Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote,
Михаил Маркитанов
mikhael_mark

Categories:

"Ученик лекаря": наказанная гордыня и торжество покаяния.

Не иссякает поток приятных сюрпризов из советского прошлого. Вчера на дружественной странице ВКонтакте обнаружил детский фильм 1983 года "Ученик лекаря", о котором я с тех пор успел капитально забыть. С радостью освежил его в своей памяти - и неожиданно обнаружил, что держу в своих руках ещё одно подспорье в деле православного воспитания детей. Очень жаль, что этот фильм выпал из моего поля зрения в то время, когда моей Сашке было 7 - 8 лет, но надеюсь, что мои размышлизмы кому-нибудь, да пригодятся.







Прежде всего, об исторической атмосфере, в которой развивается действие фильма. Это XIV век (по ходу сюжета упоминается Петрарка, причём о нём говорят как о начинающем поэте). Болгарское Царство (что можно заключить по именам и по тому, что один из главных героев носит титул царя: в Западной Европе тех лет такой титул носил только правитель Болгарии). То есть - страна, с одной стороны, типично-православная, а с другой - столь же типично-западноевропейская. Это очень важно для общего развития: важно понять, что мир Православия не исчерпывается обычаями, укоренившимися на нашем приходе, что православная культура может быть и вполне западной, оставаясь при этом строго православной. Это важно, учитывая настроения (и нестроения), царящие в определённых кругах. А также учитывая непростой опыт нашей собственной, российской истории. Кроме того, нельзя не поразиться открытости советского сознания, его готовности создать шедевр на буквально любом культурном поле, при том, что сам СССР был государством довольно закрытым, жёстко отстаивающим свои национальные интересы и пресекающим "чужеродные влияния". Но вот, оказывается, проведение жёсткой культурной политики совсем не тождественно пугливой зашоренности, которую сегодня пытаются навязать православным родителям Медведева и Шишова со своими многочисленными подпевалами.

А теперь - непосредственно о православных смыслах, заключённых в этом советском продукте. Прежде всего, внимание привлекает главный положительный герой. Приходится признать, что этот образ отличается своей далеко не детской и не сказочной глубиной и неоднозначностью. В момент своего появления в сюжете этот герой - Радомир - живёт мошенничеством, продавая шарлатанские снадобья доверчивым прохожим. Он может с лёгкостью выманить деньги у явно небогатого старика, обещая ему "молодильный порошок", или объегорить доверчивого богача, подсунув ему вместо лекарства от глупости сушёный козий помёт.



Радомир продаёт "молодильный порошок".


Согласитесь, не слишком симпатичный персонаж, и явно не тянет на образец для подражания. И вот этот-то жулик становится невольным свидетелем настоящего человеческого страдания, и с этого момента в его душе начинается перелом. По пути Радомир встречает уличную танцовщицу Тодорку и пленяется её красотой. Пытаясь обманом заполучить её поцелуй, он узнаёт, что мать Тодорки - Мария - тяжело больна. Ноги давно уже не держат её, женщину носят на руках сыновья. И вот, потрясённый Радомир, ещё не зная как, решает помочь понравившейся ему девушке и спасти её мать. Но как это сделать?

Ответ приходит неожиданно (что даёт повод заговорить с детьми о Промысле Божием и о том, какой неожиданной может быть Божия Помощь, и как важно её не прозевать): скрываясь от стражников, Радомир видит, как царский лекарь Вазили ставит на ноги больного, страдавшего подобным же недугом. Первая мысль Радомира: обратиться к Вазили за помощью - вызывает у Тодорки и её родных смех: царский лекарь за свои услуги берёт бешеные деньги. Вторая мысль - наняться учеником к Вазили и разузнать секреты его ремесла - также оказывается трудноисполнима: Вазили не берёт учеников. И тогда Радомиру приходится встать на путь подвига, несколько необычного, но при этом самого настоящего: притворившись глухонемым, он нанимается к лекарю в слуги и внимательно наблюдает за его работой, рассчитывая таким образом проникнуть в секреты врачебной науки.



Лекарь Вазили


Справедливости ради, а главным образом - ради христианского трезвомыслия, следует отметить, что просветление и обращение Радомира не происходят мгновенно. Ему ещё предстоит долгий путь, он ещё должен понять, как мало он в действительности знает, он ещё должен осознать, что жить ежедневным притворством, не смея сказать ни слова, зажимать свою волю в кулак, чтобы случайно не вздрогнуть от неожиданного звука, ему предстоит несколько лет. Легко решиться на поступок, который кажется тебе легкоисполнимым, тем более, если за доброе дело тебя ожидает вполне очевидная награда. Гораздо труднее - не испугаться, когда перед тобой открывается долгий путь ежедневного подвижничества и прямого риска, а вожделенная цель отодвигается на неопределённую перспективу, не отступить, остаться верным единожды принятому решению, когда его исполнение оказывается проблематичнее, чем ты поначалу думал. Эту трудность хорошо понимают и Тодорка с Марией, потому и пытаются отговорить Радомира, предлагая ему взамен место в их труппе. И вот здесь, пожалуй, Радомир впервые действует как человек со свободной и сильной волей. Он понимает, что бродячий театр завтра уедет из города, и когда вернётся - неизвестно. Что Тодорка надолго выпадет из поля его зрения. Что она вполне может увлечься кем-то другим. Но он уже не может отступить, он видел страдание и дал себе клятву победить его, излечить Марию, чего бы ему это ни стоило. И тогда он вверяет себя попечению Божию. Он готов учиться врачебным премудростям, сколько бы на это ни ушло времени. И молчать годами, ибо это - необходимое условие его необычного ученичества. "Я должен стать настоящим лекарем, - говорит он. - А тогда я найду тебя! Где бы ты ни была!" Советское сознание как-то проходило мимо этих замечательных слов, видя в них обычную клятву влюблённого на верность. Но давайте вдумаемся: речь идёт о XIV веке. Бродячий театр колесит по всей Европе, из города в город, из страны в страну. В Европе бушует война (о ней в фильме упоминается несколько раз - вероятнее всего, речь идёт о турецком нашествии). Мало ли, что может подстерегать Тодорку на пути за эти несколько лет. И через столь твёрдую уверенность Радомира в их новой встрече и в том, что он сможет её найти, явно проступает проснувшаяся в нём вместе с серьёзностью религиозность. В этот момент он именно предаёт и себя, и свою возлюбленную Божию попечению.



Прощание Радомира с Тодоркой


Те, кто смотрел фильм, знают, что эта вера и решимость Радомира в конце концов увенчались полным успехом - он стал ещё более искусным врачом, чем его невольный учитель. И что Тодорка в нужный момент (Промыслом Божиим, не иначе) снова вернулась в Тырново (тогдашнюю столицу Болгарии), и что именно Радомир в итоге излечивает её по просьбе царя, когда искусство Вазили оказывается бессильно. А потом ставит на ноги и Марию, как обещал. В общем, благие плоды покаяния налицо. Только на лёгкий путь к ним рассчитывать не приходится.



Триумф Радомира. Он выполнил своё обещание. Правда, перед этим едва не погиб сам.
И едва не потерял свою возлюбленную.



Не менее интересен и антагонист (а одновременно - невольный наставник) главного героя. Его кончина в финале фильма выглядит хоть и логичной по канонам жанра, но уж больно нелепой. И объяснение мудрого библиотекаря Косты: "Он умер от яда который был в нём самом - от яда ненависти и злобы", - не выглядит исчерпывающим.



Мудрый библиотекарь Коста. Его авторы фильма используют в качестве рупора собственных идей,
наподобие Гэндальфа во "Властелине Колец", Аслана в "Хрониках Нарнии"
или Дамблдора в "Гарри Поттере"


Для тех, кто фильма ещё не видел, поясню: Радомир, желая удержать Вазили от врачебной ошибки, ценой которой может стать жизнь его возлюбленной, выдаёт свою тайну. Вазили взбешён и требует от царя казнить обманщика. Влюблённый в Тодорку и благодарный Радомиру за её спасение царь против. Но Радомир уговаривает его не противиться желанию лекаря. "Пусть Вазили даст мне самый смертоносный яд. Но если я выживу, я приготовлю свой яд и дам его Вазили". Заметим, между прочим, что, произнося эти слова, Радомир уверен: Тодорка для него потеряна, она предпочла царя. Но, соглашаясь на столь страшные условия, он и в мыслях не держит самоубийства, напротив, находит противоядие и излечивается - потому что только он ещё может помочь Марии, как обещал. Для Радомира яд Вазили - своеобразный экзамен на профессиональную состоятельность.




Вазили с бокалом яда


Радомир произносит клятву Гиппократа


Излечившийся от яда Радомир на городской площади перед народом произносит клятву Гиппократа. Теперь он обязуется не причинять вреда пациенту, не давать ему смертоносного зелья и считать Вазили своим вторым отцом. Поэтому наутро в присутствии царя он даёт старому лекарю вместо обещанного яда бокал чистой воды. Но Вазили неожиданно падает замертво.

Тут очень важно понять, что это за человек. Во-первых, этические принципы, на верность которым он когда-то присягал, так же вот, как Радомир, для него уже ничего не стоят. Он охотно продаёт вельможам яды для сведения взаимных счётов, если это сулит ему барыш. Именно поэтому ему был нужен глухонемой слуга: чтобы тот не мог выболтать секреты теневой жизни своего господина. Во-вторых и в гораздо более важных, Вазили - патологический гордец. Он ни с кем не желает делиться секретами своего ремесла. Его тайны должны умереть вместе с ним, и ему совершенно безразлично, что огромный город в результате останется без врача. И когда он узнает, что его тайны - больше не тайны, что ими овладел человек, которого он не привык воспринимать всерьёз (хотя по-своему был привязан к Радомиру), в нём начинает клокотать зависть. "Я не могу, государь, - говорит он царю, - покинуть твой дворец посрамлённым". Перенести то, что молодой человек посмел указать ему на его ошибки, Вазили не в силах. И даже царская благодарность не может угасить его гнев.



Царь пыается примирить Вазили и Радомира


В принципе, Вазили трудно назвать мерзавцем. Как я уже сказал, он успел по-своему привязаться к Радомиру и даже выражает сожаление, что молодой человек - не его сын. Вазили - истинный мастер своего дела и реально помогает людям. Скорее, он служит примером того, что мы называем "обычным человеком". То есть - грешника, каков каждый из нас. В любом из нас живут греховные страсти, таково уж свойство повреждённой адамовой природы. Другое дело - как мы сами к ним относимся. Стремимся ли избавиться от этой вредной обузы, или влечёмся ими, как корабли ветром. Вазили со своими страстями вполне сжился и подчинился им. Пока лично у него в жизни всё хорошо, он выглядит неплохим человеком. Но как только страсти (в данном случае - гордость и зависть) не получают должного удовлетворения, респектабельный человек вдруг превращается в монстра. И этот монстр вдвойне отвратителен на фоне кротости и смирения Радомира (а вспомним, кем он был в начале фильма!).

Так что Вазили и впрямь погиб от "яда, который был в нём самом". Греховные страсти, овладевшие его душой, не оставили ему лазейки для покаяния, и поэтому Бог прекращает его ставшую теперь бессмысленной жизнь, ибо эта жизнь отныне будет только умножать зло. Вот так, пожалуй, и надо уточнить слова мудрого Косты.

Покажите своим детям фильм "Ученик лекаря". Их душам это будет весьма полезно и поучительно. Вы получите повод для новых разговоров с ними о Православии, об аскетике, о покаянии и о том, в конечном счёте, от чего нас спас Христос. А ещё - радость от возвращения в детство.

Tags: Кино, Культурология, Православие, Православное воспитание детей
Subscribe

Posts from This Journal “Кино” Tag

promo mikhael_mark december 26, 2019 12:52 8
Buy for 10 tokens
Как известно, одним из главных аргументов тех, кто категорически выступает против передачи храмовых зданий верующим, является ограниченность финансовых ресурсов у Церкви и отсутствие понимания "всей всемирно культурной ценности этих старинных памятников". В итоге, делается вывод,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments