Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote,
Михаил Маркитанов
mikhael_mark

Category:

Об обмирщении Церкви

Я хорошо понимаю страх некоторой части церковных публицистов и духовников перед обмирщением Церкви. И хорошо понимаю, почему они так ненавидят и боятся "церковных либералов" и бегают с лупой, высматривая их под каждым кустом (а в основном - в высших эшелонах церковной власти). Непонятно другое – почему источник этой угрозы видится именно и только в миссионерстве? Вот если бы Церковь перестала миссионерствовать, а ограничилась бы совершением треб, как того хочется некоторым «ревнителям благочестия», – вот это было бы обмирщением: из живой нити, связывающей людей с Создателем, Церковь превратилась бы в некий «кооператив по поддержанию духовного комфорта».


Патриарх Кирилл (четвёртый слева). Справа от него - Ю.Ю. Шевчук. Слева - К.Е. Кинчев


А разве не обмирщением является деятельность наших современных «православно-монархических» и «народно-патриотических» публицистов (О. Платонова, К. Душенова, М. Назарова и иже с ними), по сути сводящих весь смысл бытия Церкви к политической борьбе (с Западом, с «ересью либерализма», с «преступным режимом», с «жидомасонским заговором») и громко возмущающихся, когда Церковь неожиданно отказывается играть эту роль? Разве не обмирщение – переносить предел своих чаяний с «воскресения мертвых и жизни будущего века» на восстановление русской монархии (которое, быть может, и желательно, но для бытия Церкви в общем-то не обязательно)? У большинства наших самозванных «черносотенцев» это смешение религии и политики дошло до такой крайней степени, что они уже не стесняются переносить титул Искупителя со Христа на последнего русского Императора. А Церковь в их глазах и в их писаниях превращается из Тела Христова лишь в «опору императорского служения» [1]. И ведь согласие с подобными, секуляризаторскими по сути, идеями большинством сегодняшних мирян воспринимается как общеобязательная норма Православия! Но это почему-то мало кого тревожит. Странная однобокость…



Еретики-царебожники со своей лжеиконой. Вообще-то у нас только один Искупитель -
ИИСУС ХРИСТОС



В 1720 году иеромонах Симон (Кохановский), говоря о старообрядцах, сетовал: «На скольки просфорах обедню служити – все о том ссорятся, а что есть причастие тела и крови Христовой, того и не поминай» [2]. Но раскольники XVII – XVIII веков отделялись от Церковной полноты всё-таки из-за самого важного в Церкви – из-за Евхаристии. Сегодня поводом для разрыва отношений с отдельными священниками, епископами и даже с Патриархом становятся вещи, ни со Христом, ни с церковными Таинствами никак по большому счёту не связанные и никакой поэтому особой роли в деле спасения не играющие. Отношение к календарю (причём не богослужебному – светскому [3]), к языку богослужения [4], к предполагаемой канонизации тех или иных исторических деятелей (о наличии в Церкви местночтимых святых, признанных отдельными епархиями и не признаваемых Церковной полнотой, эти «ревнители древлего благочестия» вспоминать не хотят) и даже к государственной налоговой регистрации считаются вполне уважительными причинами для раскола. Это ли не вопиющее обмирщение?

________________________________________________________
Примечания.
[1] Гончаренко О.Г. Несколько слов о книге В.С. Кобылина // Кобылин В.С. Император Николай II и заговор генералов. – М.: Вече, 2008. – с. 9. Непонятно только, служение кому имеется в виду, если Церковь в качестве самостоятельной силы отвергается? Эти высказывания звучат особенно зловеще, если учесть «эзотерику» наших «ревнителей»: выражение «православный русский царь» в их терминологии на деле означает вождя национал-революционной партии, которую, судя по всему, и должна обслуживать Церковь... Напомню, что с точки зрения Православия всё наоборот: Царь получает власть в порядке церковного послушания.
[2] Цит. по: Кураев А.В., диакон. Искушение, которое приходит справа. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2005. – с. 19.
[3] Одна «профессиональная паломница» поведала мне, что многие монастырские духовники оказались возмущены решением Синода возобновить молебны по случаю светского нового года, бытовавшие в дореволюционной Церкви. Молебны эти, якобы, предполагается служить первого января нового стиля. Не берусь судить, действительно ли такое постановление священноначалия существует, но готовность некоторых впечатлительных прихожанок порвать из-за него с Церковью – несомненный факт.
[4] Я, разумеется, не одобряю перевода богослужения на современный русский язык: Церковь не должна идти на поводу у человеческой лености. Но всё же нельзя не подивиться, что спокойное отношение того или иного священника к богослужению на русском языке становится поводом к обвинениям в «тайном католичестве» – при том, что католики молятся исключительно по-латыни.
Tags: Апологетика, Православие
Subscribe

promo mikhael_mark october 6, 2022 14:35 2
Buy for 10 tokens
Обращаюсь прежде всего к мужской части своей аудитории. А также к тем женщинам, у которых есть подросшие сыновья, больше не играющие в игрушки. У вас есть шанс оказать помощь жителю ДНР, пострадавшему от украинской агрессии, причём вам это ни копейки не будет стоить. Вернее, обойдётся только в…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments