На этом фото - священник Павел Савабэ (или Савабе, как ошибочно пишут в некоторых русскоязычных книгах), первый православный священник из японцев, ученик и соратник свт. Николая Японского (Касаткина).
История его обращения неординарна для Нового Времени и скорее напоминает эпоху ранних христиан. Впрочем, Япония и по сей день остаётся языческой страной, мало чем, кроме высоких технологий, отличающейся от древней Римской империи.
Отец Павел происходил из обедневшего самурайского рода. Долгое время он зарабатывал себе на жизнь уроками фехтования. Потом женился на дочери синтоистского жреца, принял его фамилию и стал служителем культа. Впрочем, прежнего своего занятия он тоже не бросил. Во всяком случае его первая встреча со святителем Николаем Японским произошла в русском консульстве в Хакодатэ, куда будущий батюшка ходил как раз затем, чтобы преподавать фехтование консулу.
Будущий архиепископ и святой равноапостольный прибыл в Японию в 1861 году в качестве скромного батюшки консульской церкви. Первые годы своего пребывания в стране восходящего солнца он посвятил изучению японского языка, справедливо полагая, что миссионер должен обращаться к людям без посредства переводчиков, если уж он желает быть услышанным. Каким-то образом он и Такума Савабэ (так в язычестве звали будущего о. Павла) умудрялись не встречаться до 1865 года. К этому времени жрец-самурай умудрился стать членом тайного политического общества, стоявшего за укрепление императорской власти и выдворение из Японии всех иностранцев. Особую ненависть у этого общества вызывало христианство, в котором они видели эффективный инструмент порабощения японского народа.
Немудрено, что, столкнувшись с отцом Николаем в коридоре русского консульства, Такума бросился на него с мечом. Но, к крайнему удивлению самурая, этот странный русский никуда не побежал, не стал звать на помощь или защищаться, а прямо обратился к своему обидчику и на чистом японском языке спросил:
- Что плохого я тебе сделал, что ты хочешь меня убить?
Гравюра, изображающая первую встречу святителя Николая Японского и Такумы Савабэ
Такой неожиданный вариант развития событий обезоружил японца. Савабэ, правда, ещё пылал гневом, но меч опустил. И ответил:
- Вы, русские, пришли сюда высмотреть нашу землю. И приносите сюда своё учение, чтобы потом забрать её.
- А что ты знаешь о нашем учении, что так строго судишь о нём? - спросил святой Николай.
- Ничего, - смутился Савабэ.
- Так как же ты можешь осуждать то, чего не знаешь? - последовал вопрос. - Приходи ко мне, я познакомлю тебя с нашим учением, а тогда уж ты решишь, убивать меня или нет.
Такое смелое и неожиданное предложение настолько обескуражило самурая, что тот согласился. Савабэ сделался первым японцем среди учеников св. Николая, тот давал ему христианскую литературу, которую жрец старательно прочитывал. Чтобы никто не заподозрил его в том, что он "изучает иностранную ересь", Савабэ делал это в кумирне во время синтоистских религиозных церемоний, постукивая в барабан. Никто и не догадывался, что жрец в это время читает нечто, весьма мало общего имеющее с синтоизмом.
Спустя некоторое время к Такуме Савабэ присоединился его друг - доктор Сакаи Токуреи. В 1868 году Савабэ, Сакаи и ещё один японец приняли святое крещение. В дальнейшем Павел Савабэ стал одним из самых ревностных помощников святого Николая в деле миссионерства. Когда в Хакодатэ возникла угроза ареста и казни Савабэ, св. Николай отправил его в путешествие по Японии, позволявшее убить сразу двух зайцев: спасти новообращённого христианина от смерти и расширить круг христианской проповеди.
В 1872 году Павел Савабэ был арестован полицией, проявил исповедническую твёрдость и был отпущен. 12 июля 1875 года он был рукоположен во священники, став первым священнослужителем-японцем. Его друг Сакаи в это же время сделался диаконом. Скончался неутомимый труженик Православия на японской земле в 1913 году, до самых последних дней сохранив преданность и тёплое чувство благодарности к своему наставнику и архипастырю.
Вот такие результаты способно давать твёрдое исполнение евангельских заповедей. А так просто было бы "обидеться" или рассердиться, так просто было ответить на ненависть ненавистью....
Journal information