Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote,
Михаил Маркитанов
mikhael_mark

Categories:

О грустном

                                                                                                                                                              Козы в Бельгии съели капусту,
                                                                                                                                                                        Воробьи - рис в Китае с полей,
                                                                                                                                                                        А в Австралии злые мангусты
                                                                                                                                                                        Истребили полезнейших змей...
                                                                                                                                                                        Это вовсе не дивное диво:
                                                                                                                                                                        Раньше были полезны - и вдруг...
                                                                                                                                                                        Оказалось, что слишком ретиво
                                                                                                                                                                        Истребляли мангусты гадюк.
                                                                                                                                                                                             В.С. Высоцкий



Новогодний праздник медленно, но верно угас. До Рождества ещё есть время. Поэтому можно поговорить и о наболевшем. О том, что не давало мне покоя весь новый год, но о чём я не хотел говорить, чтобы не отравлять друзьям праздничного настроения. Да и самому мне надо было как следует разобраться в своих чувствах.

В самый канун Нового Года в новостях прошло сообщение о том, что из Московской Духовной Академии со скандалом изгнан - иначе не скажешь - протодиакон Андрей Кураев. Человек, которому я многим обязан. Человек, благодаря которому я сегодня - христианин, а не язычник-царебожник. Человек, благодаря которому я в 2000-м - 2001-м годах остался в Церкви не перейдя ни в какую псевдоправославную секту, помешанную на эсхатологических лжепророчествах.

Уставший Кураев

К этому были предпосылки. Я пришёл в Церковь не из рядов советских диссидентов, а из комсомола. Я не бежал от "совка", напротив, считал СССР своей Родиной, а существовавший в нём до 1985 года строй - идеалом общественного устройства. Соответственно, на Ельцина я смотрел (а во многом и сейчас смотрю) как на предателя, а на его режим - как на оккупационный. Обстоятельства, подтолкнувшие меня к вере, лежали вне политики, поэтому я с радостью воспринимал периодически раздававшуюся в ультраправой прессе (типа "Руси Православной" или "Русского вестника") критику действующей власти, а лояльность к этой власти церковного священноначалия - с болью и возмущением. Я был полностью морально готов поверить тому, что действующее российское правительство готовит пришествие антихриста, а Патриарх Алексий Второй продался мировой закулисе и православным давно не является. Я был готов принять эту веру - но я ненавидел американские секты, хотел с ними бороться, и мой духовник подсунул мне Кураева.

Этот человек перевернул моё мировоззрение. Оказалось, что святые отцы вовсе не поддерживали и не оправдывали бузотёрства мирян против епископата. Оказалось, что Послание Апостола Павла к Тимофею с призывом обличать согрешающих пастырей адресовано не лично мне, студенту Политехнического Института Маркитанову Мише, а архиерею, по долгу службы обязанному контролировать священников в своей епархии. Оказалось, что, вырвавшись из рядов одних гонителей Святой Церкви, я едва не угодил в ряды гонителей куда более страшных, в ряды тех, о ком в Евангелии сказано: "убивающий вас будет думать, что он тем самым служит Богу"...

И вот этот человек - больше не официальное лицо в моей Церкви. Теперь всё, что он говорит, должно восприниматься исключительно как его частное мнение. А его слова - больше не аргумент в споре. Что это значит?

Кураев разводит руками

Прежде всего, что это значит для самого отца Андрея? Как ни тяжело мне это признать, но самому отцу Андрею для спасения его души данная ситуация только на пользу. Ему сейчас, думаю, полезно будет посмиряться, остаться без официальных титулов, рассчитывая не на свой авторитет (который у него, начиная с 2000 года, как это ни прискорбно, неуклонно шёл на убыль), а исключительно на Бога да на самого себя. Ни для кого не секрет, что в последние два года отец Андрей позволял себе (в прессе и в интернете) высказывания, мягко говоря, не вписывающиеся в его прежний образ. Диакон Кураев начала - середины 2000-х годов - это адамантово-твёрдый защитник церковного единства, это неутомимый апологет официальной церковной точки зрения по самым острым и спорным вопросам, таким как ИНН, "паспорта с шестёрками", "чин всенародного покаяния", самочинные "канонизации" и прочее. Это и одновременно блестящий миссионер-аналитик, умеющий углядеть христианское зерно в тех местах, куда его более "старшие" братья по вере брезговали даже взглянуть (и совершенно напрасно брезговали!). Это и неустанный обличитель того, что замечательная украинская публицистка Ника Матвеева-Паздрий (nikotorix) метко назвала "бардаком мира сего". О том, что именно обличал Кураев в этот плодотворный период своей деятельности, я уже имел удовольствие писать - список был достаточно внушительный. Что из этого осталось в его публицистике сегодня - предоставляю судить своим читателям...

Увы, я хорошо представляю себе причину такой метаморфозы: отец Андрей элементарно устал сражаться в одиночку. Устал от "ощущения пустоты за спиной", о котором он несколько раз писал в своих замечательных книгах в 2000 - 2009 годах, но так и остался не услышанным. Да, церковная иерархия стояла на одних с ним позициях, да, Архиерейские Соборы регулярно выносили осуждения тем, кого громил в своих книгах отец Андрей (и кто в ответ честил Кураева "жидом", "сатанистом" и "гомосексуалистом"), но эти соборные решения - скажем, положа руку на сердце - не выходили за пределы Садового Кольца. Рядовые прихожане в глубинке просто не имели возможности ознакомиться ни с решением Синодальной Богословской Комиссии об ИНН, ни с церковными постановлениями о Распутине и Иване Грозном, ни с причинами, побудившими Собор 2008 года снять сан с Диомида Чукотского (кстати, отец Андрей отнюдь не злорадствовал по этому поводу). А вот книги о "святости" Ивана Грозного и Распутина, книги о непременном и скором конце света, о том, что ИНН и новые российские паспорта - действительно печать антихриста, книги о "богоравном царе-искупителе" (и соответствующие песни Жанны Бичевской), всевозможная апокрифическая литература, насаждающая в сознании церковных людей откровенно оккультные идеи (например, очень популярная книжка про Славика Крашенинникова - "отрока Вячеслава Чебаркульского" - прямо утверждает идею переселения душ) продавались весьма активно, ибо были востребованы. В результате в массовом сознании прихожан формировался образ "злостного еретика" Кураева выступающего против любых "соборных мнений Церкви". И хоть бы один голос раздался из недр высшей богословской школы в защиту оклеветанного собрата!

Максим Козлов протоиерей
Протоиерей Максим Козлов. По некоторым сведениям, именно он
стал инициатором увольнения Кураева.

То, что произошло с Кураевым - это обычный и вполне предсказуемый нервный срыв. Только вот случился он с известным человеком, потому и получил общественный резонанс. Я не собираюсь осуждать отца Андрея, хотя в сложившейся ситуации он на роль жертвы явно не тянет. Так судил Бог, промышляющий о спасении каждого человека, в том числе, разумеется, и протодиакона Кураева, чьи прошлые заслуги перед Церковью не в состоянии отменить никакие скандальные решения никаких учёных советов. Возможно, теперь у отца Андрея будет больше свободного времени на обдумывание своей позиции - ибо журналисты больше не будут каждый день приставать к нему с расспросами. Возможно, поуспокоившись - ибо сейчас его возмущение хорошо понятно и простительно - он вернётся к своей основной работе - то есть, к написанию книг. Хотелось бы на это надеяться, тем более, что о. протодиакон остался без источника постоянного дохода, и таким источником для него вполне могли бы стать книги. Кураев лишился статуса - но не лишился друзей в Церкви, таких, как митрополит Саратовский Лонгин или архимандрит Тихон Шевкунов, людей, не последних в православном книгоиздательстве. Кое о каких его писательских планах, которые он вынашивал в прошлом и ради которых даже просился на покой в 2009 году, мне известно. Тогда отец Андрей отдыха не получил - вместо этого ему ЦЕРКОВЬЮ было поручено составление учебника по "Основам Православной Культуры", и написанный им учебник был Церковью ОДОБРЕН (давайте об этом не забывать!). Теперь он оказался на покое поневоле - прекрасный случай реализовать задуманное.

Теперь о том, что означает увольнение Кураева для его врагов. Для тех самых врагов, что столь активно постят  "радостную новость", торжествующе возвещая, что Кураев "богословом никогда не был". Признаться, страшно становится при мысли о том, КТО поднимает теперь голову, мечтая, что отныне жизнь Церкви будет развиваться под их "чутким руководством". Даже рериховцы оживились и снова завели старую песню о том, что Николай и Елена Рерихи были самыми что ни на есть православными, да только "злодей Кураев" их по "невежеству" оклеветал...

Елена Рерих
Елена Рерих. Учила, что "истинным богом всех религий"
и "духовным благодетелем человечества" является сатана.

Таким можно сказать только одно: граждане, обрадовались рано! Вы что же, всерьёз думаете, что против вас во всей Православной Церкви выступал только один протодиакон Кураев. Вы всерьёз полагаете, что ПРОТОДИАКОН способен навязать свою волю АРХИЕРЕЙСКОМУ Собору? Да не одному, а по меньшей мере трём: 1994-го года (анафематствовавшему Рерихов), 2004 года (осудившему призывы к канонизации Распутина и Ивана Грозного) и 2008 года (осудившему учение о "печати антихриста" в ИНН и новых российских паспортах и лишившему сана Диомида Чукотского). На этих Соборах присутствовали сотни епископов разных уровней, многие из которых (как, например, Агафангел Одесский) были весьма критически настроены к Кураеву - и Кураев ими дирижировал? Кто-нибудь, находясь в здравом уме, способен представить себе такую картину?

Переходя на военный язык, кураефобы всех мастей - от "опричного братства" до "рериховского теософского общества" - думают, что одержали окончательную победу и теперь рванутся по накатанной дороге прямиком к вершинам церковной власти. На деле же они всего лишь разгромили авангардный отряд, за спиной которого развернулась к атаке дивизия тяжёлых танков. Так что реформаторы справа своё ещё получат. Не угодно ли потягаться силами с протоиереем Димитрием Смирновым, господа? Он, в отличие от протодиакона Кураева, никаких сомнительных высказываний, вроде приглашения "пусек" на блины, никогда себе не позволял. Но при этом последовательно выступал против эсхатологических истерик и против канонизации Распутина и Ивана Грозного (об оккультизме я и не говорю). А на язвительном иеромонахе Макарии Маркише нет желания попробовать своё остроумие? Этот человек тоже не позволял себе никакой "блинотерапии" - но отпор даст вам достойный по всем статьям, не хуже Кураева. Да и сам наш Святейший владыка Кирилл отнюдь не настроен, в отличие от своих предшественников, помалкивать в тряпочку, он активно высказывается по всем актуальным вопросам и сам защищает позицию Церкви. Так что будет, кому дать укорот зарвавшимся неоязычникам. Несмотря на падение Кураева перемены курса в Русской  Православной Церкви ожидать не приходится. "Власть больше не меняется".

Димитрий Смирнов протоиерей
Протоиерей Димитрий Смирнов

Кроме того, не будем забывать, что отец Андрей успел вырастить себе достойную смену. И они отнюдь не собираются сходить со сцены вместе с их наставником. Назову лишь несколько наиболее заметных и ярких имён. Это иеромонах Димитрий Першин, священник Алексий Плужников и протоиерей Константин Пархоменко. Будет кому поднять знамя, выпавшее из рук отца Андрея.

Можно выразиться и иначе, с опорой на образы "Властелина колец" Толкиена, благо, сегодня его день рожденья. Орки (т.е., "опричники", рерихософы и прочая нечисть) думают, что одолели Гэндальфа? Нет, они  одолели всего лишь Боромира, который не устоял в искушении. А Гэндальф (вместе с Леголасом, Гимли и Арагорном) ещё покажет им кузькину мать. Или, если обратиться к образам "Гарри Поттера": Волан-де-Морт уже праздновал победу, одолев Дамблдора... но не знал, что сердцем борьбы против него является на самом деле не старик в лиловой мантии, а тот самый странный ребёнок со шрамом, на которого никак не действует смертельное заклятие.

Наконец, в нескольких словах - о том, что означает увольнение отца Андрея лично для меня. Прежде всего - необходимость крепче за него молиться. Теперь, когда отец Андрей лишился официальной защиты Церкви, когда ему нанесена обида со стороны тех, кого он считал друзьями, ему очень важно сделать в жизни правильный выбор. Не поддаться эмоциям. Не сорваться. Не скатиться в тотальное критиканство, в церковную оппозицию, в "охоту на митрополитов", которую он сам в прошлом неоднократно осуждал. Остаться в Церкви и найти в ней для себя новое место. Помочь ему в этом может только Бог - ибо людей, которым он дорог, своих собственных выученников, таких как я, он вряд ли станет слушать.

Во-вторых, учёный совет МДА специально подчеркнул в своем решении, что отец протодиакон уволен не за свои богословские труды: "На Совете Академии не шла речь о позиции отца Андрея по вопросам богословским, церковно-историческим, или по вопросам отношений Церкви, государства и общества. Причиной стали вопросы этические" (http://www.aif.ru/society/religion/1077305). То есть, все книги о. Андрея, изданные до сего дня православными издательствами и одобренные высшими церковными инстанциями (Издательским Советом Московской Патриархии или архиереями), осуждению не подвергались и по-прежнему могут считаться авторитетными источниками для православных верующих - тех, кто пожелает их таковыми считать. Никто не отменял также и церковного одобрения кураевскому учебнику по ОПК (респект Козлову с его заявлением, будто отец Андрей не внёс никакого вклада в духовное образование) - изучающие или желающие изучать данный курс могут спать спокойно.

Наконец, отдельно следует оговориться по вопросу о "Гарри Поттере", который для меня представляет особую важность. О необходимости и своевременности миссионерства среди поттероманов, о том, что данная аудитория готова к восприятию Православия я уже имел удовольствие писать - см.: здесь. В изложенных мною тогда фактах отставка Кураева ровным счётом ничего не меняет. Моё собственное сочувственное отношение к поттериане также не обусловлено Кураевым - я имел удовольствие составить своё мнение до того, как прочитал соответствующие высказывания отца Андрея, и в дальнейшем в этом своём мнении только укреплялся. Кроме того, известно, что отец Андрей Кураев не одинок в своём положительном отношении к "Гарри Поттеру" - это его отношение разделяется иеромонахом Димитрием Першиным, священником Алексием Плужниковым (тот далеко не во всём согласен с о. Андреем, кстати), игуменом Сергием Рыбко (его отношения с отцом Андреем в последнее время были конфликтными), протоиереем Александром Авдюгиным (не мог испытать на себе влияния Кураева хотя бы по причине возраста), протоиереем Давидом Мозером и иереем Иаковом Баглиеном (оба - американцы, и вряд ли вообще слышали о Кураеве) - этот список можно было бы ещё продолжать. И никто этих батюшек никаким репрессиям не подвергает.

Да и самого отца Андрея ввели в состав Синодальной Богословской Комиссии как раз после написания им книги "Гарри Поттер в Церкви: между анафемой и улыбкой". И Патриарх Кирилл - многая ему лета - наверняка знал об этой книге, когда предлагал отцу Андрею написать учебник по ОПК. Вдумайтесь: это означает, что Церковь, несмотря ни на что, НЕ ОСУДИЛА позиции Кураева по "Гарри Поттеру". А стало быть, сожалея об участи о. Андрея и молясь о нём, я со спокойной совестью продолжу делать то, что делал и прежде - писать статьи о "Гарри Поттере", вскрывая его христианские смыслы, и рассказывать об этих смыслах юным поттероманам, даже не догадывающимся о том, какую глубокую книгу они полюбили.

В довершение хочу выразить свою признательность священнику Георгию Лобанову и своим друзьям по ЖЖ Наташе (mamasha_curaj), Елене (zoyae) и  Светлане (solan7a), которые поддержали меня в трудную минуту и помогли принять правильное решение.

Tags: Апологетика, Люди и судьбы, Обо мне, Православие, Православное воспитание детей, Протодиакон Кураев
Subscribe

promo mikhael_mark декабрь 26, 2019 12:52 8
Buy for 10 tokens
Как известно, одним из главных аргументов тех, кто категорически выступает против передачи храмовых зданий верующим, является ограниченность финансовых ресурсов у Церкви и отсутствие понимания "всей всемирно культурной ценности этих старинных памятников". В итоге, делается вывод,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments