Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote,
Михаил Маркитанов
mikhael_mark

Categories:

Курьёзы Великих Реформ

В 1874 году император Александр Освободитель завершил свою самую долгую реформу - военную. Вместо прежней обременительной рекрутчины, заставлявшей солдат служить по 25 лет, но не способной обеспечить страну подготовленными резервами на случай войны (во время войны просто увеличивалось количество призываемых рекрутов - но все они представляли из себя такой же сырой материал, что и в мирное время), Россия получила всеобщую воинскую обязанность. Срок службы нижних чинов резко сокращался (на действительной службе призывник находился 6 лет, во флоте - 7, позднее эти сроки были сокращены). Призывников на действительную военную службу отбирали по жребию, остальные зачислялись в ополчение и призывались в случае войны. Демобилизованные солдаты некоторое время продолжали числиться в запасе, что давало России на случай боевых действий значительные резервы, хорошо подготовленные к воинской службе.

С военной реформой Александра Освободителя связан курьёзный случай. Встал вопрос, который беспокоит и наше современное общество: стоит ли призывать в армию студентов. По данному вопросу схлестнулись в острой дискуссии инициатор военной реформы - военный министр Д.А. Милютин и министр народного просвещения Д.А. Толстой.

Что любопытнее всего, именно военный министр отстаивал отсрочку от призыва для студентов, в то время как министр просвещения прямо-таки требовал беспощадно забривать студентов в солдаты. Казалось бы, парадокс. Но на самом деле такая его позиция была вполне осознанной и имела под собой некоторые основания.

Толстой был убеждённым монархистом (только не стоит делать из этого вывод, что он сразу уж и поборник Святого Православия; о Православии он, по свидетельству свт. Филарета Московского, не имел ровно никакого понятия). Его сочувствие начинаниям Александра Освободителя не шло дальше отмены крепостного права, судебную же и земскую реформу он открыто порицал. Став в 1866 году, после покушения Каракозова, исполняющим обязанности министра просвещения (он покинет эту должность только в 1880 году), Толстой принялся кромсать учебные планы и программы, стремясь максимально затруднить учащейся молодёжи доступ к современным знаниям и максимально ориентировать обучение только на древние языки. Толстой, видимо, опасался, что увлечение молодёжи новейшими научными открытиями будет способствовать её отступлению от веры и как следствие - сомнению в правильности монархического выбора. Убедиться в том, с какой лёгкостью научные открытия делаются инструментом нигилистической пропаганды в руках опытого пропагандиста, он уже имел удовольствие: публицистическая деятельность К. Маркса и Ф. Энгельса была в самом разгаре.


Д.А. Толстой


60-е - 70-е годы XIX века в России стали периодом резкого всплеска студенческих волнений. Именно среди студентов распространялись нигилистические и анархические идеи. Студенты активно выходили на антиправительственные демонстрации и "маёвки", шли "в народ" с революционной пропагандой, нередко из-за беспорядков приходилось просто закрывать учебные заведения. В этих условиях Толстой, как истинный охранитель, считал, что армейская служба способна поттянуть студенческую вольницу, а заодно - разгрузить крупные города от столь взрывоопасного элемента. По-своему, сиюминутно он был прав.

Иная логика была у его главного оппонента - военного министра Дмитрия Алексеевича Милютина. Милютин видел, что Россия проиграла Крымскую войну из-за катастрофической отсталости от передовых европейских стран. Он считал (другой вопрос - насколько обоснованно), что создаёт современную армию, отвечающую насущным потребностям государства. И понимал, что уровень технической оснащённости войск будет год от года только возрастать (здесь он оказался прав). В связи с этим в армии возрастала потребность в квалифицированных, технически подготовленных кадрах, прежде всего - офицерских. И потому видел для студентов куда более целесообразное применение. Закончив своё образование, студенты могли бы с большей эффективностью служить Родине на офицерских должностях и в войсках, деятельность которых связана с обслуживанием техники - в артиллерии, инженерных частях и на флоте. И рассуждая так, последовательно отстаивал отсрочку от призыва для студентов.


Д.А. Милютин


В конечном итоге возобладала точка зрения Милютина.

Tags: Александр Освободитель, История Отечества
Subscribe

promo mikhael_mark december 26, 2019 12:52 8
Buy for 10 tokens
Как известно, одним из главных аргументов тех, кто категорически выступает против передачи храмовых зданий верующим, является ограниченность финансовых ресурсов у Церкви и отсутствие понимания "всей всемирно культурной ценности этих старинных памятников". В итоге, делается вывод,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments