Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote,
Михаил Маркитанов
mikhael_mark

Categories:

"Ученик лекаря": бумеранг зла и лекарство от глупости

И ещё немного об "Ученике лекаря". Есть там ещё одна сюжетная линия, малозначимая, на первый взгляд, но достаточно глубокая по своей смысловой нагрузке. Помните Гроздана, доверчивого богача, просившего у Радомира лекарство от глупости и получившего в ответ сушёный козий помёт?




Гроздан покупает "лекарство от глупости"

Поняв, что его обманули, Гроздан пытается "сдать" Радомира проходящим мимо офицерам, но вместо этого попадает под мобилизацию и оказывается на войне. Пути его и Радомира расходятся очень надолго.

За это время Радомир радикально преображается. Он притворяется глухонемым и поступает в услужение к Вазили, чтобы исцелить мать своей возлюбленной, он учится дисциплинировать себя, свой ум и свои желания, он идёт к намеченной цели, невзирая на все трудности. Если раньше он обманывал ради себя, ради наживы, то теперь ему приходится лгать ради любви.

Гроздан же за это время прошёл через войну, плен, рабство, видимо, был выкуплен своим отцом и вернулся в родной город израненный и оборванный. На улицах Тырново встречаются два совершенно других человека, от прежнего у них остались только имена. И память.

И вот этого-то как раз и не понимает Гроздан. Он горит желанием мести. И, конечно же, он сразу понимает, что Радомир притворяется. И охотно сдаёт его.



Гроздан узнаёт Радомира


В итоге Радомир оказывается в застенке. Палачи подвергают его пыткам, чтобы выведать его подлинные замыслы, но ведомый, как путеводной звездой, своей любовью, Радомир выдерживает всё. И обер-кат вынужден признать: "Этот человек и впрямь глухонемой. Что бы мы ни делали, он только мычит".

Вот эта ситуация и должна быть нами как следует осмыслена. На первый взгляд, Гроздана хочется заклеймить, но давайте спросим себя: а разве он виноват в своих собственных страданиях? Разве он заслужил несколько лет рабства в каменоломнях? Он всего лишь хотел стать умнее и честно готов был за это заплатить. Причин, заставивших Радомира притворяться, он также знать не мог. Безусловно, поступок Гроздана с христианской точки зрения - грех. Но по-человечески его вполне можно понять и отчасти оправдать.





Радомир в застенках

Итак, Радомир, покаявшийся и изменившийся, неожиданно сталкивается со злом, которе он когда-то причинил и которое теперь вернулось к нему из прошлого. К его долголетнему подвигу молчания добавляются физические страдания. И мы видим, что они также не способны заставить его отступить. То есть, Радомир в итоге ещё больше возвышается над собой прежним. И в наших глазах тоже.

У Бога ничего не бывает случайно. Он знает, кому, когда и какой крест попустить. Иногда наши грехи возвращаются к нам бумерангом - но это происходит в тот момент, когда мы морально готовы не сломаться под их бременем. И наше заслуженное в прошлом страдание оборачивается подвигом и ведёт нас к совершенству. Об этом важно помнить - и не роптать.

Важно помнить и о том, каким отталкивающим в данном эпизоде выглядит Гроздан. Поверьте, мы, когда осуждаем ближнего, выглядим не лучше. Потому что внутреннее расположение человека от нас сокрыто. Мы помним совершённый им некогда грех. Но редко задумываемся о том, что человек с тех пор мог радикально перемениться. И тогда мы ничем не лучше Гроздана, прыгающего в злорадном экстазе после своего подлого доноса.

Кстати, о Гроздане. Он таки получил то, чего хотел. Дело в том, что этот персонаж появляется в фильме ещё в одном эпизоде. Когда Радомир перед народом на площади произносит клятву Гиппократа, среди прочих лиц мы видим и Гроздана.



Радомир произносит клятву Гиппократа. Справа - Гроздан.



Видим его лицо - весьма одухотворённое. И... не слышим его слов. Недавний враг Радомира, мечтавший, чтобы  тот сгнил в тюрьме, проникается торжественностью момента и, видимо, понимает, что в этот момент перед ним рождается другой человек - человек, который никогда больше и никого не станет обманывать ради наживы. Понимает, что был неправ. Плен излечил Гроздана от глупости, о чём он так мечтал. А мужество Радомира перед лицом палачей и последующее открытие смысла его притворства - от злости. Так что, в конечном итоге, и собственные страдания, и страдания Радомира обернулись на пользу для души Гроздана. Грех Радомира Бог обратил во благо.

Tags: Кино, Культурология, Православное воспитание детей
Subscribe

Posts from This Journal “Православное воспитание детей” Tag

Buy for 10 tokens
То, чего я так боялся в прошлом году, увы, становится реальностью и приобретает конкретные очертания. Похоже, с нашими поездками на озеро Большое Унзово - окончательно и бесповоротно всё. Рейдерам, захватившим нижегородский НИИ Радиотехники (причём на безупречно законных основаниях захватившим -…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments