Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote,
Михаил Маркитанов
mikhael_mark

Category:

О пользе изучения буржуазных националистов

Моим друзьям по ЖЖ давно известно, что моё хобби - коллекционирование униформы русской армии различных исторических эпох. Известно им также, что я очень интересуюсь эпохой Гражданской войны 1918 - 1922 годов. И вот недавно получил очередной подарок от Господа Бога - большую подборку иллюстраций по войскам украинских буржуазных националистов этой самой войны - тех, кого в советской литературе принято было обозначать термином "петлюровцы". Надо сказать, явление в униформологии действительно архиинтересное.

Хорунжий войск Центральной Рады и полковник Железной дивизии УНР 1918 - 1920
1-го Запорожского конно-гайдамацкого полка имени Кости Гордиенко старшина 1918
4-го Киевского полка сечевых стрельцов рядовой 1919
Гайдамак рядовой отряда имени Богуна и синежупанник 1918
Гайдамак Холодного Яра 1920
Запорожский артиллерист 1919
Кавалеристы УГА и вахмистр Народной Стражи 1919
Казак конной сотни 3-го Гайдамацкого полка 1919
Командир сотни куреня имени Устима Кармелюка 1918
Офицер УГА в зимней форме 1918
Петлюра и петлюровцы 1919
Серожупанник чёрный запорожец и партизанский атаман 1919
Синежупанники и красный гайдамак 1918
Синежупанной дивизии подстаршина 1918
Сотник артиллерии УГА 1919
Сотник сечевых стрельцов 1918
Старшина полка Чёрных запорожцев 1918
Старшина полка Чёрных запорожцев 1919
УГА и петлюровец 1919


Если белые старались сохранить преемственность с традициями Русской Императорской Армии, даже используя иностранное обмундирование, если красные старались придать себе как можно более эпический вид и сходство с былинными богатырями, то особенностью украинских националистических войск, ведших бои как против белых, так и против красных, было стремление найти некий свой, неповторимый, чисто украинский стиль, и мы хорошо видим это по приведённым иллюстрациям. Прежде всего, обращает на себя внимание разнообразие знаков различия - при том, что эти войска сосуществовали одновременно на достаточно ограниченном пространстве и в достаточно тесных временных рамках. Стиль одежды разных формирований так же существенно отличается - от практически точной имитации украинской казачьей формы допетровской эпохи до английских и австро-венгерских мундиров, слегка переиначенных на "незалежный" лад.

Но меня заинтересовало даже не это. Захотелось узнать, чьими это именами называли свои полки борцы за независимость Украины в начале прошлого столетия. И вот результаты этих моих поисков.

Прежде всего - Иван Богун (1618 - 1664).

Иван Богун на коне
Конный портрет Ивана Богуна

Из всех героев, чьи имена украинские буржуазные националисты подняли на свои знамёна, этот - самый бесспорный. Сподвижник знаменитого гетмана Богдана Хмельницкого, винницкий и брацлавский полковник, выдающийся украинский полководец. Иван Богун со своими казаками успешно оборонял Винницу от поляков в 1651 году. В сражении под Берестечко, когда крымский хан захватил в плен гетмана Хмельницкого, возглавил оборону окружённых украинских войск, 10 дней отражал нападения поляков, а потом сумел вырваться из окружения. В 1653 г. разбил польское войско во главе с С. Чарнецким. "Весной этого года Чарнецкий, ворвавшись на Брацлавщину по берегу Южного Буга, начал истреблять украинские сёла и местечки: поляки резали всех без разбора. По словам их соотечественника, не щадили ни красивой девушки, ни беременной женщины, ни грудного младенца. Богуну удалось остановить этот кровавый набег. У него тогда было всего 400 казаков, а поляки вчетверо превосходили его отряд. Богун переодел в татарскую одежду половину своих людей, и они внезапно напали на поляков с татарским боевым кличем и завываниями. Сам Богун с другой половиной казаков ударил в это время в тыл польского отряда. Поляки, решив, что к казакам на подмогу пришли татары, бежали, бросив в панике обоз и всё снаряжение" [1].  В отличие от Богдана Хмельницкого, Богун выступал против принятия подданства России, последовательно отстаивая независимость Украины. Однако, когда гетман Выговский (преемник Хмельницкого) изменил Московскому царю и предался полякам, Богун в 1659 году поднял против него восстание и разбил. Жизнь свою неистовый полковник окончил мученически - казнён польскими захватчиками.

Более спорной фигурой является Константин Гордиенко (год рождения неизвестен, скончался в 1733 году).

Костя Гордиенко
Константин Гордиенко

В период Великой Северной войны этот человек был кошевым атаманом Запорожской Сечи. Родом он, по мнению историков, с Полтавщины. Именно Гордиенко привел на подмогу Карлу XII отряд в 8 тысяч запорожских казаков, принявших участие в Полтавской битве на стороне шведов. На первый, а тем более русский, взгляд, Гордиенко выглядит элементарным предателем, однако, не всё так просто. В отличие от Мазепы, ставленника Петра Великого, пользовавшегося безграничным доверием царя и бессовестно это доверие предавшего (а потом предавшего и Карла, я об этом уже писал в своём ЖЖ), Гордиенко ещё до начала войны со шведами выступал против усиления московского влияния в Украине и в защиту древних казацких вольностей. Неоднократно нападал с верными отрядами на русские гарнизоны, в 1708 году поддержал восстание Булавина. Учитывая, что с момента воссоединения Украины с Россией прошло всего 50 лет, и воссоединение это в Украине поддерживали далеко не все (вспомним Выговского), Гордиенко предстаёт, скорее, фанатиком-партизаном, продолжающим бессмысленное сопротивление уже после окончания войны, нежели изменником. Изменить России он не мог по той простой причине, что никогда ей не служил. После разгрома шведов под Полтавой Гордиенко ушёл в эмиграцию. В 1712 году основал Алёшковскую Сечь. В современном Киеве  поставлен ему памятник.

Наконец, третье имя - Устим Кармелюк (или Кармалюк, 1787 - 1835).

Устим Кармелюк
Устим Кармелюк

Один из немногих исторических деятелей, в оценках которого петлюровцы и их враги большевики проявляли трогательное единодушие. Уроженец Подольской губернии, руководитель крестьянского повстанческого движения в первой половине XIX века. Горький называл его "украинским Робин Гудом". А Олесь Бузина - конокрадом и дезертиром. Кармелюк, предположим, действительно дезертировал: однако, стоит заметить, что помещик сдал его в рекруты вопреки закону - Устим к этому времени был женат и имел двоих детей. Собрав вокруг себя ватагу единомышленников - таких же сорвиголов, обиженных жизнью, Кармелюк развернул партизанскую борьбу против помещиков. Неоднократно арестовывался, сидел в тюрьмах, подвергался ссылкам, бежал с этапа. В 1830 - 1835 гг. восстание под предводительством Кармелюка охватило всю Подолию, численность его импровизированной "армии" насчитывала 20 тысяч человек. Никакого национального подтекста в этом движении не было - борьба велась чисто социальная, под примитивно-уравнительными лозунгами. Крестьяне грабили помещичьи усадьбы, а захваченные богатства либо делили между сельскими бедняками, либо сдавали еврейским перекупщикам. Доставалось и зажиточным крестьянам, не поддерживавшим восстания. Но поскольку Кармелюк подвергался репрессиям со стороны властей Российской империи, его имя оказалось притягательно для борцов за "вильну и самостийну". А может быть,  сыграло свою роль и то обстоятельство, что Кармелюк вскоре после своей гибели сделался героем народных преданий и песен, которые активно собирали Н. Костомаров и Т. Шевченко.

Какой из этого напрашивается вывод? Уж если современной Украине и требуется некий символ, олицетворяющий её борьбу за независимость непосредственно от России, в украинской истории такой символ найти нетрудно, не прибегая к героизации предателей и садистов, вроде Бандеры и Шухевича, служивших чужеземным захватчикам и активно участвовавших в геноциде собственного народа. Самое время учить историю!

_____________________________________________________________

[1] http://www.peoples.ru/military/colonel/ivan_bogun/

Tags: Гражданская война, История Отечества, История Украины, Моя история меня бережёт, Украинский кризис, Униформология
Subscribe

promo mikhael_mark december 26, 2019 12:52 8
Buy for 10 tokens
Как известно, одним из главных аргументов тех, кто категорически выступает против передачи храмовых зданий верующим, является ограниченность финансовых ресурсов у Церкви и отсутствие понимания "всей всемирно культурной ценности этих старинных памятников". В итоге, делается вывод,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments