Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote,
Михаил Маркитанов
mikhael_mark

Category:

Писал ли Колчак антисемитские вирши?

Колчак на фоне неба


Думаю, многие, кто интересуется историей Белого Движения, сталкивались со стихотворением, которое молва (и интернет) упорно приписывает А.В. Колчаку. Дескать, это последние стихи адмирала, найденные в его "уголовном деле" и написанные в Иркутске, незадолго до расстрела. Вот этот текст:

"Скажите, где вы были,
Когда чужие кони поднимали пыль,
Когда кривые сабли головы рубили
И на крови сквозь кости рос ковыль?

Где были вы, когда на Поле Куликовом
За Русь сражался инок – Пересвет,
Где каждый третий пал в бою суровом...
Где были вы, скажите, где ваш след?

Или на Бородинском поле,
Где смерть за честь была для нас, славян,
Где русский дух сломил чужую волю, –
Вас в прошлом нет, не клевещите нам.

Чужое, неприкаянное племя,
Так нагло лезущее к нам в учителя,
Кичась прогнившей древностью своею,
Свой путь монетой грязною стеля,

Что принесло ты русскому народу,
Чтобы решать, как нам сегодня жить?
Ты! Паразитствующее сроду,
Теперь желаешь нам законом быть!

Мы для тебя – безродная скотина,
Презренная, как мухи на стекле,
Тебе России прошлое противно,
Но вспомни, ты на чьей живешь земле?

Что ж, упивайся, власть талмудной пыли,
Заняв на время наши храмы и места,
Но, помни! Мы не позабыли
Позорного предательства Христа..."

Оригинал взят здесь, однако встречается на многих страницах и пабликах ВКонтакте. Более того, в серии "Досье-коллекция. Белая Гвардия" это стихотворение также было издано и приписано Колчаку. Тем не менее, оно сразу вызывает целый ряд вопросов.

Прежде всего, Колчак никогда не был антисемитом. Кого-то этот факт обрадует, для кого-то, возможно, станет новым поводом упрекать Адмирала в "чрезмерной мягкотелости", "либерализме" и "нелюбви к России", но сам факт никуда от этого не денется. В правительстве Колчака в Сибири были представители "еврейской диаспоры". В его армии служил родной брат Я.М. Свердлова Зиновий (во избежание новых нападок на Колчака сразу замечу, что Зиновий Свердлов образа мыслей своего брата не разделял и даже грозился повесить его без суда после того, как белые займут Москву). Более того, наряду с Дружинами Святого Креста и Зелёного Знамени, полками Иисуса, Богородицы и Марии Магдалины (эти три полка колчаковской армии составили т.н. "святую бригаду") был в армии Верховного Правителя и отдельный батальон Защитников иудейской веры.

Зиновий Свердлов
Зиновий Свердлов в 1926 году,
в форме французской армии


Генерал М.К. Дитерихс, один из самых безупречных монархистов в рядах Белого Движения, также сражавшийся в колчаковской армии, в своей книге об убийстве святой царской семьи недвусмысленно высказывает опасения, что после падения большевиков русский гнев падёт на всех евреев без разбора, что освободившийся от ига богоборческой власти русский народ не станет делать различий между Яковом Юровским и простым Мордкой Шмуклером из Одессы. Боевого соратника Колчака такая перспектива пугает - а отнюдь не радует.

Дитерихс
Михаил Константинович Дитерихс


Да и само стихотворение, мягко говоря, вызывает вопросы. Претензии к евреям по поводу убийства Христа, угрозы "отомстить за нашего батьку Иисуса" никогда не были характерны для христианской культуры. Христос Сам добровольно отдаёт себя в Жертву Искупления за грехи человечества. Он прячет Собственную Божественность - для того, чтобы мог совершиться Промысл Божий. Он говорит Апостолу Петру, попытавшемуся было защитить Его в Гефсиманском Саду: "Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?" Христос Сам отдаёт Себя в Жертву во имя спасения рода людского, евреи же служат в этом деле лишь слепым орудием. Крестной Смертью и чудесным Воскресением Спасителя мы получили возможность спасения и вечной жизни. И Христос действительно ВОСКРЕС. За что же тут мстить?

И только поколение "девяностников", старательно вытравившее из своего сознания представление о Христе как о Боге, забывшее о Воскресении, заменившее Христа "царём-искупителем", могло породить в своём воспалённом воображении эту бредовую мысль - о необходимости мстить СОВРЕМЕННЫМ евреям за Распятие Христа. Колчак был образованный человек. Написать такую очевидную чушь, как последние строки этого стихотворения, он по определению не мог.

Кроме того, биография Колчака, написанная Павлом Зыряновым для серии ЖЗЛ, весьма обстоятельно рассматривая вопрос о пребывании Колчака под стражей, о допросах его сначала следственной комиссией Политцентра, потом - большевиками, о судьбе документов, оставшихся после этих допросов, о приведённом выше антисемитском стихотворении просто не упоминает. Не упоминает о нём и другой исследователь биографии Адмирала - А.С. Кручинин (при том, что Кручинин обладает склонностью объявлять православием всё, что ему в данный момент нравится, стало быть, вполне мог бы вложить в уста Колчака нужные идеи - но не решился). В общем, решив окончательно разобраться с этим вопросом, я обратился с письмом к лучшему на сегодняшний день специалисту по Колчаку, доктору исторических наук Владимиру Хандорину.

Ответ себя долго ждать не заставил. Владимир Геннадьевич уверенно ответил мне, что стихотворение - апокриф. И что в "деле" Колчака, хранящемся ныне в Центральном Архиве ФСБ, оно не содержится.

Я не знаю, кто подлинный автор этих стихов. Возможно, кто-то из сегодняшних неонацистов, решивших притянуть Колчака в свои единомышленники (несмотря на недвусмысленные слова Адмирала о необходимости борьбы с большевизмом справа). А возможно, и ведомство доктора Геббельса пыталось в годы Великой Отечественной войны воспользоваться в своих целях авторитетом расстрелянного верховного правителя (тем более, что Деникин сотрудничать с ними категорически отказался). Но в любом случае Колчак антисемитских стихов не писал.  Вне зависимости от того, нравится этот факт кому-то или нет.

Tags: Белые, Гражданская война, История Отечества, Колчак, Моя история меня бережёт, Непростой еврейский вопрос
Subscribe
promo mikhael_mark december 26, 12:52 8
Buy for 10 tokens
Как известно, одним из главных аргументов тех, кто категорически выступает против передачи храмовых зданий верующим, является ограниченность финансовых ресурсов у Церкви и отсутствие понимания "всей всемирно культурной ценности этих старинных памятников". В итоге, делается вывод,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments