Оригинал взят в http://kompravda.eu/daily/26177.5/3066718/
Так кто же такой Степан Бандера, и почему поклонников фашистских преступников на Украине становится все больше? – об этом мы и поговорили с директором Фонда «Историческая память» Александром ДЮКОВЫМ.
Степан Бандера
- Сегодняшние бандеровцы на Майдане любят рассказывать, как Бандера и его «коллеги» боролись за независимость Украины, одинаково сражаясь как с советскими, так и гитлеровскими войсками. Так кем же на самом деле он был?
- Если касаться конкретно Бандеры, то он лично вообще ни с кем, никогда не воевал. Сомневаюсь, что он вообще когда-либо держал в руках оружие, а если и держал, то, по-крайней мере, в повстанческой деятельности его не применял. У Бандеры есть несколько периодов его биографии. Первый связан с деятельностью против польских властей - как известно, в межвоенный период Западная Украина входила в состав Польши. Эта деятельность Бандеры была террористической, и в результате ее он вполне заслуженно оказался в польской тюрьме.
Второй период – с 1939 года, когда он был освобожден из тюрьмы и как руководитель ОУН активно сотрудничал с нацистами - в подготовке вооруженных выступлений на Западной Украине (тогда уже советской), в подпольной деятельности (опять же – не как боевик, а как руководитель). В этот период именно под его чутким руководством были сформулированы принципы, которые должны были лечь в основу вооруженных выступлений западно-украинских националистов на советской территории. Планы ОУН предполагали не только выступления против советской власти, но и преследование казавшихся им нелояльных элементов: поляков, евреев и русских. Эти достаточно глубоко разработанные планы, предусматривающие создание концлагерей для нелояльных, уничтожение некоторых из них и преследование по национальному признаку. После нападения Германии на Советский Союз ОУН воплотил эти планы в жизнь. Летом 41-го – по всей Западной Украине прокатились погромы, убийства евреев и поляков. Действовали четко по планам, сформулированным именно Бандерой. Одновременно ОУН пыталась провозгласить создание независимой Украины, это должно было быть государством по образцу хорватского, находившегося под германским протекторатом, однако обладавшее определенной видимостью независимости, в том числе, собственным правительством.
Однако в планы нацистов предоставление Украине даже такой усеченной государственности не входило. И после того, как сторонники Бандеры попытались провозгласить такое государство во Львове, Бандера на некоторое время был помещен под домашний арест, а потом «абверу» пришлось разорвать свое достаточно тесное сотрудничество с ОУН. Несмотря на это, вплоть до конца 41-го оуновцы лелеяли планы на возобновление сотрудничества. И в рамках своих надежд они боролись с другой фракцией ОУН, которую возглавлял Мельник, ОУН(м). В конце августа 41-го бандеровцами были убиты два руководителя мельниковской фракции, которая также сотрудничала с нацистами. Это для немцев стало последней каплей. Потому что когда на контролируемой тобой территории одни контролируемые тобой убивают других контролируемых тобой, все это выглядит странно и не походит на любимый немцами порядок. После этого нацисты развернули против бандеровской фракции репрессии и буквально насильно вытолкнули их в подполье. Сам Бандера оказался в концлагере, правда, содержался там на особых условиях: попасть в газовую камеру, умереть от голода ему абсолютно не грозило.
|
Вплоть до середины 42-го оуновцы против немцев прямо не выступали, занимаясь только пропагандой, однако тут надо было понимать, что установки руководства ОУН не удовлетворяли представителей низовых структур. Последние были из крестьян, которые видели, что на Украине творят нацисты, и хотели с ними бороться. Если бы этот процесс руководство ОУН проспало бы и не возглавило его, то через некоторое время они потеряли бы всякое влияние на Западную Украину. Поэтому им пришлось в конце 42-го, в начале 43-го создавать формирования, которые впоследствии составили Украинскую Повстанческую Армию (УПА).
- И УПА пошла воевать с гитлеровцами?
- К сожалению, нет. Создав их, они их направили не на борьбу с оккупантами, а на этнические чистки, полностью соответствующие их предвоенным планам. Против поляков, проживавших на Волыни и Галиции. Это достаточно страшная страница, которая вошла в историю как «Волынская резня» 1943 года, когда вместе с жителями были уничтожены целые польские села.
- Да, но Бандера-то в это время еще в концлагере сидел. То есть, он формально ни при чем в этой трагедии?
- Формально – ни при чем. Однако планы по ликвидации нелояльных элементов были разработаны в 1939-1940 годах, когда Бандера руководил своей фракцией ОУН. И «Волынская резня» - фактическое воплощение планов, которые были созданы при нем... Дальнейшая история с Бандерой, когда немцы надеялись использовать его против Советской власти, и выпустили все-таки из концлагеря, потом он оказался в западной зоне оккупации и сотрудничал с представителями американских и английских спецструктур, принципиального значения уже не имеет, поскольку слишком оторвана от того, что происходило на Западной Украине. Бандера к тому времени превратился в лучшем случае в символ, и практического влияния на ситуацию на Украине не имел никакого.
И если мы все это подытожим, то увидим, что Бандера – человек, который имел прямое отношение к формированию планов массовых убийств, в том числе, по этническому признаку. Планов, которые оуновцами воплощались. А дальше каждый человек дает свой ответ на следующий вопрос: оправдываются ли эти массовые убийства красивыми лозунгами борьбы за независимую Украину? Но это уже не научный, а эмоциональный ответ. Я лично считаю, что нет.
- Еще одно настроение с Майдана: там уверяют, что многочисленные доказательства сотрудничества ОУН и их лидеров с гитлеровцами – бумажки, состряпанные НКВД для оправдания собственной жестокости…
- Доказанных фактов сотрудничества – огромное количество, и дело не только в документах НКВД. Сейчас наш фонд, например, готовит к изданию уникальный исторический источник – рабочий дневник начальника 2-го отдела «Абвера» Лахузена. Этот отдел занимался диверсионной работой и работой с различными террористическими и повстанческими структурами, включая ОУН. Так вот в этом документе посвящено достаточно много свидетельств тесного сотрудничества ОУН с нацистами. И даже говорится о месте, который нацисты отводили ОУН в событиях сентября 1939-го: с подачи нацистов оуновцы должны были готовить вооруженное восстание на территории Польши, помогая развязать Вторую мировую войну. Это немецкий документ, который никогда не был в руках НКВД, не был на советской территории и хранится в одном из германских архивов.
- Современные бандеровцы, сидящие на Майдане, убеждены, что сожженные деревни и уничтожение евреев – дело рук переодетых в бандеровцев сотрудников НКВД…
- Вне всякого сомнения – убийства евреев в 1941-м, и поляков в 1943-м – действия оуновцев. Представить, что на оккупированной нацистами территории какие-то группы НКВД, переодевшись в бандеровцев, тайно уничтожают целые польские села, невозможно.
|
- А после освобождения?
- Здесь есть один момент. В послевоенное время для борьбы с националистическим подпольем, НКВД создавались так называемые «агентурно-боевые группы». Они создавались из бывших членов ОУН, явившихся с повинной и амнистированных. И они действительно выдавали себя за действующих оуновцев. Под маской оуновцев агентурно-боевые группы НКВД внедрялись в подполье, входили в доверие к руководителей территориальных структур ОУН, участвовали в ликвидации онационалистических вооруженных групп. Порою участиники этих групп совершали преступления вполоть до незаконных убийств.
- А насколько массовыми были эти преступления?
- Есть ряд документов военных прокуроров с результатами расследований – массовыми они не были, в том числе, потому что численность этих групп была небольшой. И потом – эти преступления они совершали не по какому-то плану и распоряжению, а по собственной прихоти. Еще один момент: не только участники этих групп действовали под личиной бандеровцев, но и бандеровцы зачастую действовали под личиной НКВД. И вот как раз здесь убийства мирных людей, чтобы вызвать ненависть к Советской власти, имели место…
- Нынешние поклонники Бандеры уверены: всех потом поймали, расстреляли, а их родственников посадили и повыселяли. Насколько жесткими были репрессии?
- Советская власть была не склонна к особой деликатности. Но нужно понимать: помимо жесткой репрессивной деятельности и преследования оуновцев, и преследования их семей, которых действительно выселяли в отдаленные районы страны, был также масштабный вывод участников ОУН и УПА из леса по амнистии (их было несколько, начиная с 1945 года), десятки тысяч человек были выведены из леса легализованы. Так что нельзя говорить, что действовали исключительно кнутом, пряники тоже были.
- Среди амнистированных были обиженные, наверняка…
- Кто ж в этом сомневается, конечно были. Другое дело, что имело место гражданское противостояние между жителями Западной Украины, ведь было немало тех, кто воевал на стороне Красной Армии, работал в милиции, у кого родственники погибли от рук бандеровцев… Фактически там после войны шла гражданская война.
«Память о тех событиях регулярно приносится в жертву политическим соображениям…»
- А почему у них была такая ненависть к полякам?
- Мы должны понимать, что эта вещь в значительной степени была обоснована. Поскольку в межвоенной период Западная Украина входила в состав Польши.
- На Майдане, когда им говоришь про те события, они отвечают, что поляки первые начали…
- Это недопустимое упрощение. В межвоенный период в Польше давление на украинское население было, были акции по закрытию православных церквей на Западной Украине, были массовые "пацификации" и так далее. Ничего приятного в польском владычестве над Западной Украиной, откровенно говоря, не было. Однако проблема заключается в том, что в 1941 - 1944 годах уничтожению со стороны ОУН подвергались простые поляки, которые жили на Западной Украине, и часть которых была переселена туда польскими властями. Те жестокости, которые совершали польские власти по отношению к украинцам, они не могут оправдывать тех массовых и страшных убийств, которые проводили оуновцы в 1943-1944 годах. Хочу подчеркнуть, что это было не противостояние поляков и украинцев, это были акции ОУН, которые и несут за это ответственность.
|
- Кстати, а как в Польше, стране Евросоюза, куда и хотят попасть евромайданщики, относятся к тем событиям? Все забыли и простили?
- В этом году был трагический юбилей, 70 лет «Волынской резне», и под давлением "кресовых" организаций, в которые входят поляки, жившие когда-то на Западной Украине, в польский парламент вновь вносился вопрос о признании «Волынской резни» геноцидом поляков. Однако попытки подобных деклараций блокируются теми польскими политиками, которые делают ставку на сегодняшнюю евроинтеграцию Украины, на определенный антироссийский настрой. Память о тех событиях хотя и существует, но регулярно приносится в жертву внешнеполитическим соображениям.
- А можете сказать, как будут жить «новые бандеровцы» и поляки в одном Союзе, если евроинтеграция Украины все-таки произойдет?
- Если произойдет, то представителей западноукраинских радикальных националистов вроде «Свободы», ждет весьма неприятный сюрприз. Потому что польская сторона готова закрывать глаза на их «художества» ровно до того момента, пока это им политически выгодно. Если вопрос по евроинтеграции Украины будет решен, то мы увидим, как под польским влиянием будут приниматься (в том числе на европейском уровне!), декларации, направленные против ОУН и Бандеры. Мы уже знаем, что после объявления о награждении Бандеры звездой Героя Украины (указ об этом подписал Ющенко накануне своего ухода с поста президента), с подачи польской стороны Европарламент выразил сожаление по этому поводу.
- А Россия ставила вопрос, в том числе перед Европой и США, о фактическом возрождении нацизма на территории Западной Украины?
- Говорить о возрождении нацизма – неправильно. Скорее, идеология ОУН относится к фашистскому толку… Неоднократно говорилось это нашими дипломатами, но это практически не вызывает какой-либо реакции. Наверное, из-за двойных стандартов. Хотя процесс печальный… Буквально несколько дней назад международной организацией «Мир без нацизма» был издан толстенный том мониторинга фашистской угрозы в мире, и там по Украине вполне справедливо указывается эта опасность.
|
- Вы же наблюдаете за событиями на Майдане?
- Да.
- Как историк, никаких исторических параллелей с тем временем не подметили?
- Меня очень обеспокоил недавний случай на Майдане, когда там поймали каких-то воров, объявили их сразу «донецкими», хотя те говорили почему-то на украинском языке (как мне рассказывали жители того села, откуда эти «воры» якобы родом, там говорят на русском), поставили на колени, на лбах написали слово «вор»… Тут уже включился механизм «расчеловечивания» противника через унижение. Точно также в свое время в 1941 году перед львовскими погромами «расчеловечивались» евреи, которых также заставляли вставать на колени, раздеваться, мыть улицы и т.д. Эти процессы настораживают. Это шаг в очень неприятную сторону. И то, что на Майдане сделали этот шаг, вызывает беспокойство: второй и третий шаги приведут к более страшным последствиям.
- И что теперь Украине со всем этим «добром» делать? Как остановить волну радикализма?
- Должны появиться новые силы, которые решат социально-экономические вопросы, а не подменять это борьбой с русским языком, разжиганием противостояние между западом и востоком страны…
Journal information