... глазами художников Андрея Каращука и Олега Пархаева.
К 110-тилетию начала Русско-Японской войны
27 января (9 февраля н.ст.) 1904 года языческая Японская империя вероломно, без объявления войны атаковала российские корабли и города на Дальнем Востоке. Началась Русско-Японская война, темы которой я в своём ЖЖ несколько раз уже касался.
Русская Императорская Армия встретила войну в форме, введённой ещё при покойном государе Александре Миротворце. Лишь кавалерия в 1898 году сменила свои армяки на двубортные полукафтаны нового образца. Полевая же форма предусматривала белые гимнастёрки для нижних чинов и белые кителя для офицеров. В условиях массового применения автоматического оружия и скорострельных винтовок хорошо заметные в полевых условиях белые одежды русских воинов делали их весьма уязвимыми. Поэтому остро встал вопрос о замене белой полевой формы на какую-нибудь маскирующую расцветку.
Поначалу солдатам порой даже приходилось мазать свои гимнастёрки в грязи, чтобы придать им цвет, схожий с окружающим ландшафтом. Но к началу 1905 года армия уже была переодета в новую полевую форму защитного цвета.
До получения защитных кителей офицерам нередко приходилось воевать в сюртуках - они всё-таки менее демаскировали.
Покрой гимнастёрки изначально повторял крестьянскую рубаху косоворотку. Гимнастёрка имела просторные рукава без пуговиц. Застёжки на рукавах стали появляться позднее.
На этой иллюстрации некоторые солдаты изображены без погон. Связано это с тем, что погоны Русской Императорской Армии по цвету и шифровкам позволяли безошибочно идентифицировать полк их владельца. Поскольку роль японских шпионов нередко выполняли обычные китайские крестьяне (по сходству веры и традиций), а японские офицеры детально их инструктировали примечать, какого цвета погоны на русских и что на них написано, японская разведка практически всегда безошибочно знала обо всех перемещениях русских войск. Это заставило в условиях войны зачастую снимать погоны, а впоследствии - заменить на полевой форме цветные погоны защитными.
В целом же развитие отечественной военной формы в ходе Русско-Японской войны являет собой прекрасный пример борьбы традиций с практичностью, очень характерной для армий начала ХХ века. Лебединой песнью военного традиционализма стало письмо одного офицера в военное министерство вскоре после войны: "Совершенствуйте интендантскую часть, но солдат должен быть украшен, дабы не давать повода неприятелю считать нас за оборванцев".
Journal information