Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote,
Михаил Маркитанов
mikhael_mark

Categories:

Три богатыря как идеальный образ Святой Руси

Недавно задумался об идейной нагрузке образа трёх богатырей в русских былинах. И пришёл к выводу, что они – образ народных представлений об идеальном государственном устройстве. И эти представления в целом следует признать верными.

Посмотрите. Илья Муромец – человек от сохи, безукоризненно крестьянского происхождения. Добрыня Никитич (на самом деле Мстиславич, но это несущественно) – профессиональный военный, аристократ, приближённый князя Владимира Красное Солнышко (он был воспитателем князя и много потрудился в деле Крещения Руси). Алёша – попович, то есть – выходец из духовного сословия. Всех троих связывает не только общее служение на благо Отечества, но и крепкая дружба (по некоторым версиям – побратимство), которой нисколько не мешают сословные перегородки (как не мешает имущественное неравенство героям «поттерианы» – Гарри, Рону и Гермионе). И этому харизматичному трио не страшен никакой супостат.

В итоге три богатыря оказываются символом единства трёх составных частей русской нации – простого народа, аристократии (и шире – интеллигенции, а также офицерского корпуса) и Церкви. Пока они связаны общим служением, и объединены общей идеей, пока между ними мир и лад, пока их не раздирают взаимные претензии – Россия пребывает в безопасности. Отношения между «богатыми» и «бедными», равно как и отношения между «попами» и «народом», совсем не обязательно мыслить в категориях конфликта. Чем быстрее мы объясним это детям, тем меньше вероятность, что ужасы августа 1991-го повторятся.

Так что, если уж искать отечественную альтернативу «поттериане», то это не советские «революционные сказки» и уж тем более не «Дети против волшебников» (= «Практическое руководство для начинающего скинхеда») Никоса Зерваса, а именно былины о трёх богатырях.

Tags: История Отечества, Культурология, Православное воспитание детей
Subscribe

promo mikhael_mark декабрь 26, 2019 12:52 8
Buy for 10 tokens
Как известно, одним из главных аргументов тех, кто категорически выступает против передачи храмовых зданий верующим, является ограниченность финансовых ресурсов у Церкви и отсутствие понимания "всей всемирно культурной ценности этих старинных памятников". В итоге, делается вывод,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments