А.В. Суворов под знаменем и при регалиях.
Суворов начал служить в царствование императрицы Елизаветы Петровны в Лейб-Гвардии Семёновском полку. Однажды, когда молодой Суворов стоял на часах, императрица проходила мимо него. Бравый вид семёновского сержанта понравился царице, она подошла и протянула Суворову рубль.
- Никак нет, Ваше императорское величество, - бойко отозвался Суворов. - Принять не могу. Устав запрещает солдату, стоящему на часах, принимать деньги от кого бы то ни было.
Такая преданность долгу шокировала императрицу. Тем более, что она панически боялась переворота и нуждалась в верных людях. Она положила рубль на землю у ног Суворова.
- Молодец, - сказала Елизавета. - Возьмёшь, когда сменишься с караула.
Императрицы Елизавета на прогулке.
Форма русской гвардии при Елизавете Петровне.
Боевое крещение А.В. Суворов получил во время Семилетней войны, в битве при Кунерсдорфе (1759 г.), в ходе которой русские войска П.С. Салтыкова наголову разгромили армию прусского короля Фридриха Великого, считавшегося одним из лучших полководцев своего времени. В дальнейшем Суворов участвовал во взятии Берлина русским корпусом Чернышёва.
Битва при Кунерсдорфе.
С "берлинским" периодом в биографии будущего генералиссимуса связано одно недоразумение. Некоторые историки настаивают на том, что А.В. Суворов был масоном, основываясь на обнаруженном в немецких архивах протоколе заседания местной масонской ложи, в ходе которого был посвящён в масонство русский офицер Суворов. Однако, журнал "Родина" убедительно опровергает этот миф: в протоколе принятый в масоны русский офицер назван "лейтенантом", в то время как А.В. Суворов был на тот момент уже полковником. Приуменьшать его ранг масонам не было никакой выгоды. Стало быть, речь идёт не об Александре Васильевиче, чьё православие всегда оставалось безукоризненно, а о каком-то ныне забытом его однофамильце.
***
Суворов проявлял повышенный интерес к изучению языков. Воюя с кем-либо, он старался в совершенстве овладеть языком противника (это облегчало допросы пленных и переговоры). А в мирное время штудировал языки тех народов, в районах проживания которых ему приходилось служить. Помимо "общедворянских" французского, немецкого и английского, Суворов в совершенстве владел украинским, польским, турецким, татарским, итальянским и финским языками. Жена полководца находила это его увлечение варварским. А дочь Наташа, напротив, за месяц выучилась от отца сносно изъясняться по-украински.
Наталья Александровна Суворова, дочь полководца.
"Суворочка", как он её ласково называл.
В 1799 году, во время Итальянского похода, интерес к иностранным языкам пригодился Суворову. Чтобы бойцы не отставали во время стремительных маршей, которые вынуждена была совершать его армия, Суворов взялся обучать солдат французскому языку. Шедший впереди солдат выкрикивал французское слово или выражение, повторяя за командиром, а остальные должны были повторять за ним. А на привале Суворов устраивал экзамен. Солдатам поневоле приходилось убыстрять шаг, чтобы расслышать незнакомые им французские слова. А в 1800 году, незадолго до смерти, Суворов поразил навестившего его графа И.П. Кутайсова (крещённого турка), заговорив с ним на чистом турецком языке.
Граф Иван Кутайсов, фаворит и доверенное лицо Павла Первого.
***
Суворов, как никто, понимал психологию своих подчинённых.
Во время штурма Измаила колонна русских войск, предводительствуемая М.И. Кутузовым, встретила ожесточённое сопротивление турок и залегла. Кутузов послал к Суворову за подкреплением. В ответ Суворов прислал Кутузову приказ, в котором Михаил Илларионович назначался губернатором Измаила. Кутузов решил, что на других направлениях русские войска уже добились решающего успеха, поднял солдат и повёл их в отчаянную атаку. Сопротивление турок было сломлено.
Суворов и Кутузов осматривают укрепления Измаила
После боя Кутузов отыскал Суворова и спросил, как тот мог назначить его губернатором, если город ещё не был взят.
- Суворов знает Кутузова, а Кутузов знает Суворова, - ответил Александр Васильевич.- Если бы Измаил не был взят, Суворов умер бы под его стенами. И Кутузов тоже.
***
Суворов отличался редкой набожностью. В редкие недели отдыха, когда ему удавалось пожить в своём имении, и во время двухлетней ссылки в начале царствования Павла Первого Суворов охотно прислуживал в церкви и пел на клиросе. Солдат своих он наставлял: "Молитесь Богу, Он - наш Генерал". В 1787 году, когда грянула Русско-Турецкая война, турки высадили десант на Кинбурнской косе. Суворова эта весть застала в храме, во время богослужения. "Пусть все повылезут, - ответил Суворов и спокойно продолжал молиться. После окончания церковной службы он построил свои войска, повёл их в бой и одержал убедительную победу. Правда, сам при этом был ранен.
Сражение на Кинбурнской косе. В белой рубашке (лежит) - раненый Суворов
***
Император Павел Первый, не соглашаясь с Суворовым по целому ряду существенных вопросов, тем не менее, ценил прославленного военачальника. Во время Итальянского похода к Суворову был прикомандирован сын императора, великий князь Константин Павлович, для обучения воинскому искусству. Константин искал славы и презирал до глубины души своих противников-французов. Кончилось дело тем, что он, без ведома Суворова, принял командование над небольшим русским отрядом и повёл его на штурм крепости, которую оборонял значительно превосходивший в численности французский гарнизон. Эта атака кончилась сокрушительным поражением Константина. Царевич, чувствуя свою вину перед Суворовым, явился к нему лично для извинений. "Главнокомандующий молится", - ответил царскому сынку адъютант. Когда же Константин всё-таки заглянул в палатку Суворова, он увидел странную картину. Фельдмаршал стоял на коленях перед иконой и молился за упокой солдат, погибших в той безумной атаке под начальством Константина Павловича, поминая их всех поимённо. Не выдержав этого зрелища, Константин Павлович рухнул на колени рядом с Суворовым и разрыдался. Больше он не осмеливался проявлять непослушания.
Великий князь Константин Павлович в бытность свою в армии Суворова.
Продолжение непременно воспоследует. Ибо Суворов неисчерпаем. А на будущий год нас ждёт его юбилей.
Journal information