Самолёт в лучах. Ну как тут быть?
Жизнь, как говорят, висит на нитке...
Вот тогда чертовски жажду жить!
Вот тогда, до боли стиснув зубы,
Вырываясь из кольца огня,
Закусив от ярой злости губы,
Я шепчу упорно про себя:
"Ну, шалишь, - шепчу я в темь ночную,
Обращаясь к смерти, к ста смертям, -
Жизнь свою, хотя и небольшую,
Я, клянусь, без бою не отдам!"
Журнал "Солдаты Великой Отечественной" (№ 30 за 2014 год) сообщает: "Фашисты люто ненавидели советские лёгкие бомбардировщики, которые ночью, почти бесшумно, с небольшим стрёкотом, приближались к позициям противника и обрушивали на них свой смертоносный груз. И делали это с ювелирной точностью.
Пленные гитлеровцы неоднократно признавались, что по ночам не могут спокойной спать, ибо едва сомкнут глаза, как им начинают мерещиться эти летающие русские "швейные машинки" - этот "русфанер", от которого нет спасения ни в окопе, ни в траншее, ни в блиндаже. Известно, что даже штаб генерала фон Клейста сильно пострадал от снайперских бомб советских ночных бомбардировщиков. Женщин же, которые управляли этими "швейными машинками", враги прозвали "ночными ведьмами". Чтобы удостоиться такой чести, надо было очень постараться".
Девушки из Таманского Гвардейского авиационного в парадном строю.
Фото времён Великой Отечественной войны
Надо сказать, девушки действительно постарались - за годы войны и сразу после неё двадцати трём из них было присвоено звание Героя Советского Союза (для тех, кто не в теме: при Сталине этим званием не разбрасывались, из 37 с лишним миллионов человек, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной в рядах Красной Армии, этого звания удостоились лишь 11657 человек). В числе этих двадцати трёх была и Раиса Аронова.
Раиса Аронова родилась в 1920 году в Саратове. Мечта об авиации преследовала её практически всю сознательную жизнь. Практически сразу после окончания школы она попыталась поступить в лётное училище, но 1937 год был годом относительного спокойствия на внешних рубежах нашей Родины. Гражданская война и борьба с басмачами остались позади, борьба с японской агрессией на Дальнем Востоке, Советско-Финская война и мясорубка Великой Отечественной ещё предстояли. Девушке отказали: "В настоящее время женщины в военной авиации не требуются". Не требуются? Как бы не так! Не на такую напали! Рая вступила в аэроклуб (благо, в то время их было в СССР предостаточно), а затем в 1940 году поступила в Московский авиационный институт. А через год грянула Великая Отечественная.
Женский бомбардировочный полк был сформирован в октябре 1941 года известной в то время лётчицей Мариной Расковой. Время было тяжёлое, враг вышел на подступы к Москве, значительная часть кадровых дивизий и корпусов была к этому времени перемолота в боях на Западном направлении, сгинула в котлах или оказалась в кольце Ленинградской Блокады. Так что пополнение Расковой было очень кстати.
Марина Раскова, первый командир женского бомбардировочного полка.
Тогда ещё не Таманского и не гвардейского.
Тогда же, в октябре 1941 года доброволицей ушла в Красную Армию и наша героиня. В 1942 году она окончила авиационную военную школу под своим родным Саратовом и была зачислена штурманом в тот самый полк "ночных ласточек", официально называвшийся в то время 588-м ночным авиационным полком.
Полк был оснащён самолётами У-2, конструкция которых на тот момент уже сильно устарела. ВВС всего мира в конце 1930-х - начале 1940-х активно отказывались от бипланов. У-2 в Красной Армии использовали в основном в качестве учебного самолёта (марка его так и расшифровывалась, как "Учебный-2"). Но в условиях ночного боя то, что было недостатком этой техники, неожиданно превращалось в достоинство: малая скорость и низкая высота позволяли лётчикам У-2 бросать бомбы на позиции врага практически со снайперской точностью. К тому же самолёт был прост в управлении. Так что о новой воинской части очень быстро заговорили с уважением по обе стороны фронта.
Лётчицы Таманского Гвардейского авиаполка перед вылетом
С 1943 года Раиса Аронова стала пилотом ночного бомбардировщика. За одну ночь приходилось совершать по 4 - 5 боевых вылета, так как бомбовая нагрузка У-2 (в 1944 году этот биплан был переименован в По-2 в честь конструктора Поликарпова, создавшего эту машину) не превышала 250 кг.
Раиса Аронова принимала участие в обороне Кавказа, в освобождении Крыма, Белоруссии, Польши, в боях на территории гитлеровской Германии. 23 марта 1943 года она была ранена осколками зенитного снаряда при обстоятельствах, которые современному человеку вполне могли бы показаться достойными звания Героя (тогдашнее командование, к сожалению, так не посчитало) - при уничтожении мощного вражеского зенитного прожектора, расположенного вблизи станицы Киевской. Этот прожектор, по словам самой Раисы Ермолаевны, был очень "липким" и создавал серьёзные трудности нашей бомбардировочной авиации. Бомбовый удар по прожектору отважная девушка нанесла, уже будучи тяжело раненой, прожектор был уничтожен. Несмотря на огонь зенитной артиллерии немцев, Раисе Ароновой удалось благополучно довести самолёт до аэродрома. Операция была произведена ей прямо в полевых условиях, без наркоза (за неимением такового причём девушка, по её собственным словам, больше всего боялась закричать, чтобы не обеспокоить раненых, лежавших в соседней палате.
Не долевившись, Раиса Аронова вернулась в строй, и снова началась обычная боевая работа, о которой скупо сообщают официальные сводки военных лет:
Раиса Аронова у своего самолёта
- 19 июля 1942 года. Бомбовый удар по скоплению вражеской бронетехники у посёлка Нижне-Греческое. Несмотря на плотный заградительный огонь, удар оказался удачным.
- 4 декабря 1943 года. Участие в операции по снабжению советских десантников в районе Эльтигена продуктами и боеприпасами. Мешки с тем и другим сбрасывались с воздуха, в условиях облачности. Тем не менее, все "посылки" были доставлены по адресу.
- 11 мая 1944 года - бомбовый удар по немецкому аэродрому в районе Севастополя.
Всего же за время войны ею было совершено 941 боевой вылет, общей продолжительностью 1148 часов. По совокупности боевых заслуг Р.Е. Ароновой было присвоено звание Героя Советского Союза. Как гласил приказ, "за нанесение большого урона противнику".
Раиса Аронова и её боевые подруги после вручения
медалей "Золотая Звезда". Фото 1946 года.
Раиса Аронова выжила. После войны жила в Москве, написала книгу воспоминаний, выдержавшую пять переизданий. Скончалась в 1982 году.
Источник информации - журнал "Солдаты Великой Отечественной".
Вдумаемся: в победном 1945-м ей было всего 25! По современным меркам - девочка. И это девочка в минуту опасности, не рассуждая, села за штурвал боевого самолёта и сражалась за свою Родину до самой Победы. Как же жалки на её фоне современные великовозрастные "миротворцы" из числа "деятелей искусств", многие из которых - взрослые крепкие мужики, готовые сдать врагам России всё, что угодно, лишь бы не нарушить своего комфорта, лишь бы продолжать потреблять. Простите нас, девочки 40-х годов. Мне стыдно смотреть в ваши светлые глаза на старинных фотографиях. Спасибо вам за то, что вы были.
Journal information