В блоге Ники Матвеевой (nikotorix) прочитал недавно очень интересную и добротную статью «О современном «православном» модернизме» – именно статью, а не просто «запись». Со всем изложенным согласен. И проблема обозначена, вроде бы, весьма своевременно, и диагноз поставлен в целом верно… Однако, это только вершина айсберга. А вот с его подводной частью – ещё разбираться и разбираться.
Прежде всего, соглашусь: да, если человек приходит в Храм в шортах и в топике (или в майке, если это мужчина), то он (или она) всем своим внешним видом кричит о своей нецерковности. Это, как говорится, есть факт. Но другой факт, столь же несомненный, состоит в том, что этот человек пришёл всё-таки в православный Храм, а не в мечеть, не в синагогу, не в дацан и не в баптистский молельный дом (убедительная просьба к тем, кто пожелает возражать, всё-таки сначала дочитать заметку до конца). А вот дальше встаёт вопрос: зачем этот человек это сделал? Думаю, по-христиански следовало бы подойти к нему и ненавязчиво, как бы между прочим, поинтересоваться: не могли бы мы, как православные христиане, ему чем-нибудь помочь? Если у нас не хватает такта задать этот вопрос без грубости (не про Нику я сейчас говорю), то лучше зажать себе рот и положиться на волю Божию. А вот если в ответ на предложение помощи мы нарвёмся на грубость – вот тогда действительно всё ясно: перед нами очередной клон «Пусси Райот», зашедший в Храм поскандалить – со всеми вытекающими отсюда последствиями. Так и надо к нему относиться – и здесь Ника совершенно права. Но ведь возможна и противоположная ситуация: просто на улице – жара, просто человек шёл куда-то мимо по своим скорбным делам, просто увидел над крышами купол с православным крестом, просто Ангел-Хранитель шепнул ему в этот миг: «Помолись!» – о себе или о своих близких, живых или умерших. Такой человек вряд ли оттолкнёт протянутую ему руку – а тогда можно будет ему, как бы между прочим, объяснить и то, как нужно выглядеть в Храме. Бьюсь об заклад, он не обидится.
Помню, о чём-то подобном писал отец Андрей Кураев в книге «Женщина в Церкви» (а потом – и в книге «Церковь в мире людей»). А у нас в Нижнем я уже видел его идею воплощённой на практике. На нашем приходе (Строгановская Церковь на улице Рождественской) батюшка (отец Вячеслав Сеничев, дай ему Бог здоровья!) несколько лет назад бросил клич – собирать платки, шали, халаты и лёгкие юбки, не нужные уже владельцам, и приносить в Храм. Вещи были собраны, и теперь любая «захожанка», одетая «не по-церковному» (почему-то жертвами придирок становятся в основном женщины) может получить их во временное пользование. И ей хорошо – может спокойно помолиться, не привлекая к себе внимания и не провоцируя осуждающей реакции, – и нормы церковного этикета соблюдены. Вот это, я понимаю, по-христиански! А с «пусями» (= «модернистами»), которые начнут бузить, разговор будет короткий: батюшка у нас в меру строгий, да и среди прихожан достаточно крепких молодых мужиков. Даже свои казаки имеются.
Вот что я хотел бы сказать по поводу «православия в шортах». Буду в дальнейшем ещё думать над статьёй Ники – уж больно она серьёзную тему затронула. Так что продолжение следует.
PS. Помню, как в недоброй памяти 1996 году мой дядя пал случайной жертвой бандитских разборок. Тётка обратилась в Храм с просьбой отпеть его. А батюшка оказался ревностен не по разуму. Вместо того, чтобы понять состояние вдовы, только что потерявшей мужа и оставшейся с двумя детьми на руках, он принялся выяснять, были ли они обвенчаны, а узнав, что не были (дядя был коммунист и брак свой зарегистрировал только в ЗАГСе), обвинил тётку в «блуде» (не буду здесь углубляться – см. «Социальную концепцию Русской Православной Церкви») и отпевать отказался. В результате тётка моя спустя некоторое время оказалась втянута в сатанинскую секту «агни-йогов», в которой и состоит до сих пор. И дочь свою едва туда же не втянула. Я понимаю, что человек сам несёт ответственность за свой религиозный выбор. Но неужели бестактная жестокость священника - прости его, Господи! - здесь ну совсем-совсем ни при чём?
Journal information