Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote,
Михаил Маркитанов
mikhael_mark

Categories:

Рождество в Нарнии

А кто-нибудь задумывался, почему во время столетней зимы в Нарнии в период правления колдуньи Джадис в стране ни разу не было Рождества? И почему Джадис так испугалась вести, что в её стране появился Дед Мороз?
Джадис - белая ведьма
Джадис (Белая Колдунья).

Для ответа на этот вопрос важно помнить, что Клайв Льюис был профессором богословия. Клайв Льюис, когда писал свои сказки о Нарнии, видел перед собой - Царствие Божие. Его вдохновляло Евангелие. Значит, и ответа на вопрос, что означало Рождество в Нарнии надо искать в том, что оно означало в Евангелии.

Не случайно, совсем не случайно падение власти Джадис начинается с Рождества. Джадис, в отличие от обычных сказочных злых волшебников, в отличие даже от роулинговского Вольдеморта олицетворяет собой НАСТОЯЩУЮ магию. Она пришла в Нарнию из абсолютно безбожного мира, из мира, жившего по принципам того же упомянутого выше Вольдеморта: "Добра и зла не существует, есть только власть (или "сила", по-английски эти слова звучат одинаково) и есть те, кто слишком слаб, чтобы стремиться к этому". Я, разумеется, понимаю, что "Хроники Нарнии" созданы задолго до "Гарри Поттера", но ведь и Вольдеморт в своих теориях не оригинален - подобного рода идеи озвучивались и Еленой Рерих, и Алистером Кроули, и Антоном Лавеем, они витали в воздухе на протяжении всего ХХ века, так что Льюису было, что и кого бичевать своей беспощадной сатирой.

Джадис изначально полагалась на свою колдовскую мощь. И её абсолютно не волновало, сколько людей погибнет ради её власти. Более того - в "Племяннике чародея" именно Джадис выпадает та самая роль, которая в Библии принадлежит змею-искусителю: именно она пытается соблазнить Дигори и Полли запретным плодом. Так что "Белая Колдунья" (именно под этим "ником" Джадис выведена в повести "Лев, колдунья и платяной шкаф") явно олицетворяет собой сатанизм.

Джадис на троне
Джадис на троне Нарнии. Самозванная "королева", падение которой началось...
с Рождества.


Что же такое Рождество, если не начало падения власти сатаны над человеком? Человек не мог своей праведностью загладить пропасть, вырытую между ним и Богом человеческими же грехами - на пути вставала повреждённая грехопадением и приобретшая склонность ко греху человеческая природа, не способная к прямому богообщению. Очень хорошо написано об этом у Патриарха Сергия Страгородского в его книге "Православное учение о спасении". Не знаю, читал ли Льюис Патриарха Сергия (то, что автор "Хроник Нарнии" интересовался Православием - доказанный факт), но его понимание Рождества вполне православно.

Человек не может пробиться к Богу - и тогда Бог приходит к человеку. Бог принимает образ немощного Младенца для того, чтобы нас привести к Себе. Бог принимает на себя человеческое естество - чтобы Своей Божественной волей исцелить это естество. Бог входит в наш мир незаметно, Ему ещё предстоит быть отвергнутым Собственным народом (Кураев как-то верно подметил, что древний Израиль - народ не столько богоизбранный, сколько богосозданный) и претерпеть смерть - чтобы вывести из ада души доновозаветных праведников и богоискателей, тех, кого святые отцы именовали "христианами без Христа". И воскреснуть, завершив восстановление человеческого естества. Но Он уже пришёл. Таинство нашего спасения начало совершаться.

Зима в Нарнии
Вот такой увидела Нарнию Люси Пэвенси, когда попала туда впервые.
И очень удивилась, что здесь не бывает Рождества.

Нечто похожее происходит и в Нарнии. На первый взгляд, столетняя зима, установленная магией Джадис, продолжается. Но что-то произошло. Радость врывается в мир Нарнии неожиданно, именно в тот момент, когда, казалось бы, торжество зла неминуемо. Загнанные под обрыв Пэвенси и бобры ожидали встретиться со злой колдуньей - а встречают Деда Мороза. Который и предрекает им скорый конец владычества Джадис и прославляет вернувшегося Аслана. Точь в точь как ангелы, благовестившие пастухам.

Дед Мороз
"Фанарт", изображающий встречу Деда Мороза с Питером, Сьюзен и Люси.

Колдунья напугана. Она обращает в камень зверей, получивших, подобно Питеру, Сьюзен и Люси рождественские подарки от Деда Мороза (эта очень сильная сцена, к сожалению, отсутствует в фильме), которые, кстати, и её поздравили с Рождеством. Спрашивается, Чьё же это Рождество отмечают разумные звери Нарнии, если это празднование так напугало колдунью?

Рождение Аслана сокрыто от героев эпопеи. Сам он приходит всегда "из-за моря". Аслан появляется в сюжете уже взрослым львом и практически не меняется, разве что становится больше по мере взросления героев. Стало быть, речь явно не о "рождестве Аслановом".

Его Величество Аслан
Аслан. По сути, на протяжении всей книги он только и делает, что намекает на Христа,
подводит к Нему вдумчивого читателя.


Христос открытым текстом не упоминается в книге. О Нём читателю предстоит догадаться. Однако, конкретно в плане Рождества недопонимание может возникнуть только в русском переводе. В английском же оригинале стоит ясно и внятно - Christmas. Христа, вернее - одного имени Его так испугалась колдунья из Чарна. Да и Аслан оставляет детям более чем прозрачный намёк: "Я бываю и в вашем мире. Просто там я зовусь иначе. Учитесь узнавать меня и под другим именем. Для этого вы и бывали в Нарнии". Пусть через Нарнию должен лежать в Церковь, и дальше - ко Христу, но именно этот путь страшит Джадис, ибо он категорически несовместим с её маниакальной гордыней. Колдунья пыталась превратить Нарнию в безбожный мир, подобный её собственному (вспомним: "долгая зима без Рождества"). Но в этот мир приходит Дед Мороз (дословно по Льюису, кстати, - Рождественский дедушка) и приносит вместе с рождественскими поздравлениями весть о Боге.

Дальнейшее мы (то есть - те, кто смотрел фильм или читал книгу) хорошо знаем. Колдовство Джадис начинает рушиться. Столетняя зима стремительно отступает, уступая место весне, а затем и лету. Аслан собирает армию. Джадис пытается бороться, в частности, настаивает на казни Эдмунда, предавшего своих сестёр и брата, Аслан выкупает мальчика ценой собственной жизни, Питер встаёт во главе войска нарнийцев, даёт бой - а тем временем с первым лучом рассвета Аслан воскресает и ... спешит в замок колдуньи, чтобы окончательно разрушить её чары, расколдовать жителей Нарнии, павших жертвами её тирании. Эти евангельские аллюзии понятны без расшифровки.

Но началом освобождения Нарнии становится именно Рождество, и именно Рождество Христово. Как наш Христос Спаситель незаметно и ненавязчиво пришёл в мир - и изменил его полностью и навсегда, сломав преграды, отделявшие нас от Бога и открыв нам доступ на Небеса, так и Нарния начинает меняться сначала незаметно, а потом - ощутимо и необратимо именно после радостной вести о Рождестве.

Давайте же и мы с Вами будем радоваться наступлению святок и веселиться - но не забывать при этом, Чей День Рожденья мы празднуем. И любя Льюиса, будем помнить, какая Книга вдохновляла его творчество.

Tags: Наши праздники, Православие, Православное воспитание детей, Хроники Нарнии
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo mikhael_mark october 6, 2022 14:35 2
Buy for 10 tokens
Обращаюсь прежде всего к мужской части своей аудитории. А также к тем женщинам, у которых есть подросшие сыновья, больше не играющие в игрушки. У вас есть шанс оказать помощь жителю ДНР, пострадавшему от украинской агрессии, причём вам это ни копейки не будет стоить. Вернее, обойдётся только в…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments