Не так давно служил я в день своих именин и в который уже раз слушал тропарь Благоверному Князю.
Яко благочестиваго корене пречестная отрасль был еси, блаженне Александре:
яви бо тя Христос, яко некое Божественное сокровище Российстей земли, новаго чудотворца, преславна и Богоприятна.
И днесь сошедшеся в память твою верою и любовию, во псалмех и пениих радующеся, славим Господа, давшаго тебе благодать исцелений.
Егоже моли спасти град сей, и державе Российской Богоугодней быти и сыновом российским спастися.

И решил поделиться соображениями, которые всегда возникают у меня при слушании этого тропаря.
Текст этот содержит простую по формулировке общественную программу - "державе Российской Богоугодной быть". Для человека внешнего может показаться, что это просто помпезная красивость; то самое всякое лыко, которое ложится в строку.
И тем не менее это совсем не так. Это на удивление лаконичная, но точная и всеобъемлющая программа построения общественных отношений в
Но и в тех краях, где подобные учения не произвели того же опустошительного действия, как в нашем Отечестве, смысл общественной жизни определен ненамного лучше. Там он заключается в следовании общечеловеческим ценностям, которые проявляются в различных преходящих мнениях человеческих, выраженных в законах и декларациях, которые (как учит история, которая никого не учит) неизбежно изменятся. Общечеловеческие ценности требуют условий для соблюдения, как то - экономический рост, научно-техническое развитие и общественный прогресс (что бы под ним ни понимали его радетели). Именно на это направлены все усилия, таланты и чаяния прогрессивного человечества.
Однако при тщательной проверке общечеловеческие ценности, как их нам представляют, оказываются слишком похожими на уже высказанный некогда безумным богачем призыв: "душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись" (Лк 12:19). Безумному богачу не удалось выполнить эту жизненную программу, поскольку в ту же ночь душа его была от него взята (см. Лк, гл. 12). Неосознанное понимание этого непреодолимого противоречия общественной жизни вынуждает адептов светлого будущего развивать программы спасения своих душ (или того, что их заменяет) путем оцифровки и пересадки во все более совершенные искусственные тела, чтобы они могли в таких телах или даже в виде не обремененных телом потоков информации дождаться тепловой смерти вселенной с наибольшим комфортом.
В противоположность этому тропарь благоверному князю Александру содержит очень простую общественную программу, которая несомненно необычайно трудна в исполнении, но зато показывает идеал жизни в государстве и направление устремлений всех, кто к этому государству относится, гораздо более ясно, чем любая преамбула любой декларации благомысленных договаривающихся сторон о превращении всего хорошего в наилучшее.
Несомненно и то, что подобный призыв кажется людям, воспитанным в последние несколько веков, и бессодержательным, и бесполезным, и даже вредным. Что греха таить - даже православные россияне самых разных чинов и званий, размышляя о делах общественных, сначала подумают о конституции, геополитике, военной доктрине и банковской учетной ставке, чем о стремлении российской державы быть богоугодной. И несмотря на все трудности, мы все еще помним об этом идeале, что само по себе немаловажно.
Journal information