Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote,
Михаил Маркитанов
mikhael_mark

Categories:

Триумф и трагедия белого аса

Если самым знаменитым русским лётчиком Первой Мировой войны, безусловно, был Пётр Николаевич Нестеров, то самым результативным следует признать Александра Александровича Казакова. На его счету 17 личных побед над немецкими и австро-венгерскими лётчиками и 20 побед в группе. О нём и пойдёт наш рассказ.




Лётчик Александр Казаков


Александр Казаков продолжал воевать до самого конца, не позволяя своей 1-й боевой авиагруппе подвергнуться тому развалу, который охватил всю русскую армию после Февральской революции. И последний вражеский самолёт сбил уже после октябрьского переворота. Однако, когда большевики ввели в армии выборное командование, авиагруппа отстранила Казакова от должности, предпочтя ему унтера-большевика. Казаков выехал в Москву, некоторое время пытался найти компромисс с новой властью, чтобы продолжать служить России, но в итоге оказался под подозрением в контрреволюционной деятельности.

В те самые дни на севере России, в районе Мурманска высадились союзнические войска Англии и США. Поскольку русский фронт стараниями "временных" и сменивших их большевиков окончательно развалился, встала реальная угроза занятия Финляндии германскими войсками. Опасаясь, что за Финляндией может последовать Мурманск - единственный незамерзающий порт на Северном Ледовитом океане, с огромными запасами военного имущества - союзники России по Антанте спешили их опередить. А когда большевики заключили с немцами Брестский мир - начали формирование в окрестностях Мурманска и Архангельска белой Армии Северной области.

В эту-то армию и предложили вступить Казакову. Поскольку выбирать ему было особо не из чего - над ним витала угроза ареста, а его неудовлетворённое патриотическое чувство звало аса на фронт, продолжать борьбу с немецкими захватчиками, Казаков охотно согласился.





Часть, в которой предстояло служить Казакову, называлась Славяно-Британским авиаотрядом, входившим в состав Славяно-Британского легиона. Как в легион, так и в авиаотряд русских добровольцев, в основном - офицеров, зачисляли рядовыми британской службы. Исключение сделали лишь для Казакова и ещё нескольких героев, которым дали чин лейтенанта (в Русской Императорской Армии Казаков числился подполковником). Англичане утверждали, что это - лишь до сформирования полноценного армейского корпуса, однако, не зря русская народная мудрость гласит, что нет ничего более постоянного, чем временное. Казаков был согласен принести эту жертву - лишь бы продолжать сражаться с ненавистными оккупантами и их местными пособниками. Вспомним, что тёзка нашего героя - адмирал Александр Колчак - готов был записаться в английскую армию рядовым, лишь бы продолжать войну.

Вместе с Казаковым в белом авиаотряде служили и его недавние соратники по Первой Боевой авиагруппе - С.К. Модрах, с которым они вместе бежали из красной Москвы, снабжённые всеми  необходиыми документами и паролями, и Н.И. Белоусович. Славянско-Британский авиаотряд носил английскую форму, но имел особый знак отличия: русскую авиационную эмблему, которую лётчики, сняв со своих прежних боевых погон, прикрепили к головным уборам.




Фронт Армии Северной Области, возглавил которую генерал Е.К. Миллер, делился на два чётко выраженных участка - "железнодорожный", пересекавший железную дорогу Архангельск - Вологда, и "речной" - в районе Северной Двины. Казакову довелось вести бои на "речном" участке. Правда, бои эти были весьма странные: если в течение 1917 года Александр Александрович уничтожил 16 самолётов противника - немцев и австрийцев, то в 1918 ни одной воздушной победы за ним не числилось. Объясняется это просто: противниками Казакова и его товарищей были красвоенлёты 6-й Красной армии, большинство из которых являлись такими же офицерами Императорской Армии, что и Казаков. Нередко красные и белые лётчики оказывались в недавнем прошлом сослуживцами. Так, награждённый за бои весны 1919 года орденом Красного Знамени П.А. Пентко во времена, не столь отдалённые, служил в 1-й Боевой авиагруппе под началом Казакова. Не мудрено, что ни тем, ни другим воевать друг против друга не хотелось. Правда, красные записывали на свой счёт воздушные победы, и даже получали за них ордена, но сегодняшние историки смотрят на эти победы скептически, а нередко и прямо их опровергают.

Отсутствие побед над красными военлётами Казаков с лихвой компенсировал крайне успешными действиями против наземных целей противника: перед большевистской пехотой и красными матросами Двинской флотилии он никаких моральных обязательств не чувствовал, помня безобразия лета 1917-го.



Вот только два факта, приводимых В. Бондаренко в очерке об А. Казакове. 17 июня 1919 года Казаков лично разработал и лично же возглавил атаку на красный аэродром Пучуга. Несколько истребителей белых обстреляли ангары красных зажигательными пулями, уничтожили на земле 2 красных истребителя "ньюпор", один истребитель "СПАД" и запасы горючего. Поскольку о жертвах большевиков в живой силе автор очерка не сообщает, дерзну предположить, что их и не было. Казаков сразу убил двух зайцев: нанёс противнику ощутимый урон и избавил своих бывших соратников по Великой Войне от необходимости вести тягостные и ненужные им бои против своих.

Успех 17 июня был повторён днём позже - на этот раз Казаков атаковал Двинскую красную флотилию. А в июле англичане совместно с миллеровцами предприняли своё последнее наступление. Казакову выпала честь поддерживать его с воздуха. Вот что пишет В. Бондаренко об этом эпизоде: "Взмывая с аэродрома Кургомень в десяти верстах от линии фронта, истребитель Казакова на бреющем полёте, с высоты 10 метров расстреливал красноармейские окопы. Лётчик не обращал внимания на убийственный ружейно-пулемётный огонь и раз за разом повторял рискованный манёвр. В конце концов красноармейцы, не выдержав, бросили позиции и в панике бежали. Больше ста человек было убито, полтысячи сдалось в плен". Однако, этот успех англичан уже не интересовал. Вместо развития наступления они начали эвакуацию, обрекая белую армию Миллера, в силу её малочисленности, на неизбежный разгром.





Впрочем, Казакову предложили насовсем перейти на службу в королевский военно-воздушный флот. ПРославленный лётчик от такого предложения не отказался, но и согласия своего не дал - ведь в этом случае ему пришлось бы покинуть Родину навсегда. А этого Казаков позволить себе не мог.

В итоге блистательная эпопея самого результативного русского аса завершилась трагедией. Не желая покидать Родину, но и не видя для себя перспектив под властью большевиков, Александр Казаков покончил с собой. Произошло это следующим образом. Двое из его соратников, Модрах и Белоусович, отбывали в Сибирь, в армию Колчака, надеясь добраться до Омска с экспедицией полярника Вилькицкого. Казаков в возможность добраться до Колчака, видимо, не особо верил, однако, вызвался проводить друзей. И в воздухе его "сопвич" неожиданно стал резко набирать высоту, словно готовясь к мёртвой петле, а затем столь же неожиданно рухнул вниз. На полной скорости. Казаков погиб мгновенно от перелома позвоночника.





Официальная версия гласила об отказе мотора, однако свидетели в один голос утверждали, что мотор "сопвича" работал до последнего мгновения. Действия Казакова в боях с красными в июне - июле 1919 года недвусмысленно свидетельствовали, что своей лётной квалификации Александ Александрович не растерял и вполне мог бы посадить самолёт даже в случае поломки. Но жить дальше в условиях, когда любимое Отечество гибло, преданное союзниками, а война, которая по всем параметрам должна была бы завершиться полной победой России, закончилась позорной капитуляцией, он не видел смысла.

Тем трагичнее, что в годы Великой Отечественной войны имя Казакова получила 1-я истребительная эскадрилья в так называемой "русской освободительной армии" предателя Власова. Имя человека, любившего Россию до того, что эмиграции он предпочёл самоубийство, стало знаменем для предателей Родины и злейших врагов русского народа. Как жаль, что в 1945 году белый ас уже не мог заступиться за собственную честь. Трагично закончилась его жизнь - трагичной была и судьба его имени после смерти. Слава Богу, хоть сейчас мы имеем возможность воздать должное его светлой памяти.

При написании данной статьи была использована книга:
Бондаренко В.В. Герои Первой Мировой войны. - М.: Молодая Гвардия, 2013.

Tags: Белые, Гражданская война, История Отечества, Неизвестных героев не бывает
Subscribe

Posts from This Journal “Гражданская война” Tag

promo mikhael_mark december 26, 2019 12:52 8
Buy for 10 tokens
Как известно, одним из главных аргументов тех, кто категорически выступает против передачи храмовых зданий верующим, является ограниченность финансовых ресурсов у Церкви и отсутствие понимания "всей всемирно культурной ценности этих старинных памятников". В итоге, делается вывод,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments