Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote,
Михаил Маркитанов
mikhael_mark

Categories:

Сказ про то, как Александр Колчак фрицев с Новым годом поздравлял

С Новым 1915-м годом. То есть, ровно сто лет тому назад.


А.В. Колчак - адмирал Русского Императорского флота

Первая Мировая война застала его на Балтийском флоте. И новый, 1915-й год он встречал в качестве офицера штаба командующего флотом адмирала Н.О. Эссена [1]. Русский Балтийский флот не успел к началу войны залечить раны, нанесённые ему Русско-Японской войной (именно балтийский флот отправлял эскадры в Тихий океан, именно его корабли были уничтожены при Цусиме). А значит, активность флота существенно ограничивалась. Не будь на нём таких фигур, как Колчак и его наставник адмирал Эссен, флот был бы обречён на сугубо оборонительные действия. Но С.Н. Тимирёв, боевой соратник будущего верховного правителя, недаром вспоминал: "А. В. Колчак обладал изумительной способностью составлять самые неожиданные и всегда остроумные, а подчас и гениальные планы операций". Так что нет ничего удивительного в том, что в голову Александра Васильевича закралась дерзкая мысль: поставить минные заграждения у германских портов в новогоднюю ночь.
Колчак верно рассчитал, что пунктуальные немцы, вероятнее всего, будут праздновать, и поэтому их бдительность ослабнет. А раз так - эффективность минных постановок многократно возрастала. Ставить мины было решено у острова Рюген, в районе маяка Аркона и у банки Штольпе. В операции участвовали крейсера "Россия", "Богатырь" и "Олег", а командование всей операцией возлагалось на адмирала Канина. Адмирал держал флаг на "России", там же находился и автор операции - капитан 1-го ранга Колчак.


Крейсер "Россия"

Флот вышел в море 30 декабря. Г.К. Граф вспоминал: "Погода была настоящая зимняя, тихая и пасмурная, когда море выглядит тяжёлым, точно расплавленный свинец...  Было холодно, но по мере приближения к берегам Германии становилось всё теплее и теплее" [2]. Корабли старались идти как можно незаметнее, избегая встреч с любыми судами - ибо в этом случае тайна их операции была бы нарушена, и минные постановки не принесли бы никакого проку. Все офицеры, по свидетельству Графа, стояли за то, чтобы пробраться во вражеские воды как можно глубже, поближе к Килю [3]. В 1 час 40 минут пополуночи 1 января нового, 1915 года, на расстоянии 3 - 4 миль от города "Россия" начала ставить мины. Постановка прошла, как говорится, без сучка, без задоринки, русский крейсер никто не заметил, и только после того, как "Россия" легла на обратный курс, моряки собрались в кают-компании, где и поздравили друг друга с наступившим Новым годом. Им было чему радоваться: представьте себе, каково это - встречать Новый год в тылу врага, после успешно выполненной сложной боевой операции,  в ходе которой никто даже не пострадал! Для пущей верности, "Россия" сбросила в воду несколько фальшивых перископов на некотором расстоянии от минного поля, что посеяло в рядах врагов серьёзную панику, так что немцы были вынуждены на несколько дней прервать плавание своих кораблей в районе Арконы.

Тем не менее, моряки радовались рано. На рассвете вся операция едва не сорвалась. "Россия" встретилась  в море с германским пароходом, от которого немедленно отделился гидросамолёт и направился к русскому крейсеру. Однако, лётчики, видимо, приняли Россию за один из своих кораблей. Бог миловал. Спустя ещё какое-то время "Россия" соединилась с "Олегом" и "Богатырём", так же успешно поставившими свои мины, и вся эскадра вернулась в порт.


Крейсер "Богатырь"

Сюрприз сработал: через несколько дней, как пишет Г.К. Граф, "стало известно, что на этом заграждении подорвался крейсер "Газелле", которому, однако, удалось добраться до ближайшего порта, а немного спустя на нём же взорвался какой-то пароход или тральщик, но тот уж погиб" [4].

Вот так русские моряки, с подачи дерзкого капитана Колчака, вскоре по заслугам ставшего адмиралом и командиом минной дивизии, поздравили фрицев с Новым годом. А заодно - напомнили, что русский флот рано сбрасывать со счетов.

__________________________________________________________________________
Примечания.

[1] Он умрёт 7 мая 1915 года. Перед смертью Эссен буквально упрашивал императора, чтобы тот назначил его преемником Колчака. Однако, Николай Второй не решился доверить флот молодому офицеру, не имевшему даже адмиральского чина... Спустя год Колчак получит под свою команду другой флот, Черноморский, и делом докажет правоту Эссена. Но это - уже совсем другая история.
[2] Граф Г.К. Флот и война: Балтийский флот в Первую Мировую. - М.: Вече, 2011. - с. 68.
[3] Бывшая столица Голштинии, родины Петра III, а значит - историческая прародина его потомков, царствовавших в России в XIX - начале ХХ века. Парадокс, но в 1914 году для всех участников войны от царя до последнего матроса это был обычный вражеский город.
[4] Граф Г.К. указ. соч.. - с. 71.
Tags: История Отечества, Колчак, Первая Мировая война, Флот
Subscribe

Buy for 10 tokens
То, чего я так боялся в прошлом году, увы, становится реальностью и приобретает конкретные очертания. Похоже, с нашими поездками на озеро Большое Унзово - окончательно и бесповоротно всё. Рейдерам, захватившим нижегородский НИИ Радиотехники (причём на безупречно законных основаниях захватившим -…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments