Нередко ощущение «недостаточности подвига» союзников связано просто с тем, что мы больше знаем о героях былых времен в своем Отечестве, нежели в заморских странах. Не будем забывать об этом, когда нам покажется, что заморские гости не оказывают должного уважения нашему отечественному героизму. Они обычно не со зла, а по той же самой причине - про своих они знают, а про заморских - не очень.
Иногда мне кажется, что существует даже некоторое желание не знать слишком много о союзниках (в России - о западных, а на Западе – о русских), чтобы не умалять подвига «своих» героев. Это, разумеется, заблуждение. Подвиг одного человека не становится меньше от того, что существуют другие герои. Было бы хорошо, если бы это простое соображение стало для всех очевидным.

Герой статьи - британский лётчик Дуглас Бадер
Для иллюстрации вышеизложенных обобщений могу предъявить пример человека, которого и самый решительный русопят не сможет упрекнуть в недостаточном героизме. Как бы неожиданно это ни звучало для некоторых, наш замечательный отечественный герой Алексей Маресьев в 1942-44 гг. повторял подвиг британского летчика Дугласа Бадера (Douglas Bader). В книге «Повесть о настоящем человеке» речь идет о том, что Маресьев был вдохновлен примером русского летчика времен Первой Мировой войны, вернувшегося в строй после потери ноги. Это вполне реалистично; вряд ли Маресьев и его товарищи знали о Бадере, хотя он был прекрасно известен на Западе по обе стороны линии фронта.
В 1931 году Бадер был молодым офицером Королевских ВВС, весьма способным к воздушной акробатике и склонным ко вполне гусарским/чкаловским выходкам. Готовясь к соревнованиям, в которых он защищал чемпионский титул, Бадер занимался высшим пилотажем на сверхнизкой высоте, зацепил землю крылом своей машины, разбился и чуть не погиб. Ему ампутировали обе ноги – одну ниже, а другую выше колена.
За полгода Бадер научился полностью управлять своими протезами и доказал, что по-прежнему способен пилотировать. Но служить ему все же не дали. Хотя никаких правил, запрещающих службу лицам на протезах, не существовало, через год после возвращения к полетам он был уволен из рядов по состоянию здоровья.
После начала Второй Мировой войны ему с большим трудом удалось вернуться в строй. Потеря ног не привела к потере его исключительных способностей к пилотажу *, поэтому Бадер стал командиром звена еще перед боями над Францией. Он открыл счет своим воздушным победам во время нерадостного для британцев отступления под Дюнкерком, а после этих боев был назначен командиром эскадрильи. В качестве такового он принял участие в Битве за Британию. Его эскадрилья, укомплектованная канадцами, добилась отличных успехов, которые не в последнюю очередь были связаны с тактическими и воспитательными талантами Бадера.

Бадер залезает в кабину своего истребителя. Видно, что ему приходится буквально «брать ногу в руки», чтобы запихнуть ее внутрь. Это, вероятно, та нога, которая была ампутирована выше колена
В 1941 году Бадер был уже командиром полка (или «крыла», как его называют британцы), продолжая при этом много летать и сбивать. В августе 1941 года в очередном полете над Францией Бадер сбил свой последний Мессершмитт Bf109 и был сбит. Сам Бадер считал, что столкнулся с немецким истребителем – так сильны были повреждения его машины, но вполне вероятно, что сбит он был британским летчиком по ошибке. Еле отцепившись от застрявшего в педалях протеза, Бадер спасся на парашюте.


Самолёты "Харрикейн" и "Спитфайр" в воздухе.
В результате Бадер попал в плен. Разумеется, условия плена были и близко не похожи на те, в которых находились попавшие в плен на Восточном фронте, но тем не менее Бадер несколько раз пытался бежать, однако каждый раз его ловили и возвращали в лагерь. Один раз побег не удался именно потому, что пилот, лично сбивший 20 самолетов противника, летая на протезах, стал знаменитостью среди немцев. По чистой случайности, знакомый с Бадером немец пришел проведать его вскоре после того, как Бадер с товарищами покинули лагерь. Не обнаружив знакомого, посетитель поднял тревогу. После этого Бадера поместили в исторический замок Колдиц - довольно комфортабельную, но надежную тюрьму, из которой он был освобожден американцами в 1945 году.
Вскоре после войны Бадер подал в отставку, устроился в компанию Шелл (работа позволяла ему путешествовать на легких самолетах), а впоследствии стал известен борьбой за права инвалидов и за их интеграцию в общество. Именно за это последнее, а не за тучу сбитых самолетов противника, Бадер был посвящен в рыцари.
Умаляет ли напоминание об этой биографии подвиги отечественных героев былых времен? Нисколько. Позволяет ли с бОльшим уважением посмотреть на тех, кто участвовал в событии, 70-летний юбилей которого сегодня отмечают, или подготавливал его? Надеюсь.
________________________________________ __________________________________
Примечание
* Некоторые даже считают, что именно отсутствие ног позволяло Бадеру сохранять сознание на крутых виражах дольше, чем могли это делать другие пилоты. Обычно на высоких перегрузках кровь отливает от головы в ноги, но у Бадера не было ног.
В 1931 году Бадер был молодым офицером Королевских ВВС, весьма способным к воздушной акробатике и склонным ко вполне гусарским/чкаловским выходкам. Готовясь к соревнованиям, в которых он защищал чемпионский титул, Бадер занимался высшим пилотажем на сверхнизкой высоте, зацепил землю крылом своей машины, разбился и чуть не погиб. Ему ампутировали обе ноги – одну ниже, а другую выше колена.
За полгода Бадер научился полностью управлять своими протезами и доказал, что по-прежнему способен пилотировать. Но служить ему все же не дали. Хотя никаких правил, запрещающих службу лицам на протезах, не существовало, через год после возвращения к полетам он был уволен из рядов по состоянию здоровья.
После начала Второй Мировой войны ему с большим трудом удалось вернуться в строй. Потеря ног не привела к потере его исключительных способностей к пилотажу *, поэтому Бадер стал командиром звена еще перед боями над Францией. Он открыл счет своим воздушным победам во время нерадостного для британцев отступления под Дюнкерком, а после этих боев был назначен командиром эскадрильи. В качестве такового он принял участие в Битве за Британию. Его эскадрилья, укомплектованная канадцами, добилась отличных успехов, которые не в последнюю очередь были связаны с тактическими и воспитательными талантами Бадера.

Бадер залезает в кабину своего истребителя. Видно, что ему приходится буквально «брать ногу в руки», чтобы запихнуть ее внутрь. Это, вероятно, та нога, которая была ампутирована выше колена
В 1941 году Бадер был уже командиром полка (или «крыла», как его называют британцы), продолжая при этом много летать и сбивать. В августе 1941 года в очередном полете над Францией Бадер сбил свой последний Мессершмитт Bf109 и был сбит. Сам Бадер считал, что столкнулся с немецким истребителем – так сильны были повреждения его машины, но вполне вероятно, что сбит он был британским летчиком по ошибке. Еле отцепившись от застрявшего в педалях протеза, Бадер спасся на парашюте.

Спитфайр, на котором Бадер воевал в 1941 году

Самолёты "Харрикейн" и "Спитфайр" в воздухе.
В результате Бадер попал в плен. Разумеется, условия плена были и близко не похожи на те, в которых находились попавшие в плен на Восточном фронте, но тем не менее Бадер несколько раз пытался бежать, однако каждый раз его ловили и возвращали в лагерь. Один раз побег не удался именно потому, что пилот, лично сбивший 20 самолетов противника, летая на протезах, стал знаменитостью среди немцев. По чистой случайности, знакомый с Бадером немец пришел проведать его вскоре после того, как Бадер с товарищами покинули лагерь. Не обнаружив знакомого, посетитель поднял тревогу. После этого Бадера поместили в исторический замок Колдиц - довольно комфортабельную, но надежную тюрьму, из которой он был освобожден американцами в 1945 году.
Вскоре после войны Бадер подал в отставку, устроился в компанию Шелл (работа позволяла ему путешествовать на легких самолетах), а впоследствии стал известен борьбой за права инвалидов и за их интеграцию в общество. Именно за это последнее, а не за тучу сбитых самолетов противника, Бадер был посвящен в рыцари.
Умаляет ли напоминание об этой биографии подвиги отечественных героев былых времен? Нисколько. Позволяет ли с бОльшим уважением посмотреть на тех, кто участвовал в событии, 70-летний юбилей которого сегодня отмечают, или подготавливал его? Надеюсь.
________________________________________
Примечание
* Некоторые даже считают, что именно отсутствие ног позволяло Бадеру сохранять сознание на крутых виражах дольше, чем могли это делать другие пилоты. Обычно на высоких перегрузках кровь отливает от головы в ноги, но у Бадера не было ног.
Journal information