С начала этой недели по интернету идёт масштабный информационный вброс против протодиакона Андрея Кураева. Мне уже пришлось ВКонтакте забанить одну из своих френдесс за участие в этой провокации. Не то, чтобы отношение человека к о. Андрею было для меня столь принципиально, но конкретно за этим вбросом отчётливо маячит неонацистская тень.
Исходное размещение вброса вот здесь. Ник автора столь же недвусмыслен, сколь и зловещ: дамочка изволит писать под фамилией Муссолини (спасибо хоть, что не "Гитлер"!), чем красноречиво свидетельствует о своей профашистской позиции... Растиражировали вброс очень быстро по сотням блогов во всех соцсетях. Суть в следующем. После выступления отца протодиакона с публичными лекциями в Елецко-Лебедянской епархии там была уволена помощница благочинного. Уволена она была из-за принадлежности к сысоевцам-уранополитам, и уволил её, кстати, не Кураев (у которого и полномочий-то для этого не было!), а местный председатель комиссии по миссионерской и антисектантской деятельности.
Нечему удивляться, что возмущению сысоидов не было предела. Тому, что они решили всё свалить на бедную голову отца Андрея - он сейчас, после своих печально известных высказываний о "блинотерапии", очень удобная мишень - тоже удивляться не приходится, спорить с председателем епархиальной комиссии как-то страшновато, а вот Кураев далеко, да и официальных полномочий у него никаких. И всё-таки с этой ситуацией надо разобраться как следует, потому что поднятая ими в интернете истерика растёт как снежный ком, вовлекая в свою орбиту всё новых людей, а православному человеку истерить не пристало.
Прежде всего, вот комментарий, которым сопроводили исходный текст из ЖЖ при перепосте ВКонтакте: "ВНИМАНИЕ!!! МОДЕРНИСТЫ-КУРАЕВИТЫ НАЧАЛИ ОТКРЫТЫЕ ГОНЕНИЯ НА ХРИСТИАН!!! МАКСИМАЛЬНЫЙ РЕПОСТ!!! У кого есть хоть какая-то информация о пострадавшей женщине, её контактные данные или подробности происшедшего, просим Вас написать нам. Женщину оставили без средств к существованию!" (см. напр. здесь: http://vk.com/netochka_nochka).
Такой короткий текст - и сразу масса вопросов. Прежде всего, то, что Кураев модернист - это ещё далеко не факт. Никаких доказательств столь тяжкого обвинения сысоиды привести не удосужились. Итак, нельзя ли поконкретнее, в чём же именно модернизм? В том, что Кураев не желает от имени Церкви запрещать детям читать сказки? Но в этом он - стопроцентный традиционалист. Церковь НИКОГДА не запрещала сказки, даже в те времена, когда в её руках находился весь государственный цензурный аппарат. В том, что не находит зазорным миссионерские акции с участием рокеров? Но здесь о. Сысоев полностью единомыслен с о. Кураевым. Во всяком случае, его толкование на "Песнь песней" изобилует цитатами из песен Бориса Гребенщикова.
Рок-бард Борис Гребенщиков - один из дежурных поставщиков цитат для о. Даниила Сысоева
Если осуждать поездки протодиакона Кураева по СНГ с байкерами и рок-музыкантами, тогда надо осудить и свт. Николая Японского (Касаткина) за то, что давал благословения своим духовным чадам поступать в японские школы дзюдо, где преподавались не только единоборства (против занятия которыми активно выступает Сысоев), но и буддийская философия (о том, что она из себя представляла и к каким поступкам подталкивала людей, есть очень много красочных страниц в кураевском "Сатанизме для интеллигенции"). Но как раз здесь мнимый традиционализм кураефобов даёт сбой: во-первых, осуждать канонизированного святого отца как-то страшновато, а во-вторых такие действие владыки Николая гласно и однозначно одобрил Патриарх Кирилл. Модернистом Кураева ославили сатанисты-рериховцы (в книжке Ксении Мяло "Звезда волхвов") - за разоблачение их сатанизма, а сразу же вслед за ними - адепты псевдоправославной языческой секты "опричное братство" - за то, что о. Андрей категорически отказывался признавать их языческие теории, выдаваемые ими за "эзотерическую традицию Православия". Не верил он ни в реинкарнацию святых прошлого, ни в "царя искупителя" - за что и получил "модерниста" и "церковного либерала". Но сысоидам уж как-то совсем странно подпевать в этом Назарову, Душенову и иже с ними - ибо о. Даниил последовательно выступал против царебожнической ереси, и его статью "Богословские соблазны монархического движения" я считаю одним из лучших на сегодняшний день произведений по теме монархизма.
Единственное, из-за чего о. Андрея действительно можно подозревать в модернизме - это его отношение к Чуду Благодатного Огня, высказываемые им представления о том, что Благодатный Огонь зажигается рукотворно, а потом освящается молитвой Патриарха - по аналогии со Святыми Дарами. Мнение это, конечно, спорно, но не будем всё-таки забывать, что
а) в Церкви НЕТ догмата о Благодатном Огне; ни один Вселенский Собор такого догмата не утверждал;
б) Кураев эту свою точку зрения просто высказал (со ссылкой на ближневосточных иерархов, кстати), но ни единым словом не осудил тех, кто придерживается противоположного взгляда.
Чудо схождения Благодатного Огня в Иерусалиме
Так что и по данному вопросу не тянет отец Андрей на модерниста. Никак не тянет.
Столь же бредово выглядит и заявление сысоидов о том, что "женщину оставили без средств к существованию". Как справедливо заметил в комментариях к исходному посту один православный священник, которому низкий поклон, ей руки и ноги не отрубили и дом её не сожгли. Работать она вполне может. Но если епархиальное начальство считает, что в своих взглядах эта женщина искажает православное вероучение (очевидно, у них были основания так думать), то они не только имеют право, но и обязаны перекрыть ей доступ к церковной карьере. Много у нас было таких высокопоставленных катехизаторш, то агрессивно ратоборствовавших за канонизацию колдуна Распутина, то пропагандировавших лжеучение Славика Крашенинникова ("отрока Вячеслава Чебаркульского") и его полоумной мамаши. Не накушались за прошлое десятилетие?
Ну, и верх бесстыдства - середина данного пассажа. "Кураевиты начали открытые гонения на христиан". Вот так вот, с плеча: не "истинно православных", не "верных чад Святой Церкви", не "хранителей традиции" а прямо и просто - "христиан". Тем самым все, кто не согласен со взглядами "сысоевцев", автоматически объявляются нехристианами. Понимают ли авторы данного пассажа, что этими словами они невольно подтверждают ту самую характеристику, которую столь энергично пытаются оспорить - характеристику себя как секты?
Дело в том, что о. Сысоев по ряду далеко не периферийных вопросов находился в жёсткой, я бы даже сказал - в глухой (то есть, абсолютно невосприимчивой ни к каким контраргументам) оппозиции к священноначалию Русской Православной Церкви. Широко известна его критика "Основ Социальной Концепции Русской Православной Церкви", принятых Архиерейским Собором 2000 года. Известно также, что Сысоев выступал последовательным и безоговорочным апологетом предателя Власова, измену которого он совершенно безосновательно и столь же бессовестно трактовал как "покаяние" (см. здесь и здесь). Столь же известно (и неоднократно неоднократно мной уже указывалось со ссылками на изданные источники), что Святейший Патриарх Кирилл вёл и ведёт сознательную полемику с любыми попытками реабилитации гитлеровской агрессии и коллаборационизма, что для Патриарха сама мысль о том, чтобы ставить на одну доску нацистский режим и СССР (для Сысоева это излюбленный речевой штамп), выглядит кощунственной. А вот ещё: "Самым страшным испытанием для России стало гитлеровское нашествие. Под угрозой оказалось само физическое существование нашего народа. Но было бы абсолютно неверно представлять Великую Отечественную войну как исключительно войну за выживание. На ее полях решался принципиальный вопрос человеческого бытия, вопрос о справедливости: равны ли люди Земли в своем достоинстве, или же они делятся на высшие и низшие расы? Иными словами: можем ли мы, члены огромной человеческой семьи, по-христиански обращаться друг к другу со словами «Братья и сестры!», либо мы навеки разделены непреодолимыми генетическими и культурными барьерами? Глубоко символично, что обнародованный руководством нашей страны призыв на борьбу с гитлеровским захватчиками начинался словами «Братья и сестры!» и был адресован всем соотечественникам, независимо от их национального происхождения, вероисповедания и политических взглядов. Это был призыв к общенациональной солидарности, это было обретение понимания ее значения как одной из базисных ценностей, без которых общество обречено на распад и уничтожение". Так что по логике авторов вброса получается, что Русская Православная Церковь оказалась в руках нехристиан, а значит, сама она теперь - не Церковь, а сборище сатанинское. Более того, о. Сысоев дерзал высказывать своё несогласие и с прославленными святыми - свт. Филаретом Московским и свт. Николаем Японским (последний был открытым текстом обвинён о. Сысоевым в лицемерии). По логике его нынешних фанатов, нам и этих святителей надо зачислить в "нехристиане". Но если так, чем сысоиды отличаются от протестантов? Секта, однако...
Продолжение следует.
Journal information