30 ноября 1993 года тогдашний президент Российской Федерации (а вернее - узурпатор) Б.Н. Ельцин подписал указ, в соответствии с которым в России восстанавливался дореволюционный государственный герб - двуглавый орёл. Исполнилась давняя мечта белоэмигрантов:
Придёт пора, и вихрь кровавый
От нас умчится навсегда,
Взлетит опять орёл двуглавый,
И сгинет красная звезда.
Так что в этом году Россия отмечает ровно 20 лет со дня возвращения своего исторического герба. Казалось бы, есть повод для радости у тех, кто не склонен начинать историю своего Отечества с 1917-го или с 1991 года. Вот только жаль, что за воспетое Олегом Газмановым "возвращенье двуглавых орлов" пришлось заплатить утратой половины территории, развалом экономики, десятилетием тотальной нищеты, национальным унижением, сектантским беспределом и тысячами жизней "дорогих россиян". Немудрено поэтому, что отношение к восстановленному гербу в народе, так скажем, неоднозначное.
Признайтесь, друзья, вам приходилось выслушивать от коммунистов колкости насчёт "орла-мутанта"? Доводилось читать коммунистические вирши в духе:
Скорей бы кончилось терпенье у народа,
Скорей бы сбросил он с себя тяжёлый гнёт,
А заодно - двуглавого урода.
Я убеждён, что этот час придёт!
Доводилось выслушивать, на этот раз уже от либералов, что "орёл - птица хищная и живёт недолго", а "двуглавый мутант вообще нежизнеспособен" - с искренними пожеланиями скорейшего исчезновения России с политической карты мира после этого? Мне доводилось, и неоднократно. Поэтому я решился предать гласности свои собственные размышления о нашем государственном гербе. Надеюсь, что убедительные.
Прежде всего, герб - это эмблема, символ государственности. Символ же должен соответствовать тому, что он собой символизирует, а не нормам биологии или реалистической живописи. И если с этой точки зрения взглянуть на российский герб, то приходится признать, что он безупречно вписывается в идею русской государственности.
Крещение Руси - начало русской государственности. Совершилось в Киеве.
Вот, кстати, главная причина, почему русский человек никогда до конца не смирится с тем,
что Украина - это заграница.
Прежде всего, об орле. Как известно, государство Российское зародилось в степной зоне - на Киевщине. Как и у всех жителей степей, у наших предков крылатые хищники - орлы, соколы, ястребы - вызывали традиционную симпатию. Не агрессию, не ненасытного хищника символизировал орёл в русской культуре (сколько бы ни скабрезничали по этому поводу представители "второй древнейшей профессии"), а вольность. Вспомним у Пушкина:
Сижу за решёткой в темнице сырой.
Вскормлённый в неволе орёл молодой,
Мой верный товарищ, махая крылом...
И воинскую доблесть - достаточно упомянуть чрезвычайно популярный в екатерининские времена марш "Взвейтесь, соколы, орлами!" и песню "Орлёнок" времён Гражданской войны. Так что ничего удивительного нет, что на заре своего существования страна, только что ценой неимоверных усилий добывшая себе независимость (эпоха появления двуглавого орла на гербе - эпоха Ивана III - это в первую очередь эпоха окончательного падения двухсотлетнего ордынского владычества на Руси), избрала в качестве своего символа эту вольную птицу.
Стояние на реке Угре - последний день монголо-татарского ига
Теперь что касается двуглавости. Конечно, в реальной жизни двуглавый "монстр" и впрямь нежизнеспособен. Но как-то странно видеть в этом намёк на грядущую судьбу России. Гербы-то составляются по правилам геральдики (есть такая наука), а не по правилам биологии. А реалиям российской истории идеально соответствует именно двуглавый орёл, причём именно с головами, смотрящими в разные стороны.
Географическое положение нашей страны уникально. Мы - своего рода сухопутное "Средиземное море", отгородившее Западную (т.е., зарубежную) Европу от Азии. В силу этого Россия на протяжении всей своей более чем тысячелетней истории постоянно сталкивалась с агрессивным натиском как со стороны Европы, так и со стороны Азии. Незавидная участь пушкинского царя Додона:
Ждут, бывало, с юга - глядь,
Ан с востока лезет рать.
Справят здесь - лихие гости
Идут от моря... -
с фотографической точностью воспроизводит историческую судьбу государства Российского, метко резюмированную славянофильски настроенным императором Александром Миротворцем: "У России есть только два союзника - её армия и её военно-морской флот".
Царь Александр III Миротворец
Не только обширные пространства практически неосвоенной земли манили захватчиков. Покорив Россию, западные империалисты получали надёжный плацдарм для методичной колонизации Юго-Восточной Азии (куда они уже проникли морским путём), а азиатские завоеватели - широкие ворота для экспансии в Европу. Не будем забывать и о религиозном факторе. Россия с её Православием была органически чужда как протестантско-католической Европе, так и мусульманской Азии. В глазах как тех, так и других мы были "неверными", которых надлежало резать "во славу Божию". И ведь резали! Не только "дикие" монголы и турки, но и "просвещённые" европейцы. "Юрьевская прорубь" - это словосочетание образованный русский человек вряд ли может слышать без содрогания. Это XV век. А вот середина "просвещённого" XVIII века: представители "передовой европейской культуры" - гренадеры Фридриха Великого - живьём закапывают раненых русских солдат в землю на Цорндорфском поле. Чего их жалеть, "северных варваров"... Про зверства наполеоновских войск в оккупированной Москве я вообще молчу.
В настоящее время, конечно, мотивация наших недругов изменилась, однако застарелая ненависть ко всему русскому никуда не делась. Россия по-прежнему остаётся во враждебном окружении: на Западе - США и НАТО, форсированными темпами завершающие подготовку к последнему крестовому походу против "империи зла" (а зачем иначе, спрашивается, было разворачивать систему ПРО фактически по периметру нашей границы, а перед этим организовывать чудовищную провокацию с башнями-близнецами в Нью-Йорке, губить тысячи жизней своих сограждан всего лишь ради того, чтобы выйти из Договора по ПРО?). На Востоке - Япония, мечтающая о реванше за Вторую Мировую войну. По всей протяжённости южной границы (и по обе её стороны!!!) - очаги исламского терроризма. Не забудем и наших бывших друзей по СССР и "Варшавскому договору", для которых теперь русофобия - норма жизни. Так что две головы российского орла - не уродство, а насущная необходимость. Раз враги со всех сторон, то и смотреть надо в оба. Двуглавый орёл, ощетинившийся в противоположные стороны - хороший образ, чтобы подчеркнуть готовность России дать достойный отпор любым враждебным посягательствам, с какой бы стороны они ни исходили. Другой вопрос - есть ли такая готовность на самом деле. Но тут уж не с орла - с людей надо спрашивать.
Конечно, Ельцин в том 1993-м году, практически сразу же после варварского расстрела законно избранного Парламента, был бесконечно далёк от столь поэтических сравнений. Скорее всего, сработал обычный погромный рефлекс: очередной "последний победитель" сводил счёты с "проклятым прошлым". В этом отношении Ельцин ничем не лучше (и ничем не хуже) тех, кто в 20-е - 30-е годы прошлого века сбрасывал орлов с башен Московского Кремля и взрывал храмы. Но давайте всё-таки отделять котлеты от мух. С "подвигами" Ельцина рано или поздно разберётся суд истории (тем более, что сам он уже предстоит перед Божиим Судом). А символ, столь удачно придуманный Иваном III и прославленный победами Петра Великого, Суворова, Ушакова и Кутузова, тут явно ни при чём.
Journal information