Падение Берлинской стены, 25-летие которого отмечали на днях, выглядело тогда, в 1989 году, как событие эсхатологических масштабов. Мир, в котором мы родились и выросли, рушился на глазах. Эпоха коммунистической идеологии, правившей семьдесят лет в нашей стране и чуть больше сорока – в Восточной Европе, подходила к концу. Великое противостояние двух систем кончалось. Социализм разваливался под гнетом своей экономической неэффективности и неспособности дать людям то процветание, которое обещал. Земного рая не получилось, Великий Коммунистический Миф рухнул.
Но люди, разумеется, не перестали мыслить Великими Мифами (такова человеческая природа), и не успела осесть пыль над развалинами Берлинской стены, как явился другой миф – Миф Конца Истории.
Согласно этому мифу, последнее великое зло, коммунизм, пало, не выдержав противостояния с универсальными истинами демократии и рынка. И теперь все народы, обретя веру в эти истины и позабыв распри, должны соединиться в единую семью. Долгие века конфликтов, национального эгоизма, дележки сфер влияния ушли в прошлое, теперь все будет по-другому. Прежняя история кончается, наступает светлое будущее. Некогда разделенные стеной идеологического противостояния западные и восточные немцы обнимаются в проломах рассыпающейся Стены под строки из оды «К радости» Шиллера, звучащие в конце Девятой симфонии Бетховена: «Обнимитесь, миллионы! Слейтесь в радости одной!»
В песне «Ветер перемен» участники знаменитой в 80-тые годы немецкой рок-группы «Scorpions» описывают свою прогулку по Москве. Идя по улицам города, они понимают:
«Мир становится теснее.
Разве мы могли подумать, что однажды
Станем близкими, как братья?
Мир застыл в ожидании нового,
Все пропитано этим ощущением,
Его несет ветер перемен».
Мы, бывшие советские люди, убедились тогда, что пропаганда, как мы и догадывались, лжет нам, что «империалистический Запад» не так страшен, как его малевали все эти годы. Напротив, это наш марксизм-ленинизм давно пора было отправить на свалку истории, так что давайте теперь раскроем объятия "цивилизованному миру", и он научит нас путям своим. Так «минус» советской пропаганды сменился на однозначный, сияющий неоном «плюс» западной идеологии.
Потом, правда, стало выясняться – практически сразу же, но люди не были расположены этого замечать, – что история нашего падшего мира движется своим чередом. Человеческое сердце как было лукавым и крайне испорченным до падения Берлинской стены, так и осталось после этого исторического события. Мы все еще падшие люди, живущие в падшем мире.
Государства и корпорации преследуют свои, а не наши интересы. Любая властная структура стремится, прежде всего, к расширению своей власти. Соображения человеколюбия находятся на самых низких позициях в списке приоритетов сильных мира сего – если они есть там вообще. Державы не интересуются моральным обликом выразителей своих интересов. Высокомерие, некомпетентность, пренебрежение к человеческим жизням не только никуда не делись, но и усилились в условиях отсутствия сдержек и противовесов.
В общем, история отнюдь не прекратила течение свое, а светлое будущее так и не явилось.
Но вера в Конец Истории, которая так грела многие души (да и мою, отчасти) в самом начале 90-ых, до сих пор имеет своих адептов.
Из этого вероучения следует, что на «Блаженном Западе» братоубийственная история человечества уже завершилась, а остальная часть людей, живущих на земле, с радостью ожидает своего поглощения «Блаженным Западом», чему, конечно, мешают силы зла – диктаторы. По мере их низвержения и освобождения народов, все большее число людей и стран будут восприняты в тот мир, где первородный грех уже не действует.
При этом западные политики, будучи ангелами и святыми, не могут желать еще не воспринятым в Запад народам ничего, кроме чистейшего блага. И если они поощряют народ свергнуть своего правителя, – который, естественно, злобный диктатор, – то делают это исключительно по праву ангелов, явившихся из рая и указывающих несомненный путь спасения.
Следует отметить, что эта вера натыкается на очень серьезные проблемы – «всеблагой» Запад уже успел принести демократию в Ирак и Ливию, например, и мы не видим, чтобы эти несчастные страны оказались в пост-историческом раю, скорее, наоборот. Но люди все равно продолжают придерживаться этой веры, хотя она никак не соотносится с реальностью. Потому что она отвечает глубочайшим потребностям человеческого сердца: осмысленности существования, надежды, единства с другими людьми, веры в Добро, которому можно присягнуть и верно служить.
Вера в этот миф есть разновидность «светской религии», то, что американский философ и психолог Эрих Фромм определял как «систему ориентации и поклонения», и приверженность ей носит экзистенциальный, а не рациональный характер. Увы, эта вера – как и всякая вера в князей, в сынов человеческих – неизбежно будет посрамлена.
В действительности западные политики – подобные нам грешные человеки. Они отнюдь не черти с рогами, нет, видеть в Западе «мировое зло» было бы тоже грубой мифологизацией. Они такие же люди, как и мы, способные проявлять эгоизм, пренебрежение к другим, высокомерие и некомпетентность. Представитель иностранного государства всегда будет действовать в интересах этого государства (в конце концов, это его работа), а не в интересах совершенно чужих ему людей.
В утверждениях, что политики руководствуются чистой любовью к страждущему человечеству, нет ничего нового. Пропаганда в истории присутствовала всегда, сколько люди занимались политикой. Но пропаганда – это пропаганда, а реальная политика – это реальная политика.
Увы, мы живем в том же падшем мире, что и в XX, и в XIX, и всех предшествующих веках. Если вы попробуете действовать так, как будто это неверно, а верен миф о «Конце Истории» и пойдете на баррикады, чтобы сражаться за свою мечту – вы навлечете на себя и своих ближних великие беды.
Да, наше сердце ожидает того великого Дня, когда история со всей ее неправдой и злом прекратится. «Мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (2-е Петра 3: 13). Но это совершится, когда Господь вернется со славою судить живых и мертвых. А пока лучшее, что мы можем делать – это не соблазняться иллюзиями и не устраивать революций. Даже если те, кто подстрекают нас к ним, кажутся кому-то ангелами света.
Journal information