Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote,
Михаил Маркитанов
mikhael_mark

Categories:

Аркадий Малер. Универсальная неправда власовского выбора

Демотиватор про Власова и РОА

Оригинал взят в http://www.bogoslov.ru/text/470909.html

Власовщина, как и любая иная версия русского коллаборационизма в эпоху Второй мировой войны, является объективно порочным движением только в том случае, если, во-первых, СССР сохранял в себе определенные достоинства и смыслы прежней Российской Империи, в строгом отличие от германского Третьего рейха, а во-вторых, если идеология и практика германского национал-социализма действительно хуже идеологии и практики советского коммунизма. Именно об этих объективных и универсальных аргументах должны думать противники «власовцев», а не довольствоваться одним обвинением их в предательстве, которое они уже не первое десятилетие слышат в свой адрес.

Тезис 1. СССР действительно сохранял определенные достоинства и смыслы прежней Российской Империи.

Нет, речь ни в коем случае не должна идти о «национал-большевистской» или «евразийской» мифологии, особенно популярной в кругах патриотической оппозиции 90-х годов. Исторические факты не оставляют нам сомнения в том, что СССР создавался как сугубо антирелигиозное образование, как воплощение проекта секулярного Модерна в его левой, марксистской версии. Но точно также исторические факты не оставляют нам сомнения в том, что если бы большевистская власть не пыталась прагматически заигрывать с «правыми», «реакционными» настроениями (национальными, имперскими, религиозными), то она не смогла бы продержаться более года и никакого СССР в принципе бы не существовало. Это прагматическое заигрывание и использование этих контрреволюционных настроений не могло не отразиться на самой власти, в результате чего более честный, троцкистский большевизм проиграл более прагматичному, сталинскому большевизму, и даже на довоенной стадии 30-х годов СССР стал неожиданно обретать символические черты Империи Третьего Рима, не благодаря, а строго вопреки искренним пожеланиям самих большевиков.

Сталин и народ
Сталин и народ. Пропаганда создавала образ
эдакого мудрого советского "царя", горячо любимого подданными.
Последнее, впрочем, во многих случаях было правдой.

Поэтому можно сказать, что сама по себе такая страна как православная Россия никуда не делась — она осталась на своём месте, но была захвачена революционерами-безбожниками. De facto ещё довоенный СССР представлял собой государство, в большинстве населенное людьми православной идентичности (по рискованной переписи населения 1937 г. 56,7% открыто признали себя верующими), и геополитически наследующее Российскую Империю. Данное положение можно формально сравнить с Византией времен Юлиана Отступника или Московским Царством времен опричнины, когда оба государства, наделенные известной миссией «удерживающего» («катехона»), Второй Рим и Третий Рим, управлялись властью с антихристианским сознанием. Вопрос о том, сохраняли ли они при этом статус Катехона, остается открытым и выходит за рамки этой статьи, но мы помним, что по святому Иоанну Златоусту и другим отцам Церкви, «катехон» — это именно римская власть как таковая. Катехон и Третий Рим это не идеал (как Святая Русь, например), а именно «грубая», «техническая» реальность, служащая предотвращению окончательного беззакония на земле (2 Фес 2:7).

Встреча Сталина с митрополитами
Встреча Сталина с митрополитами в 1943 году


Когда же эта реальность столкнулась с ещё худшей реальностью в виде нацистского Третьего рейха, то большевистская власть в лице Сталина была вынуждена пойти на известный компромисс с Церковью и в конце концов возродить в 1943 г. Патриаршество, открыть две Духовных академии и положить административные основания той Церкви, к которой мы сегодня принадлежим. Это не означает, что сам сталинизм стал «православным» — политика Сталина в отношении Церкви была циничной от начала и до конца — но это означает, что в самом СССР Православная Церковь обрела новый, господствующий статус, само Православие обрело новую легитимность, что позволило впоследствии нашей Церкви сохранить господствующее положение после распада самого СССР. В 1941 году советская власть получает моральное оправдание как «удерживающее», централизующее начало русского православного пространства, от которого ничего бы не осталось в случае победы Третьего рейха. В 1943 году у этого централизующего начала появилась косвенная церковная легитимация. «Зарубежники» имеют право считать все эти аргументы «натяжками», но тогда они должны осознавать, что их аргументы в пользу сотрудничества с германским нацизмом против СССР выглядят куда большими натяжками.

Тезис 2. Идеология и практика германского национал-социализма действительно хуже идеологии и практики советского коммунизма.

Немцы жгут деревню
Гитлеровцы хозяйничают в Украине

Можно с высокой долей вероятности предполагать, что СССР бы проиграл любой Германии — кайзеровской, социалистической, демократической, умеренно-националистической, даже «фашистской» в итальянском смысле этого слова, но не нацистской. Сторонники русского коллаборационизма времен Великой Отечественной войны часто пытаются представить Германию Гитлера как чуть ли ни христианско-консервативное государство, благородно сопротивляющееся коммунистическому Востоку и либеральному Западу. Однако это очевидно не так. Нацизм вырос из многообразного движения немецкой «консервативной революции» 20-х — начала 30-х гг., которое на начальном этапе желало видеть Германию лишь сытой и богатой страной умеренно-консервативных ценностей, которая бы в геополитическом отношении максимум восстановила границы Второго рейха (примерно также хотят видеть Россию большинство современных национал-патриотов: сытой и богатой страной умеренно-консервативных ценностей, которая бы в геополитическом отношении максимум вернула территории распространения русского языка). И хотя германский нацизм можно назвать предельной радикализацией этого движения, его мировоззренческие корни все же включали в себя совершенно иные традиции оккультно-гностического типа с их абсолютным антигуманизмом и теорией кровно-расового превосходства. История нацизма показала, что доведенный до своих последних логических выводов этнический национализм должен расстаться с традиционным консерватизмом и открыть для себя более честные, биологические и языческие основания. Разница между национализмом германских консерваторов 20-х годов и нацизмом напоминает разницу между европейской социал-демократией и азиатским якобинством «красных кхмеров»: там тоже мы как будто бы имеем дело с радикализацией, только в её результате мы имеем уже совершенно иную идеологию. Так световой поток, проходя через разные фазы, обретает разные цвета. И в этом отношении у власовцев очень большие проблемы с идеологической оптикой.

Власов и его офицеры
Власов и власовцы

Мы помним, что и нацизм, и коммунизм лишали человека образа и подобия Божьего и сводили его к биологической функции со сверхбиологическими задатками. Однако при этом между ними была принципиальная разница в пользу последнего. Дело в том, что советский коммунизм был универсалистской идеологией, он апеллировал к универсальной ценности всеобщей социальной справедливости, и в этом своем универсализме он был близок как секулярному либерализму, так и христианскому консерватизму. Нацизм же ориентировался на партикулярные ценности, на выживание и господство одного «вида» людей вопреки другим «видам», что возможно было оправдать либо на путях социал-дарвинизма, либо на путях специфической оккультной мистики. Идеология Третьего рейха до последнего дня его существования была верна именно этой ориентации, что сделало его врагом всего человечества.

Немцы казнят мирных жителей
Жертвы нацизма

Поэтому вопрос о сравнении коммунизма (сталинизма) и нацизма (гитлеризма) абсолютно оправдан, но его трезвое разрешение должно избегать с одной стороны крайности их полного уравнения, а с другой стороны крайности полного оправдания одного из них. Во Второй мировой войне в виде Третьего рейха и СССР действительно столкнулись два тоталитарных и тиранических режима, а следовательно, два откровенных «чудовища», Сцилла и Харибда, Левиафан и Бегемот, из которых одно «чудовище» всё-таки было ХУЖЕ, чем другое. Речь не идет о том, чтобы нравственно оправдать и признать одно зло перед другим, речь идет лишь о стратегии выживания, причем не личной, а миллионов людей, всей страны и всей Церкви. Так можно себе представить режим гораздо более худший, чем Третий рейх, но от этого последний не окажется чем-то хорошим, а лишь более хорошим, чем первый. Так сами власовцы и нацисты в ситуации выбора мгновенно ориентировались, кому лучше сдаваться, англо-американцам или русским, и это был не вопрос нравственного выбора, это был вопрос выживания здесь и сейчас.

Власов под судом
Власов под судом

Таким образом, власовцы объективно не правы в том, что, во-первых, не угадали в СССР исторического наследника Третьего Рима, хоть и в трижды усеченной версии, а во-вторых, в том, что предпочли большую опасность нацизма меньшей опасности сталинизма. В результате этих двух фатальных ошибок они согласились сотрудничать с откровенно античеловеческим режимом Третьего рейха против своей собственной страны и сама история показывает им, что их стратегия была аморальной и бесплодной. Третий рейх пал и был справедливо осужден всем европейским христианским человечеством, а в СССР Православная Церковь всё более развивалась, пока наконец не превратилась в явно господствующую конфессию на территории свободной России.



Полный текст см. по ссылке.

Tags: Великая Отечественная война, За нашу Победу, История Отечества, Моя история меня бережёт, Православие
Subscribe

promo mikhael_mark december 26, 2019 12:52 8
Buy for 10 tokens
Как известно, одним из главных аргументов тех, кто категорически выступает против передачи храмовых зданий верующим, является ограниченность финансовых ресурсов у Церкви и отсутствие понимания "всей всемирно культурной ценности этих старинных памятников". В итоге, делается вывод,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments