Ввод российских войск в Чечню в 1995 году
Аслан Масхадов
Впрочем, вот здесь уже начинаются разногласия. Все ли помнят о том, что решение о вводе войск в Чечню в 1995 году принимал президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин? Да, был у нас такой президент, вернее, жалкая пародия на президента, о существовании которого мои украинские оппоненты то ли капитально забыли, то ли очень хотят забыть. Путин же в ту пору никаких серьёзных постов федерального уровня не занимал и, следовательно, в развязывании этой преступно проигранной кампании неповинен.
В причинах Первой Чеченской войны и её неудач ещё будут разбираться историки будущего, которые получат доступ ко всем необходимым документам. У меня такого доступа нет, строить же гипотезы мне не хочется. Но несомненный факт: одним из главных итогов Первой Чеченской стала не только массовая гибель российских военных и мирных жителей Чечни, но и активизация на Кавказе исламского терроризма. Внимание: только после 1996 года, после окончания военной кампании, мы имеем основания говорить о терроризме. В чём причина всплеска террористической активности? Вопрос тривиален. Если в Чечне погибли мирные жители, а Чечня - это регион с исламом в качестве господствующей религии, с развитыми родо-племенными отношениями и богатыми традициями, если уместно так выразиться, кровной мести, то логично было бы предположить, что родственники погибших начнут за них мстить. И этот разгул мести в конечном итоге - тоже на совести Ельцина и его ближайшего окружения.
Мстили серьёзно. В Будённовске. В Кизляре. В Москве - сперва взрывы жилых домов и станций метро, потом - скандальная история с захватом заложников на представлении "Норд-Оста". В Ботлехском районе. За многие километры, порой - за тысячи километров от Чечни. В результате к 1999 году Россия оказалась вынуждена вернуться в Чечню и начать новую антитеррористическую операцию. Но уже поддержанную подавляющим большинством населения, уже не в непонятных интересах непонятно кого, а ради безопасности собственных граждан. И вот здесь впервые всплыло имя нынешнего президента, а тогда - премьер-министра России В.В. Путина. То есть, Путин начал Вторую Чеченскую кампанию - но не по собственной кровожадности, как хотелось бы думать моим оппонентам из сопредельного государства, а ради защиты жизней своих сограждан, проживавших - подчеркну - за многие километры от Чечни.
Убитые в ходе теракта на представлении "Норд-Оста"
Цветы в память жертв теракта
Итоги этой Чеченской кампании нам хорошо известны. Чечня была замирена. Террористов удалось частично ликвидировать, частично - вытеснить за пределы России, частично - переманить на сторону Федерации. Новым руководителем Чеченской республики - уже официально и гарантированно в составе РФ - стал муфтий Ахмат Кадыров (а после его смерти - его сын Рамзан, нынешний глава Чечни). Сегодня мы имеем цивилизованную Чечню, жители которой, за редким исключением, гордятся своей принадлежностью к России и строят свою новую жизнь без оглядки на "лихие 90-е". Чечню без террористов и без работорговли, самый благополучный в криминальном отношении регион нашей страны.
А теперь давайте сравним ситуацию с Донбассом. Исходные позиции полностью противоположны. Донбасс был спокойным регионом, одним из самых благополучных в Украине, регионом-донором. Жители Донбасса 23 года трудились на благо Украины и не помышляли ни о каком отделении от своей страны. На киевских майданщиков там смотрели как на ненормальных: людям что, делать нечего? Они нигде не работают? Откуда у них столько времени, чтобы неделями пастись на Майдане, периодически задираясь с милицией? Произошёл переворот. Янукович позорно бежал из столицы, а потом и из страны. Ни один житель Донбасса не покинул своей малой родины и не отправился в столицу выяснять отношения с новой самозванной властью. Эта "власть" сама заявилась на Донбасс - в лице накачанных молодчиков с бейсбольными битами, которые принялись осквернять и рушить памятники героям Великой Отечественной и Афганской войн (а отнюдь не только "вождю мирового пролетариата", будь он трижды неладен) и приставать к прохожим на улицах. Избранную народом власть сменили назначенные киевскими самозванцами олигархи, не только вставшие на сторону погромщиков, но и торжественно пообещавшие жителями Донбасса "вешать" их. Народ вышел на улицы - пока что с требованием не запрещать бытового употребления русского языка и вернуть выборность губернаторов. Вполне нормальные требования в любом демократическом государстве. Никто вопроса об отделении не ставил. И только когда на Донбасс явился уголовник Ляшко со своими телохранителями, только когда они начали хватать людей на улицах, раздевать их догола и избивать, только тогда на повестку дня встал вопрос о создании Донецкой и Луганской народных республик - по образцу Крыма.
Люди, я всё это знаю. Я за всем этим наблюдал в режиме реального времени, и отнюдь не по телевизору. Моими глазами и ушами были мои друзья по интернет-переписке, с которыми мы сдружились задолго до Майдана и которые теперь писали мне о том, что происходит у них под боком, жалуясь на притеснения.
И - внимание. Стоп-кадр! Даже в этот момент, когда на Донбассе уже зазвучали лозунги об отделении от Украины, а местный Антимайдан выдвинул своих "народных мэров" и "народных губернаторов", жители Донбасса стремились только к одному - наладить нормальную жизнь в своих областях. Хоть один теракт был организован дончанами и луганчанами в Киеве или в Западной Украине? Хоть один случай, подобный Норд-Осту или Беслану? Были случаи захвата дончанами и луганчанами заложников в школах или больницах? Угона пассажирских самолётов? Взрывов в киевском метро? Нет и ещё раз нет! Напротив, сами дончане и луганчане, оказавшиеся по делам к западу от границ своих областей, стали подвергаться систематическому террору - их отлавливали на улицах, избивали, а нередко и убивали - и всё это старательно фиксировалось на видео и с гордостью выкладывалось в интернет: новоявленные "герои Украины" самоутверждались в качестве "европейцев", даже не задумываясь о том, что гораздо больше они походят на диких каннибалов из Новой Зеландии. То есть - даже после своего фактического отпадения от Украины и перехода под власть "сепаратистов" (ставлю это слово в кавычки, так как людей фактически вынудили стать сепаратистами) ДНР и ЛНР никакой угрозы для остальной Украины не несли. Не было никаких оснований для "антитеррористической операции".
Вот с такими вот "террористами" воюют сегодня "герои Украины"
Так что не прокатывает аналогия с Чечнёй. Пока, во всяком случае. Карательная операция киевской нацистской хунты, если и может быть сравнена с какими-то действиями российского руководства, то разве что с преступной Первой Чеченской кампанией, которую мы, вроде бы, с моими украинскими оппонентами сообща осуждаем. Вот только если население России в основной своей массе в 1995 году не одобряло своего руководства, то население Украины преступную политику собственных властей активно поддерживает и громко злорадствует по поводу каждого убитого "колорада", даже если гибнет четырёхлетний ребёнок (который по определению никаким террористом быть не может). Что ж - Украина создала себе сепаратистов на свою голову. Даст Бог - создаст и террористов. Виноваты в этом будут только бандеропитеки, раз уж они не желают учиться на нашем горьком опыте.
И кстати, как во время Первой, так и во время Второй Чеченских кампаний призывы к вводу НАТОвских "миротворческих" сил в Россию таки звучали. И особенно громкими они почему-то стали после Беслана. А ведь Россия американцам свои соболезнования 11 сентября 2001 года выразила одной из первых...
Journal information