...опубликовано П.Н. Зыряновым в его книге "Адмирал Колчак, верховный правитель России".
Автор письма - генерал Лебедев, начальник штаба Ставки Колчака (фото его мне, к сожалению, достать не удалось). Адресат письма - генерал Сахаров, в то время - командующий западной армией. Письмо датировано июлем 1919 года.
«Все лица, приезжающие с фронта, единодушно свидетельствуют, что в армии всё чаще и чаще замечаются случаи применения некоторыми офицерами к солдатам рукоприкладства. Если в старой Русской армии рукоприкладство квалифицировалось как преступное деяние, влекущее за собой тяжёлое наказание, то тем более этому позорному явлению не может быть места в возрождённой Русской армии, борющейся за водворение порядка и законности. Прошу принять все меры к немедленному пресечению вышеуказанного явления, разъясняя офицерам, что такое отношение к делу может способствовать розни между ними и солдатами, что не дремлющий враг не замедлит использовать эту рознь в своих преступных замыслах… что, наконец, сражаясь за осуществление Великого Будущего России, стыдно применять давно уже осуждённые и навеки погребённые всем культурным миром методы воздействия на подчинённых. Тех же офицеров, которые будут глухи к этим разъяснениям, немедленно предавать военному суду, распоряжения о чём уже неоднократно отдавались».
Какие выводы напрашиваются из данного документа? Помните, как советская пропаганда активно пыталась выставить белых какими-то палачами-садистами? Помните, сколько раз в советских фильмах про гражданскую войну белые офицеры пороли шомполами провинившихся солдат и крестьян? Подобные эксцессы действительно имели место.
Эта пронзительная сцена из знаменитого фильма "Чапаев", думаю, у многих на памяти.
Запоротый шомполами брат Митька так и помер. А бородатый казак перешёл на сторону красных.
Но верно и то, что руководство Белого Движения считало это именно эксцессами. И всеми силами боролось с телесными наказаниями и рукоприкладством в своей армии. Да, кстати, стоит заметить, что упомянутый здесь генерал Лебедев - один из самых консервативных представителей Белого Движения. В частности, он выступал последовательным сторонником восстановления помещичьего землевладения, чего не поддерживали ни Колчак, ни Деникин, ни Врангель.
И ещё. Стоит поучиться у руководителей Белого Движения хотя бы честности. Колчаковцы умели брать на себя ответственность за собственные огрехи и даже преступления. И если перехлёсты были, они не списывали их на мифических "титушек" и "агентов Москвы".
Journal information