Джоанн Роулинг
Для тех, кто не понял - это о "Хрониках Нарнии" Клайва Льюиса. "Википедия" делает вывод, что Роулинг обвиняет Льюиса в дискриминации женщин. Я бы из этой фразы такого вывода не стал бы делать. Но и сама по себе она вызывает желание поспорить.
Первое. "Сьюзен стала взрослой девочкой". А Люси не стала? Напротив, никто иной, как Аслан, свидетельствует в пятой части "Хроник": "Вы слишком выросли, дети. И должны, наконец, войти в свой собственный мир". В Нарнию, по словам Аслана, ни Люси, ни её брат Эдмунд больше не вернутся. При этом Аслан нисколько не считает, что процесс взросления для Люси будет сопряжён с утратой веры. Напротив: "Я буду учить вас этому всю жизнь... Я умею строить мосты". Почему же Аслан столь "жестоко" отсылает прежних королей прочь из Нарнии? Потому, что дети действительно выросли. Их вера должна стать более серьёзной и более осмысленной. Любимые сказки надо поцеловать и оставить в прошлом с чувством благодарности за то, чему они нас научили. И идти дальше - к истине, которая за этими сказками проступает.
"- Неужели ты бываешь и у нас? - спросил Эдмунд.
- Конечно, - сказал Аслан. - Только там я зовусь иначе. Учитесь узнавать меня и под другим именем. Для этого вы и бывали в Нарнии. После того, как вы узнали меня здесь, вам будет легче узнать меня там" (выделено мной - М.М.).
Аслан и Каспиан прощаются с Люси и Эдмундом
То есть, Нарния была показана детям из семьи Пэвенси, чтобы укрепить их в христианской вере, которая, видимо, была не шибко в чести у их родителей (иначе они узнали бы параллели с Библией в своих приключениях). Подозреваю, что и Сьюзен было сказано нечто подобное - Аслан беседовал с ней и Питером в финале "Принца Каспиана" и точно так же сказал, что они в Нарнию больше не вернутся. А раз так - то вина Сьюзен отнюдь не в том, что она открыла для себя вопросы пола. В конце концов, и в Нарнии люди женились, выходили замуж, рожали детей, но от этого не предавали Аслана. Вина Сьюзен в том, что она не пожелала двигаться в том направлении, которое для неё наметили Льюис и Аслан. Она слишком увлеклась материальным и преходящим, забыв, что предназначение человека - независимо от пола - совершенно не в этом. И именно за это её осуждает Льюис (устами Полли).
Аслан и Сьюзен
Кстати, Полли успешно не только повзрослела, но и состарилась. И приобрела необходимую мудрость. И именно её Льюис в итоге делает рупором своих собственных оценок. А значит, дело тут вовсе не в пресловутых "вопросах пола".
Смысл отступничества Сьюзен - в том, что человек бесконечно пластичен. А. Кураев сформулировал это так: "И великий может пасть, и падший может подняться". Падение Сьюзен перекликается с падением Апостола Петра в ночь Гефсиманского борения - все ли помнят, как Пётр трижды отрёкся от Христа во дворце Каиафы? Трижды! И тем не менее, был помилован и стал в итоге "первоверховным Апостолом". Почему? Потому что раскаялся. Евангелие описывает это так: "Изшед вон, плакася горько".
Апостол Пётр
И вот тут уже встаёт вопрос о пресловутом "унижении женщины". Почему в качестве "падшего великого" Льюис избрал именно женский персонаж? Именно Сьюзен? Роулинг, как феминистку, этот вопрос, безусловно, волнует. Но она в данном случае явно перестраховывается. Никакой женофобией Льюис не страдает, хотя в трёх из семи "Хроник Нарнии" силы зла персонифицированы у него в образе "белой колдуньи" Джадис. Да, Сьюзен изменила своей "первой любви", она пала, отринув веру своей ранней юности - но ведь такое же, и даже худшее, предательство совершил и Эдмунд во второй части.
Сьюзен на троне.
И она же - навсегда покинувшая Нарнию
Мне скажут: Эдмунд покаялся. Да, в отличие от Эдмунда, покаяния Сьюзен Льюис нам не показывает. Но кто сказал, что это покаяние для неё закрыто? Питер, Эдмунд и Люси гибнут в железнодорожной катастрофе, чтобы... очнуться в Царстве Божием, где встречают сперва Аслана, а после Аслан трансформируется на их глазах в Христа. Сьюзен не погибла вместе с ними. Её жизнь в нашем мире продолжается - а пока есть жизнь, есть надежда. Льюис это недвусмысленно продемонстрировал примерами Эдмунда, Юстеса, Рилиана... К тому же на страницах "Хроник" мы встречаем достаточно прекрасных женских образов, которые во многих отношениях стоят выше своих современников мужского пола. Достаточно сказать, что именно Люси открыла Нарнию, что Люси единственная, кто сохранил веру в Аслана в "Принце Каспиане", что Полли до последнего удерживала Диггори от рокового удара в гонг, пробудившего к жизни Джадис. Вспомнить Аравиту из "Коня и его мальчика". И на этом тему "принижения женщины" в "Хрониках Нарнии" закрыть.
Роулинг может судить очень глубоко. И писать очень глубокие вещи. Но её суждение о "Хрониках Нарнии", к сожалению, поверхностно. Правозащитница таки взяла верх над христианкой - хотя бы в этот момент.
Journal information