«Государственная вольность … есть спокойствие духа в гражданине, происходящее от уверенности в своей безопасности» («Наказ», цит. по: Бердышев С.Н. Екатерина Великая. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2007. – с. 49.)
А мудра была матушка-царица, в корень смотрела! Понимала, что простому человеку, по большому счёту, безразлично, на какой срок выбирать президента и на какой основе – пропорциональной, мажоритарной или ещё какой – формировать правительство. Простому человеку, по большому счёту, лишние выборы – лишний геморрой. Ему бы только зарплату платили вовремя, да чтобы этой зарплаты действительно хватало на кое-как-свести-концы-с-концами (а не на только-не-умереть-с-голоду), да чтобы было как в старой советской поговорке: «моя милиция меня (меня, а не преступников от моего праведного гнева!) бережёт» – вот что действительно важно. И хотя сама государыня далеко не всегда следовала собственному «Наказу» (за что в итоге и поплатилась Пугачёвщиной), но это не отменяет политической мудрости самого «Наказа».
Вот с этой точки зрения давайте и будем оценивать степень демократичности всех государственных устройств. А вот если народу по полгода зарплату не платят, а самой этой зарплаты не хватает на самое необходимое, если представители государствообразующей нации в своей родной стране чувствуют, что их кто угодно может совершенно безнаказанно унизить, избить и даже убить (а виновника ждёт в лучшем случае символический штраф в 500 рублей) – то тут хоть каждый год выбирай нового президента, а простой человек всё равно будет считать свою страну оккупированной, а власть – насильственно навязанной. Потому что эта власть не защищает его интересы.
Интересы большинства выражала самодержавно-монархическая власть последних Романовых (начиная с Николая Первого). Интересы большинства, как ни прискорбно нам, православным, это признать, выражали красные диктаторы от Сталина до Андропова – почему и до сих пор народ вспоминает их правление с ностальгией. Но не выражало интересов большинства – ни социального, ни национального, ни религиозного – либерастическое Временное правительство, что и предопределило его катастрофу. Не выражало интересов большинства (более того – открыто притесняло это большинство) столь же либерастическое правительство «всенародно избранного» Б.Н. Ельцина, опиравшегося не столько на голоса избирателей, сколько на американские крылатые ракеты (запугивание «войной», к которой мы «не готовы», было одним из самых излюбленных предвыборных приёмов ельцинистов). У Путина сейчас есть шанс стать истинно демократическим лидером. Но для этого он не должен позволить главарям «болотной» оппозиции себя запугать.
Journal information