела указал впредь лета счислять в приказах, и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего генваря с 1 числа от Рождества Христова 1700 года.

А в знак того доброго начинания и нового столетнего века, в царствующем граде Москве после должного благодарения к Богу и молебного пения в церкви, и кому случится и в дому своем, по большим и проезжим знатным улицам, знатным людям, и у домов нарочитых духовного и мирского чину, перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых, против образцов, каковы сделаны на Гостине дворе и у нижней аптеки, или кому как удобнее и пристойнее, смотря по месту и воротам, учинить возможно, а людям скудным комуждо хотя по древцу или ветви на вороты, или над хороминою своею поставить, и чтоб то поспело ныне будущего генваря к 1 числу сего года, а стоять тому украшению генваря по 7 день того ж 1700 года.

Да генваря ж в 1 день, в знак веселия; друг друга поздравляя новым годом и столетним веком, учинить сие: когда на большой Красной площади огненные потехи зажгут и стрельба будет, потом по знатным дворам, боярам, и окольничим, и думным и ближним, и знатным людям, полатного, воинского и купецкого чина знаменитым людям, каждому на своем дворе, из небольших пушечек, буде у кого есть, и из нескольких мушкетов, или иного мелкого ружья, учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракетов, сколько у кого случится, и по улицам большим, где пространство есть, генваря с 1 по 7 число, по ночам огни зажигать из дров, или хворосту, или соломы, а где мелкие дворы, собрався пять или шесть дворов, такой огонь класть, или, кто похочет, на столбиках поставить по одной, по две, или по три смоляные и худые бочки, и наполня соломою или хворостом, зажигать, перед бурмистрскою ратушею стрельбе и таким огням и украшению, по их рассмотрению быть же".


Фотокопия подлинника петровского указа о Новом Годе



За присланный текст указа сердечно благодарю мою хорошую подругу по переписке Светлану (solan7a) из Германии.

Указ любопытный, и заслуживает некоторого анализа, тем более, что, как я говорил, нынешний год - своеобразный юбилей новогоднего праздника.

Перед нами - классический образец петровского законотворчества, когда некоторая мера не просто предписывается, но мотивируется, так чтобы польза от неё стала бы очевидной для подданных. В данном случае мотивировка с точки зрения полезности и целесообразности явно хромает - не всё ли равно, в какой день отмечать Новый Год? Зато приведено достаточно хорошее оправдание уместности данной реформы (до Петра новогодний праздник отмечался 1 сентября). Пётр упирает на то, что летоисчисление от Рождества Христова и новогодние празднования на восьмой день Святок принято не только всеми европейскими державами (а царь уже успел вернуться из Великого Посольства и встать на путь сознательной и последовательной "европеизации"), но и "в народах словенских (славянских - М.М.), которые с восточною православною нашею церковью во всем согласны, и самые его великого государя подданные черкасы и все греки, от которых вера наша православная принята". То есть, первой же фразой решительно пресекаются слухи о том, что "царь вводит поганые басурманские обычаи". Пётр уже столкнулся с консервативной оппозицией, ощутил на себе её силу, и не желает выглядеть еретиком. Особо стоит подчеркнуть отсылку Петра к опыту "черкасов", как в XVII - XVIII веках называли украинцев. Родственные чувства русского народа к народу украинскому были в те времена, видимо, хорошо заметны, и Пётр на них сознательно упирает.


Петровский "новогодний" указ зачитывают перед народом.

Стоит также отметить, что новогодний праздник Петром учреждается не в разгар Рождественского поста, как это имеет место сейчас, а "от Рождества Христова в восьмой день спустя", то есть - на Святках. Новый праздник, таким образом, органически оказывается вписан в народную традицию святочных гуляний. И именно поэтому конкретно данная реформа Петра заметной оппозиции не вызвала и была принята. Это впоследствии, когда в 1918-м году большевики волюнтаристски перевели Россию на григорианский календарь (шибко подозреваю, что данная мера диктовалась их агрессивным неприятием Православия, а отнюдь не стремлением к "большему удобству международных контактов"; достаточно сказать, что международные связи дореволюционной России были весьма обширны, несмотря на юлианский календарь, а вот большевистское правительство начали постепенно признавать только с 1921-го года, так что календарная реформа не помогла), Новый Год вдруг оказался посреди поста, что породило недовольство православных, а сегодня порождает и прямое раздражение новогодним праздником, и даже раскольничьи настроения (из-за того, что священноначалие этого раздражения не разделяет). Это - явления сегодняшней постмодернистской эпохи. А в петровские и послепетровские времена российские цари и императоры праздновали Новый Год, поздравляли с ним своих подданных - и не нарывались на критику.

Стоит также отметить факт, о котором я уже писал, анализируя фильм "Ученик лекаря", и который подтверждается петровским указом как историческим источником: мир православной культуры не исчерпывается привычками нашего родного прихода, православная культура вполне может быть стопроцентно западной, оставаясь при этом строго православной.


Советская почтовая марка, посвящённая петровскому новогоднему указу.


Ну, и ещё один момент, о котором я также говорил когда-то: в петровском указе говорится о праздничной иллюминации (изменившей свой вид, но остающейся неизменной новогодней традицией по сей день), но в нём не устанавливается традиция новогодних ёлок. Жилища при Петре Великом украшали не только еловыми ветками, но и сосновыми, и можжевеловыми. Время для ёлок (и причём не новогодних, а рождественских) наступит гораздо позже, в царствование государя Николая Павловича. Но это уже совсем другая история.

Tags: История Отечества, Наши праздники, Православие, Пётр Великий
Subscribe

  • Новый теракт украинских спецслужб

    ... и несвоевременные мысли по его поводу. В Подмосковье обнаружено тело бывшего депутата Верховной Рады Украины Ильи Кивы. Кива был застрелен…

  • Мягко стелет, да жёстко спать

    Посол Германии в России Александр Ламбсдорфф удивил российскую общественность неожиданным заявлением. Отвечая на вопросы журналистов, он выразил…

  • Новый удар в спину от "друзей" из Казахстана

    В Казахстане, который с первых дней СВО, несмотря на всю помощь, которую ему оказывала и оказывает Россия, не упускает ни единого случая…

promo mikhael_mark october 6, 2022 14:35 2
Buy for 10 tokens
Обращаюсь прежде всего к мужской части своей аудитории. А также к тем женщинам, у которых есть подросшие сыновья, больше не играющие в игрушки. У вас есть шанс оказать помощь жителю ДНР, пострадавшему от украинской агрессии, причём вам это ни копейки не будет стоить. Вернее, обойдётся только в…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments