
Советский истребитель подбил "массершмидт"
Бесспорным фактом является то, что по числу сбитых самолётов немецкие асы Великой Отечественной действительно оставили советских далеко позади. Но на этом бесспорные факты, собственно, и заканчиваются. Потому что счёт воздушных побед в советской и в немецкой авиации осуществлялся ощутимо по-разному. Только признать это сегодня почему-то считается неполиткорректным.
Немецкие асы были склонны сбивать всё, что летает, не разбирая ни класса самолёта (то есть, запросто могли атаковать гражданский самолёт), ни его национально-государственной принадлежности (то есть, запросто нападали на самолёты нейтральных держав - лишь бы не немецкие). По сути, они занимались в воздухе самым обычным пиратством, и отнюдь не случайно большинство из них (включая самого результативного - Эриха Хартмана) оказались на скамье подсудимых как военные преступники.

Эрих Хартман
Убеждён: если бы советская истребительная авиация использовалась бы таким же образом, наши асы далеко перещеголяли бы немецких. Почему убеждён? Да просто потому, что за право называться лучшим истребителем Второй Мировой войны конкурируют между собой две советские машины - Як-3 и Ла-7. "Мессершмидт Bf-109", самый распространённый истребитель гитлеровских люфтваффе, и рядом не стоит. Но советское командование стремилось, чтобы от боевого применения авиации была бы именно боевая эффективность.
"Свободная охота" истребителей не поощрялась (в отличие от Германии). У советских истребителей была другая задача - защита собственных бомбардировщиков, штурмовиков и наземных объектов от авиации противника. Судя по сохранившимся документам и воспоминаниям, лётчика-истребителя могли запросто отдать под суд, если он, увлёкшись преследованием вражеских самолётов, отрывался от порученных его охране бомбардировщиков. Такие правила существенно ограничивали возможности советских асов пополнять число своих воздушных побед, но зато повышали эффективность взаимодействия авиации с сухопутными войсками, уменьшали потери бомбардировочной и штурмовой авиации и, в конечном итоге, вели к завоеванию подлинного господства в воздухе. К 1944 году СССР этого господства реально достиг: я уже имел честь писать, что при подготовке операции "Багратион" немецкая авиация (даже самолёты-разведчики!) так и не смогла приблизиться к месту подлинного сосредоточения советской ударной группировки. И помешали ей в этом именно истребители.

Советский истребитель сбивает гитлеровский бомбардировщик
Да и по числу боевых самолётов советские ВВС к 1944 году уже заметно превосходили противника, что существенно ограничивало стратегические возможности последнего. На языке военных это и называется "господство в воздухе". А своё число боевых побед, большинство из которых было одержано над безоружными гражданскими самолётами, немцы могут засунуть себе... Не буду говорить, куда, поелику - неполиткорректно. Все и так всё поняли.
Так что у меня остался последний вопрос к издателям "Досье-коллекции": господа, за что этот плевок в память наших ветеранов? За что эта пощёчина русскому народу? Вопросы, на которые - увы - нет и не может быть ответа. Просто, видимо, презирать страну проживания стало среди наших журналистов хорошим тоном.
Journal information