Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote,
Михаил Маркитанов
mikhael_mark

Categories:

Мысли о Вербном воскресенье.

Сегодня - Вход Господень в Иерусалим, Вербное воскресенье, один из главных православных праздников.



Вход Господень в Иерусалим - красочная икона

В этот день, как повествует Евангелие, Господь наш и Спаситель Иисус Христос, вскоре после чудесного воскресения Лазаря (это событие Церковь праздновала вчера), въехал в Иерусалим на осле, сопровождаемый сонмом Своих учеников. Жители Иерусалима, наслышанные о чудесах и пророчествах Спасителя, а главное - знавшие в большинстве своём о воскресении из мёртвых Лазаря, совершённом на четвёртый день после его кончины, вышли из города навстречу Спасителю, встречая Его торжественными криками: "Осанна в Вышних! Благословен Грядый во Имя Господне!", некоторые же из них постилали по дороге Господу свои одежды или пальмовые ветви (символ мира).

Между тем, как мы знаем, менее, чем через неделю эта же самая толпа бесновалась перед дворцом Понтия Пилата и Того Самого, Кого они недавно приветствовали как "Грядущего во Имя Господне", требовали предать позорной и мучительной казни. Что же произошло? А произошла, как утверждает большинство православных богословов, простая вещь. Толпа оказалась обманута в своих ожиданиях, так как ждала не того. За время, прошедшее с момента гибели последнего из великих пророков, представления народа о Грядущем Мессии успели радикально поменяться под влиянием текущих политических обстоятельств. Земля Израилева была захвачена язычниками-римлянами. Их власть была для народа тем более ненавистна, что они были именно язычниками, поклонявшимися бесам (согласно пророчеству царя Давида), и их господство самим своим фактом унижало достоинство богоизбранного народа, сохранявшего истинную веру. А любое национальное унижение всегда способствует не только естественному стремлению низвергнуть его, но и (для людей религиозных) судорожным поиском всевозможных знамений и пророчеств, подтверждающих скорое освобождение. В таких пророчествах, как правило, недостатка не оказывается - спрос рождает предложение. А к трезвому голосу богословского разума, призывающему отсеивать апокрифы, прислушиваться ох, как не хочется. "Ах, обмануть меня нетрудно: я сам обманываться рад!" - писал А.С. Пушкин безо всяких библейских аллюзий, а между тем именно эти слова в полной мере раскрывают трагедию древнего Израиля. Желающий обмануться Израиль очень  быстро нарисовал себе в своём предании образ Мессии - могущественного Царя, который не только разрушит ненавистное иго захватчиков, но и даст избранному народу господство над всем остальным человечеством. И вот этому-то образу и не захотел соответствовать Иисус Христос.

Христос перед судом Пилата
Спаситель перед судом Пилата


С древними евреями случилось то же самое, что с детьми из известной притчи Клайва Льюиса: они барахтались в грязной луже под окнами, не зная и не помышляя о том, что родители решили повезти их к океану. Вот и евреи барахтались в луже текущей политики, не желая помыслить о том, что Небесный Отец даровал им нечто существенно большее, чем политическая независимость: освобождение от вечной смерти за грехи, возможность преодолеть последствия греха и войти в Царствие Божие. То, что больше всего угнетало и пугало пророков Ветхого Завета - радикальный пессимизм ниспосланного им Откровения, отсутствие надежды на благое посмертие - должен был преодолеть Иисус Христос. Но толпа, требовавшая отпустить Варавву, даже помыслить не хотела о такой перспективе. Результат нам известен: народ-избранник, народ-богоносец стал народом-богоотступником, и это отступничество продолжается до сих пор (за небольшим исключением православных евреев, принявших истину Евангелия).

А теперь задумаемся: а сами-то мы, православные, всегда ли поступаем по-другому? Мы-то не берём пример с этой беснующейся иерусалимской толпы, столь быстро сменившей "Осанну" на "Распни Его, распни!"? Не слишком ли часто мы (и я сам - в первую очередь) пытаемся видеть в Церкви некий политический инструмент поддержки нужных нам политических же сил, а при отсутствии такой поддержки не слишком ли часто срываемся в осуждение? Вот лишь один свежий пример из моей собственной жизни.

Онуфрий митрополит Черновицкий и Буковинский
Митрополит Онуфрий Черновицкий и Буковинский

Всем известно, что тяжёлая болезнь митрополита Киевского и Всея Украины Владимира Сабодана заставила украинское священноначалие назначить местоблюстителя митрополичьего престола. Эту должность занял митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий Березовский, потомственный священник, выпускник Московской Духовной семинарии, в прошлом - монах Троице-Сергиевой лавры. Владыка Онуфрий был известен своим бескомпромиссным противостоянием филаретовскому расколу в Украине и твёрдыми консервативными убеждениями, кроме того - он выходец из Западной Украины, весьма авторитетный в тех краях. Так получилось, что его избрание совпало с вооружённым переворотом в Киеве, приведшим к власти нацистскую хунту, того самого "коллективного Власова", о котором я уже неоднократно и нелицеприятно высказывался.

В таких условиях у многих православных верующих (и у меня в том числе) родилась надежда, что именно владыка Онуфрий станет тем человеком, который успокоит Украину и вернёт мир в сердца её граждан. Что его авторитет в глазах "западэньцев" позволит ему стать заступником унижаемых жителей Востока и Юга и уничтожаемой Украинской Православной Церкви Московского Патриархата [1]. Но за вполне прогнозируемой и неизбежной декларацией лояльности к новым киевским "властям" последовали куда менее понятные лично для меня действия местоблюстителя. В частности, владыка Онуфрий резко высказался против действий России в Крыму [2].

В таких условиях в моей голове невольно зашевелились сомнения, день ото дня перераставшие в уверенность, что владыка Онуфрий - тайный униат и ведёт Церковь к отколу от Московской Патриархии с тем, чтобы передать её под юрисдикцию папы римского. Более того - возникли сомнения в законности самой процедуры избрания местоблюстителя, в том, не был ли митрополит Владимир изолирован насильственно, с тем, чтобы навязать Церкви вместо него "христопродавца" Онуфрия. А между тем, Церковь вовсе не обязана соответствовать нашим политическим ожиданиям. И играть роль политического лидера не обязана тоже. И владыка Онуфрий абсолютно прав, говоря, что "Церковь, связавшая себя с тем или иным политическим режимом, обречена погибнуть вместе с ним". А ведь назначение Церкви - спасать. Приводить людей ко Христу. И у одной Чаши со Святым Причастием вполне могут встретиться люди, при других обстоятельствах смотревшие бы друг на друга через прицел снайперской винтовки. Конечно, Церковь должна остановить человека, если он совершает явный грех. Но она не имеет права отказать человеку в духовном окормлении только на том основании, что этот человек - участник Евромайдана или боец "Беркута". Объяснить, наставить на путь истинный, удержать от скоропалительных поступков, о которых человек потом пожалеет - да. Но отказать в Таинствах из-за политических симпатий - нет.

Кроме того, возможно, именно сейчас и именно такая позиция митрополита Онуфрия является единственно возможной линией поведения архиерея, которому вверено попечение о приходах и прихожанах, чтобы остановить перерастание репрессий против православных храмов из эксцессов в систему. Возможно, именно митрополит Онуфрий и именно сейчас полагает душу свою за други своя, жертвуя своей прежней репутацией ради того, чтобы дать возможность тысячам людей спокойно молиться и причащаться. Не мне из моего безопасного российского далека осуждать его.

Пользуюсь случаем принести владыке Онуфрию своё публичное покаяние. Своих взглядов на политику России в отношении Крыма я не изменил и не изменю. Но от осуждения украинских пастырей, высказывающихся об этой политике в противоположном духе, впредь воздержусь.

Вход Господень в Иерусалим - фреска

Поздравляю всех читателей моего блога и всех, кому случайно попадётся на глаза эта моя заметка, с праздником Вербного Воскресения. И да поможет нам всем Господь видеть Его святую Волю и не забывать о ней за текущими политическими дрязгами.




____________________________________________________________________

Примечания:
[1] единственной каноничной церковной структуры в Украине
[2] направленных исключительно на защиту жизни местного населения и никаких политических и экономических дивидендов России не принесших

Tags: Апологетика, Наши праздники, Православие, Самокопательное
Subscribe

promo mikhael_mark december 26, 2019 12:52 8
Buy for 10 tokens
Как известно, одним из главных аргументов тех, кто категорически выступает против передачи храмовых зданий верующим, является ограниченность финансовых ресурсов у Церкви и отсутствие понимания "всей всемирно культурной ценности этих старинных памятников". В итоге, делается вывод,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment