Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote,
Михаил Маркитанов
mikhael_mark

Category:

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО БЛОГГЕРУ СОБАБАКИНУ (sobabakin)

Возлюбленный о Христе брат! Начинаю письмо по-апостольски, хоть и не имею на это морального права, потому что не знаю, как иначе начать. К сожалению, я не знаю Вашего имени (а хотел бы знать, чтобы за Вас молиться, как молюсь я о других друзьях своего блога – о. Андрее Кураеве, Нике, Максиме Курепине и Юрии Агещеве). Ваша моральная поддержка моей позиции по «Гарри Поттеру» доставила мне немалое удовольствие, поэтому спешу выразить Вам свою признательность. Храни Вас Бог!

Вы совершенно справедливо пишете: «Имеет место конфликт (не людей, а позиций), причём одна из этих позиций названа не просто ложной, а вредной». Вы схватили самую суть! Если даже в начале 2000-х годов, когда конец «поттерианы» (а значит, и истинный замысел автора!) оставался неизвестным, поттерофобия определённых православных (а главным образом «православных») кругов сыграла свою отрицательную роль, выставив нас агрессивными тупицами и настроив светскую публику против ОПК в российских школах, то теперь, когда в последнем томе ГП (разрешите, я для краткости буду так?) параллели с Евангелием и прямые библейские цитаты видны невооружённым глазом, а Роулинг открыто исповедует свою христианскую веру (к сожалению, католическую, а я-то надеялся после прочтения «Даров смерти», что она окажется православной!), снова реанимировать антипоттеровскую кампанию – значит гарантированно выставить православных невменяемыми людьми, страдающими манией преследования. В светской (читай: антицерковной) прессе уже хихикают: дескать, Союз Православных Хоругвеносцев жжёт первый том ГП, потому что они поленились прочитать седьмой… Нет, я нисколько не хочу навязывать «Поттера» всем православным, а уж тем более вербовать кого-либо в поттероманы. Если эти книги (а тем более фильмы) кого-то не впечатляют (как нашу общую знакомую Нику, например) – и на здоровье, есть много других поучительных и душеполезных книг, не менее интересных. Но одно дело, если человек говорит: эти книги неудачны, сюжет затянут, персонажи тусклые, слишком много (для детской книжки) трагических эпизодов и излишних физиологических подробностей, и вообще доброе моралите этой сказки тонет за магическим антуражем, в результате чего книга может послужить источником соблазна – такая антипоттеровская критика, как мне кажется, не только имеет право на существование, она просто необходима – ибо она доказывает, что мы, православные, умеем смотреть на вещи глубоко, имеем свою систему ценностей и не готовы прогибаться под первый подвернувшийся бренд. В общем, Кураев хорош на своём месте, но ему необходим противовес. Именно такова позиция Марины Кравцовой (см. её замечательную книгу «Чтобы сказка не кончалась»), такова же, как я понял, и позиция Ники (впрочем, глубоко в её возражения против Вас не вникал, не было времени и голова болела). Другое дело, когда человек, не прочитав книги, с порога, что называется, заявляет (опираясь на малодостоверные слухи): «Книга сатанинская, расистская и т.п., и написана с единственной целью – развратить нашу молодежь». Такова точка зрения Медведевой – Шишовой, Е. Богушевой, Н. Блохина и иже с ними. Такая позиция уже неприемлема для христианина, ибо по сути представляет собой лжесвидетельство (см. выше) и портит имидж Церкви. Поэтому с такой точкой зрения я, где могу, когда могу и как могу, веду полемику. И уж совершенно третье – когда некий христианин начинает обвинять другого христианина в «сатанизме», «ведьмовстве» и «теософии» из-за его отношения к ГП. Это уже не просто неприемлемо. Это уже раскол – грех, который, по верному слову Иоанна Златоуста, не смывается даже мученической кровью. Ведь молиться и причащаться вместе с «ведьмаком» и «сатанистом» ни в коем случае нельзя. А если Патриарх молится и причащается вместе с этим «ведьмаком» (и даже более того – поручает именно ему написать учебник по Православию для детей), то и сам Патриарх оказывается лицом нерукопожатным, с которым необходимо срочно порвать все церковно-канонические связи. Такова позиция Ярика, если её логически додумать до конца (если он до таких выводов ещё не дошёл – слава Создателю).

Впрочем, Вы не совсем правы: в этой полемике мной двигали не только принципиальные разногласия, но и личные мотивы. Я лично обиделся за о. Андрея Кураева по той простой причине, что рос на его книгах. Следовательно, обвинения в «ведьмовстве», «теософии» и «пропаганде порнографии» по адресу о. Андрея я с полным основанием могу отнести и по собственному адресу. А церковный этикет учит отвечать на подобные обвинения.

Собственно, вся моя затея с «Вредным ископаемым» преследовала единственную цель: перенести мою полемику с Яриком со страниц никиного ЖЖ в мой, чтобы не спеша, не перегружая никин блог излишней информацией и не ограничивая себя в выборе полемических приёмов, шаг за шагом разобрать все наши с Яриком разногласия (которые «Поттером» отнюдь не исчерпываются). По собственному опыту знаю: иногда даже взаимные оскорбления бывают полезны. Начав жёстким «троллингом», но постепенно источив запас остроумия, оппоненты начинают подыскивать рациональные доводы в свою защиту (тем с большим усердием, что взаимная обида побуждает их непременно оправдаться в глазах оппонента). В итоге дискуссия оборачивается к духовной пользе обоих. Именно такая дискуссия состоялась у меня незадолго до Дня Победы с неким Дмитрием Кравченко в ЖЖ отца Андрея Кураева. Однако Ярик от предложенной ему дискуссии уклонился. Он даже не попытался отвести от себя мои обвинения в неправославии (хотя по нормам церковного этикета должен был бы). Его право.   

Чтобы окончательно закрыть тему Ярика, хочу добавить, что я, как ни странно, понимаю его лучше, чем можно заключить по «Вредному ископаемому». По размышлении зрелом, я пришёл к выводу, что, во-первых, Ярик мог и не знать наших российских реалий – ни того, что о. Андрей Кураев состоит членом Синодальной Богословской Комиссии, ни того, что он – автор официального церковного учебника по «Основам православной культуры», а во-вторых, возможно, что тут всему виной украинский перевод ГП, прописавший в сказочном мире Роулинг «чаклунов» да «видём» (склоняю по-русски, так как у меня с украинской грамматикой туго, тридцать лет не было языковой практики, боюсь напутать) вместо наших «волшебников и волшебниц». Между тем, положительные персонажи ГП именно магией как таковой и не занимаются – ибо нигде и никогда не прибегают к услугам падших духов. Это не колдуны и ведьмы в церковно-каноническом смысле, а обычные сказочные волшебники, такие же, как Виллина, Стелла и Гуррикап у Волкова в «Изумрудном городе» (тоже, кстати, криптохристианская сказка, если разобраться, особенно последние две части; может быть, когда-нибудь со временем наберусь решимости и напишу об этом статью). О происхождении же английских слов, которыми Роулинг обозначает своих героев в подлиннике (а также о смысле противопоставления волшебников маглам) можно посмотреть здесь: http://hportodox.ucoz.ru/load/stati/stati/garri_potter_magija_v_nashej_zhizni_ili_kak_stat_volshebnikom/14-1-0-90. Короче, не соглашаясь с Яриком ни в вопросе о Кураеве, ни в вопросе о Роулинг, я действительно готов признать, что погорячился. Наконец, в-третьих, Ярик повёл себя со мной достаточно тактично, и, когда я написал, что «на риторические вопросы вежливые люди не отвечают», он счёл за благо прекратить полемику. И если Ярик согласится не обвинять больше православных священнослужителей в ведьмовстве и сатанизме (а лучше бы он вообще больше не пытался со мной спорить), то и у меня к нему претензий не будет.

 Далее. Вы совершенно справедливо указываете, что у ГП с порнографией мало общего, что порнографию невозможно обратить к пользе православной проповеди, чего нельзя сказать про ГП. Это абсолютно верно и полностью соответствует замыслам писательницы! О том, что Роулинг закладывала в поттериану именно христианский, а не оккультный смысл, она теперь говорит прямо (см. здесь: http://hportodox.ucoz.ru/load/stati/stati/dzhoan_rouling_o_garri_pottere/14-1-0-34). Ранее она неоднократно подчёркивала, что не верит в магию, что все заклинания и зелья придумала сама и что не знает ни одного ребёнка, который бы под влиянием её книг заинтересовался оккультизмом. Последнее, правда, не совсем точно: никто иной, как Дэниэл Редклифф, исполнитель роли Гарри Поттера, увлёкся магией именно под влиянием этих книг. Но во-первых Редклифф – еврей по национальности, следовательно, человек, выросший за пределами христианской культуры, во-вторых, на сегодняшний день его реакция на ГП почти аллергическая, следовательно, не исключено, что и с увлечением магией будет покончено, а в-третьих это было задолго до выхода последнего тома, который, в отличие от предыдущих, не допускает разночтений (мои богословские, если это можно так назвать, комментарии к «Дарам смерти» см. здесь: http://hportodox.ucoz.ru/load/stati/stati/garri_potter_rab_boga_vsevyshnego/14-1-0-32). Скажу более того: ребёнка в наше время невозможно изолировать не только от ГП и порнографии, но и от магии, гаданий, гороскопов и т.п., так как весь теле- и радио-эфир и все светские газеты буквально пропитаны оккультизмом. В таких условиях у нас, православных, остаётся только два пути. Либо полная и добровольная самоизоляция от мира – бежать в леса, ложиться в гроб и поджидать там конца света. Но во-первых чем мы в таком случае будем лучше «свидетелей игого» или виссарионовцев? А во-вторых, с какой стати мы должны кому-то, чужому и враждебному, уступать нашу Россию (Украину, Белоруссию – нужное добавить, ненужное зачеркнуть)? Либо – второй путь: с молодых ногтей внушить детям презрение к оккультизму. Да, да, именно презрение, не ненависть, не отвращение, а крайнее пренебрежение, как к чему-то бесконечно идиотскому. Воспользоваться методом профессора Люпина, страшилище превратить в посмешище, «ридикулус», как Вы однажды написали. Нужно, чтобы любое упоминание о каких-то сомнительных пророчествах, о гаданиях и гороскопах, о ворожбе и «третьем глазе» вызывало у православных детей приступ гомерического хохота – вот тогда их никто и никуда точно не завербует. И, как мне представляется, на этом пути нам хорошим подспорьем будут лучшие образцы жанра фэнтези – в том числе Джоанн Роулинг и Дмитрий Емец. В ГП, во всяком случае, издёвки над оккультными реалиями щедро рассыпаны по всем томам – ищущий да обрящет.

Для чего я всё это пишу? Для того, что хочу предложить Вам более тесное сотрудничество, нежели переписка в ЖЖ. У меня есть православный миссионерский портал для поттероманов по адресу hportodox.ucoz.ru. Льщу себя надеждой пригласить Вас туда – для начала хотя бы в качестве читателя и комментатора (особое внимание прошу обратить на разделы «Статьи», «Родственные проекты» и «Пожиратели смерти»), а потом, возможно, Вы захотите сами что-нибудь на эту тему написать, какие-то свои впечатления и размышления изложить в форме статьи (или даже нескольких статей). С большой радостью всё это опубликую. Материалы мне можно присылать на электронный почтовый ящик по адресу mikhail.markitanov@yandex.ru. А если моё предложение Вас не заинтересует – что ж, может быть, хотя бы порекомендуете мой сайт кому-нибудь из Ваших знакомых, у кого есть дети.

С братским о Христе приветом – Михаил Маркитанов. 

Tags: Гарри Поттер, Культурология, Моя переписка, Православное воспитание детей
Subscribe

  • Звери! Они не люди!

    В ходе подготовки к генеральному наступлению против Донецкой и Луганской народных республик в украинских войсках тиражируются такие вот листовки.…

  • Игумен Кирилл Сахаров: "Интеграция Донбасса в Россию неизбежна"

    13 апреля в Московском Доме национальностей Луганское землячество и Землячество донбассовцев провели закрытый премьерный показ фильма…

  • Ещё раз о Крыме

    Знаете, что самое мерзкое в истории с Крымом? Нет, не то, что Россия "подло" и "вероломно" "ударила в спину"…

promo mikhael_mark december 26, 2019 12:52 8
Buy for 10 tokens
Как известно, одним из главных аргументов тех, кто категорически выступает против передачи храмовых зданий верующим, является ограниченность финансовых ресурсов у Церкви и отсутствие понимания "всей всемирно культурной ценности этих старинных памятников". В итоге, делается вывод,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment