Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote,
Михаил Маркитанов
mikhael_mark

Categories:

Откуда поп в отряде Робин Гуда

Моему другу Андрею Сергеёнку -
на память о наших дискуссиях на Унзово


Культура, в рамках которой приходится сегодня вращаться нашим детям - полотно довольно-таки пёстрое. И встретить там явление, которое трудно счесть душеполезным, сейчас гораздо проще, чем наткнуться на что-то действительно душеполезное. Что-то, безусловно, необходимо беспощадно отринуть. Но иногда сделать это довольно непросто, особенно если речь идёт о явном шедевре. И особенно - если речь идёт о книгах или фильмах, на которых мы росли сами. Здесь нужна двойная аскеза ума: важно не только отделить христианское от антихристианского, а добро - от зла, важно воздержаться ещё и от огульного осуждения. Ведь если показавшееся нам сегодня душевредным произведение в своё время не помешало нам стать православными, почему мы так уверены, что оно помешает в этом нашим детям? И нет ли в этом произведении тех отблесков Вечной Истины, которые и сегодня заставляют нас его любить, несмотря на произошедшую с нами переоценку ценностей.

Сложно изъясняюсь, да? Ну, тогда конкретнее. Один из самых популярных во второй половине ХХ века литературных и киношных образов был герой английских народных баллад Робин Гуд. И сегодня школьные учебники по английскому языку не обходятся без текстов, посвящённых этому персонажу. Между тем, то, как данный образ подавался в советской культуре, делает его, мягко говоря, духовно небезопасным.



Робин Гуд

В отечественном фильме "Стрелы Робин Гуда" с блестящими песнями Владимира Семёновича Высоцкого (которые в титрах не совсем оправданно названы балладами) Робин предстаёт перед зрителями эдаким благородным разбойником, защитником крестьян от произвола феодалов, а бедняков - от притеснений богатеев. Столь же ярко показан и его воинственный антиклерикализм: одним из главных врагов Робин Гуда, наряду с шерифом Ноттингемским и сэром Гаем Гисборном, выступает епископ Герфорд, на психологический портрет которого авторы фильма не жалеют чёрных красок.

Отношение к епископу Герфорду и в оригинальных балладах робин-гудовского цикла не слишком-то уважительное:

-Я вижу - здесь меня введут
В неслыханный расход...
- Не трусь, - ответил Робин Гуд, -
Я сам проверю счёт.

Он расстелил свой длинный плащ -
И триста золотых
Он из епископа натряс
Во имя всех святых.

И на прощание стрелки
Сыграли на рогах.
Пришлось епископу плясать
В тяжёлых сапогах.

И вообще:

Не верил Робин Гуд попам
И не любил попов.
Кто рясой брюхо прикрывал,
К тому он был суров.

Тем не менее, священник в отряде "вольных стрелков" имеется. Отец Тук. Который не только окормляет их словом Божиим, но, если надо, и сам берётся за дубину. Как это объяснить?



Отец Тук (слева) и епископ Герфорд (справа)
Кадр из фильма "Стрелы Робин Гуда"


Советские интерпретаторы робин-гудовских легенд не смогли разрешить эту задачу и не нашли ничего лучшего, чем попутно измазать грязью и самого отца Тука, выставив его пьяницей, развратником и лицемером, кощунственно выдающим свои любовные похождения с женщинами за Таинство Исповеди. И это - несмотря на то, что отец Тук находится на правой, с точки зрения советской власти, стороне.

Между тем, чтобы понять феномен отца Тука, достаточно вспомнить, что в Англии робин-гудовский сюжет воспринимается с несколько другими оттенками. Робин Гуд - англосаксонский дворянин, имение которого разорили нормандские феодалы. Основная линия противостояния в этом сюжете проходит не по классовому, а по национальному признаку. "Вольные стрелки" Робин Гуда - не шайка разбойников, пусть и "благородных", а народные мстители. Партизаны.

Ещё он бороду не брил, а был уже стрелок -
И самый дюжий бородач тягаться с ним не мог.
Но дом его сожгли враги - и Робин Гуд исчез,
С ватагой доблестных стрелков ушёл в Шервудский лес.

Робин и его стрелки грабили феодалов. Нормандских. Потому что воспринимали их как разбойников, вероломно забравшихся в чужой дом. И действительно раздавали деньги бедным, что с их стороны было предельно логично. Во-первых, плох тот партизан, который не попытается заручиться поддержкой местного населения. А во-вторых, крестьяне вокруг были свои, англосаксонские, а значит, в какой-то степени, родные для Робин Гуда, несмотря на сословные перегородки. Вот и брал он их под свою высокую защиту. И учитывая, что Церковь во все века благословляла патриотические движения, наличие в отряде Робин Гуда священника становится более чем логично.



Робин Гуд и отец Тук.
Кадр из фильма "Стрелы Робин Гуда"


Да, а как же с антиклерикализмом? Как же быть с противостоянием по линии "Робин Гуд - епископ Герфорд", едва не завершившимся сожжением на костре возлюбленной Робина? Что же - епископ (а значит - церковная власть) на стороне оккупантов, и только один мужественный священник благословляет партизан? Получается проповедь раскола?

Нет, не получается. Тут важно вспомнить факт, о котором я уже имел удовольствие писать в своём ЖЖ со ссылкой на отца Макария Маркиша: до Нормандского Завоевания Англия была православной страной. Вильгельм Завоеватель, желая упрочить свою власть, немедленно насадил по всей стране католичество. Время действия робин-гудовских баллад (по крайней мере, в той их версии, которую озвучивают советские кинематографисты) - это царствование Ричарда Львиное Сердце. То есть - период с 1189 по 1199 годы. С момента Нормандского Завоевания прошло чуть более ста лет. Логчно предположить, что за это время память о православном прошлом Британии ещё не успела выветриться (как не выветрилась память о православном прошлом России за 70 лет советской власти). Не исключено, что в некоторых дальних монастырях (а отец Тук вообще подвизался в "келье под елью", он был изгнан из своего монастыря), вопреки насаженным захватчиками католическим епископам, продолжали держаться прежней веры. Для Робин Гуда, объявившего нормандцам вендетту, верность Православию вполне могла стать элементом национальной самоидентификации. Отсюда - его враждебность к официальным "попам" и епископам - католическим, а следовательно - вероотступным. При наличии благословения и церковного окормления со стороны священника-одиночки отца Тука.

Так что, думаю, родителям, желающим воспитывать своего ребёнка в Православии, не стоит прятать от него легенды о Робин Гуде (тем более, что фильм с песнями Высоцкого действительно шедеврален). Стоит просто провести с ребёнком небольшой исторический ликбез и объяснить, что на самом деле всё происходило несколько не так, как это выглядит на экране.

Tags: История Отечества, Кино, Культурология, Православие, Православное воспитание детей
Subscribe

Buy for 10 tokens
То, чего я так боялся в прошлом году, увы, становится реальностью и приобретает конкретные очертания. Похоже, с нашими поездками на озеро Большое Унзово - окончательно и бесповоротно всё. Рейдерам, захватившим нижегородский НИИ Радиотехники (причём на безупречно законных основаниях захватившим -…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments