Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote,
Михаил Маркитанов
mikhael_mark

Categories:

Гарри Поттер Дайджест

В свете недавнего конфликта протодиакона Андрея Кураева со священноначалием в обществе с новой силой обострилась дискуссия по поводу его ранее написанных книг. Самой уязвимой для атак со стороны псевдоревнителей псевдоблагочестия безусловно является книга о "Гарри Поттере". В связи с этим, чтобы доброе отношение о. Андрея к книгам Роулинг не казалось чем-то маргинальным, я решил предложить своим читателям подборку высказываний о «Гарри Поттере» и его месте в мировой литературе православных священнослужителей, богословов и книгоиздателей с интернет-портала «Православная книга России» и сайта «Богослов.ру». После этого, полагаем, тему «сатанистки Роулинг» и её «конфликта с Церковью» можно считать окончательно закрытой. А книгу Кураева - правильной и добротной.

Алексий Плужников священник

Священник Алексий Плужников: Пусть дети читают Толкиена, Льюиса, Жюля Верна, Майна Рида, Крапивина, Урсулу Ле Гуин, Роулинг (да, пресловутого «Гарри Поттера» я твёрдо уверен, что это хорошая и добрая сказка о любви, дружбе и самопожертвовании). Ещё я посоветовал бы читать побольше исторических романов, чтобы иметь хоть некий образ истории, старины, культуры, чтобы не считать, что мир начался с включения сегодня телевизора…
Развитие сюжетов этих сказок строится по христианским нравственным критериям, точно так же, как и наша духовная жизнь. Обычные герои (часто маленькие и слабые: мальчишка Гарри с друзьями, хоббиты Фродо и Сэм) вступают в борьбу с великим, могущественным злом и побеждают, побеждают не за счёт силы своей магии, а путём напряжённой борьбы со злом внутри себя, путём жертвенной любви, упорством в достижении почти нереальной цели (победить вселенское зло!). И всё добро, какое есть в мире, все добрые существа приходят им на помощь. Казалось бы, безвыходные ситуации, временное торжество зла оборачиваются к торжеству добра. Бога не видно, но виден (конечно, если пытаемся увидеть!) Промысл Божий. И в итоге оказывается, что это могущественное зло имеет лишь призрачную силу и власть, и достаточно крепко противостать ему, не струсить – и зло растворится в бессильной ярости и исчезнет. Сказки Роулинг и Толкиена – это притчи о духовной борьбе нашей души со злом, о том, что «дьявол борется с Богом, и место битвы – сердца людей»…
А я, православный священник, с замиранием сердца читал эти книги о мальчишке и его друзьях, о двух коротышках-хоббитах, и вздох облегчения вырывался, когда немыслимым образом добро и любовь разрушали власть тьмы. И по прочтении этих книг у меня осталось реальное переживание Божьего присутствия и света. И вся «магия» и «жестокости» этих сказок – это как чумазая рожица и сбитые коленки у весёлого мальчишки, прибежавшего с уличной «битвы». Кому как, а мне такие мальчишки гораздо больше по душе, чем прилизанные, «упитанные и воспитанные»…
По поводу книги Ю. Поринца «Книги, которые читают наши дети, и книги, которые им читать не следует»: Странно, но Джоанн Роулинг с пресловутым «Гарри Поттером» попала в разряд особый: двоечница с плюсом. Вроде бы и хороший мальчик, «и умён, и честен, любит справедливость», в сказке вроде бы «последовательно проводится идея борьбы со злом», но всё это, как проницательно увидел критик, внешнее  и  сомнительное, а в реальности – скучно, затянуто, много страшного, нагнетается ужас, «показана реальность магии, её сила».  «Сила зла выглядит завораживающе. Да и сама идея противопоставления чёрной и белой магии, на которой держится книга, выглядит сомнительной. Ведь магия и есть магия, как бы красиво она порой ни называлась и как бы привлекательно ни выглядела» (с.80). Поэтому «Поттер» «опасен для детей», следует вывод питерского литературоведа.
Не хочется ввязываться в бесплодную полемику по поводу достоинств и недостатков «Гарри Поттера»  (уважения внушает всё же сам факт, что автор удосужился, в отличие от большинства других критиков, прочесть хотя бы пять первых книг). Скажем только, что книга «не держится» на противопоставлении белой и чёрной магии, по книге видно, что различие в цвете магии заключается лишь в доброй или злой воле тех, кто использует её. А книга держится на противопоставлении бессилия магии и силы Любви. Жаль, что Поринец не дождался конца эпопеи, в седьмой книге это показано совершенно открыто и ясно.

Александр Авдюгин протоиерей

Протоиерей Александр Авдюгин: Какой была первая книга детства? Я до сегодняшнего дня наизусть помню многие отрывки из сказок Пушкина и Чуковского, но, по всей видимости, мне их просто читали. Еще было (да и осталось) любимое в детстве стихотворение «Был у майора Деева, товарищ, майор Петров», которое мне отец рассказывал. Уже намного позже я узнал, что это «Сын артиллериста» Константина Симонова. А вот, что впервые самостоятельно прочел трудно сказать. Скорее всего, сказки и первое советское фэнтези. Сейчас никто даже не знает, что в начале 60-х прошлого века такой литературный стиль уже существовал. Это «Волшебник изумрудного города» и «Урфин Джюс и его деревянные солдаты». Кстати, очень даже православные книжки, «покруче» Гарри Поттера, хотя и к нему у меня вполне доброе отношение.

Леонид Калинин протоиерей

Протоиерей Леонид Калинин: Не могу сказать, что это книга однозначно вредная, сатанинская и подлежит сожжению. Я вижу в ней достаточно много позитивных элементов, связанных с понятиями о дружбе, о предательстве, добре и зле. Но я не нахожу в этой книге персонифицированного Бога, (как это было, к примеру, в «Хрониках Нарнии» К.С. Льюиса), хотя зло вполне понятно и имеет свое имя и личность[1].
Для всего западного мира характерно забвение о том, что Бог – это Личность, воплотившийся в мир Иисус Христос. Отсутствие Бога приобретает еще более страшные и гротескные формы в кинематографе, в котором положительные герои борются со злом сами по себе, не являясь Божией силой.
Божественное присутствие, ясно читавшееся в книгах К.С.Льюиса и Дж.Р.Р. Толкиена, которые, безусловно, были людьми христианского мировоззрения, куда-то совершенно исчезло из экранизаций их произведений.
Эти писатели создавали сказки, которые нельзя строго оценивать по шкале апологетики или догматики, но в них был ясно выражен Бог, Который присутствует в любом серьезном произведении искусства. Без Бога нет искусства, а в современных экранизациях и интерпретациях старых классических авторов почему-то полностью выпадает именно это, самое главное.

Роман Силантьев

Роман Силантьев, религиовед: В книгах Роулинг напрямую нигде не сказано о вероисповедании ее героев, но тем не менее опосредовано такие намеки присутствуют. Так, нельзя не отметить, что дети из школы Хогвартс отправляются на рождественские и пасхальные каникулы, главный герой крещен в младенчестве и почитает святых. Хотя бы из этого можно сделать вывод, что религия в романах о Гарри Поттере наличествует, и это именно христианская религия традиционного характера. А что до колдовства, то оно в любых сказках присутствует. И у Льюиса с Толкиеном тоже наблюдается.
Успех книг о Гарри Поттере породил множество подражаний. В частности, это популярные циклы Дмитрия Емца о Тане Гроттер и Мефодии Буслаеве, в которых пропаганда христианских идей видна невооруженным глазом.

Алина Дальская

Алина Дальская, шеф-редактор проекта серии «Настя и Никита» издательского дома «Фома»: В первую очередь, безусловно, советую читать всю нашу русскую классику.
Из зарубежных же детских книг могу посоветовать все произведения Астрид Линдгрен. Ее наиболее известные произведения «Малыш и Карлсон» и «Пеппи Длинный чулок». Также она писала ценностно ориентированную литературу, которая не столько весела, сколько заставляет думать. Например, сказочная повесть «Братья Львиное Сердце» или «Мио, мой Мио!». Все ее книжки вне времени и национальности.
Почитайте и о Гарри Поттере. Не придавая значение разным волшебным палочкам или зельям в котлах, скажу, что эта книга о дружбе, любви, подвиге и самопожертвовании. Такого героя не было в мире давно. Эта литература мирового масштаба. Потрясающе, что на стыке веков писательница Роулинг выдала такой замечательный роман, потому что мир, который она создала — уникальный. Этот мир затягивает не только детей, но и взрослых. Был даже дополнительный тираж, для которого специально изменили обложку книги на более серьезную, чтобы взрослые могли читать ее не стесняясь.
Почему православные так резко критикуют «Гарри Поттера»? Думаю, что за колдовской антураж. Там фигурируют зелья, ведьмовские атрибуты. Хотя сама эта книжка не демоническая и не думаю, что на детей это как-то плохо повлияет. Эта форма фантастической реальности, которая передается персонажами.
Например, книга Гофмана «Щелкунчик» тоже сказочная и нереальная. Нельзя же сказать, что дети сойдут с ума и решат, что елочные игрушки живые. Их же не удивляют в русских народных сказках говорящие животные! Дети прекрасно отличают реальность от фантазии.

Книги про Гарри

По материалам сайтов pravkniga.ru и bogoslov.ru составил Михаил МАРКИТАНОВ



[1] Отец Алексий Плужников здесь не согласен: «Надо разделять художественную литературу (романы, сказки, повести) и желание человека поделиться своим опытом встречи со Христом. Есть прекрасный жанр священнических рассказов о приходской жизни, есть великолепные мемуары (я, помню, с  удовольствием читал книгу матушки Натальи Соколовой, внучки Н.Е.Пестова, «Под кровом Всевышнего», о жизни своей семьи – рекомендую всем почитать), есть какие-то виды очерков, но всё это в корне отличается от ВЫДУМАННОГО опыта жизни в Боге, от РОМАНИЧЕСКОГО Христа. Рассказывать о Христе напрямую в романе или сказке – пошло, потому что о Христе уже всё сказано в Евангелии. Все попытки такой проповеди через литературу убивают саму литературу, ибо требуется не только желание, но и умение рассказать так, чтобы не было пошло, навязчиво, в духе протестантских гимнов («Как я принял Христа в своё сердце!»)».
Tags: Гарри Поттер, Православие, Православное воспитание детей
Subscribe

promo mikhael_mark december 26, 2019 12:52 8
Buy for 10 tokens
Как известно, одним из главных аргументов тех, кто категорически выступает против передачи храмовых зданий верующим, является ограниченность финансовых ресурсов у Церкви и отсутствие понимания "всей всемирно культурной ценности этих старинных памятников". В итоге, делается вывод,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments