
По мне, так владыка Кирилл - это наилучший пример человека, который оказался в нужное время на нужном месте. Его восшествие на Патриарший престол в 2009 году стало началом целого ряда благотворных перемен в нашей церковной жизни. Перемен, которые не только не искажали сути древнего Православия, но утверждали и подчёркивали её.
Вот то, что внёс в нашу церковную жизнь Святейший Кирилл:
1) Голос Патриарха стал слышим, его позиция наконец-то начала доходить до самого нижнего уровня, до конкретных приходов. Покойный Алексий Второй тоже был прекрасный богослов, но об этом знали немногие, а за пределами Московской Духовной Академии - боюсь, что практически никто. Лично я тщетно искал в течение пяти лет его книгу "Войдите в радость Господа Своего". И не нашёл. А книги Патриарха Кирилла стали не только издаваться, но и распространяться. В результате слова: "позиция Церкви", "точка зрения Церкви" перестали быть в массовом сознании чем-то расплывчатым и аморфным. Теперь каждая бабушка имеет возможность узнать эту позицию из первых рук.
Вот то, что внёс в нашу церковную жизнь Святейший Кирилл:
1) Голос Патриарха стал слышим, его позиция наконец-то начала доходить до самого нижнего уровня, до конкретных приходов. Покойный Алексий Второй тоже был прекрасный богослов, но об этом знали немногие, а за пределами Московской Духовной Академии - боюсь, что практически никто. Лично я тщетно искал в течение пяти лет его книгу "Войдите в радость Господа Своего". И не нашёл. А книги Патриарха Кирилла стали не только издаваться, но и распространяться. В результате слова: "позиция Церкви", "точка зрения Церкви" перестали быть в массовом сознании чем-то расплывчатым и аморфным. Теперь каждая бабушка имеет возможность узнать эту позицию из первых рук.

Вот эта книжица вышла практически сразу же за интронизацией.
И многое объясняла как в мировоззрении Святейшего, так и в его биографии.
Всем, кто не читал, настоятельно рекомендую.

А эта книга вышла гораздо позднее. Но от этого не менее интересна.
Ответ на насущные вопросы не только церковной, но и мирской жизни.

Несмотря на жёсткое название, эта книга - скорее, исповедальная.
И совсем не обличительная. Но от этого не менее поучительная.
2) Вообще в книгоиздательской сфере Патриархом Кириллом был наведён долгожданный порядок. Псевдоправославная сектантская продукция, заполонившая собой церковные лавки в последние годы патриаршества владыки Алексия Ридигера (про которого я ничего плохого сказать не хочу - Патриарх не Господь Бог, за всем уследить не может), если и не исчезла совсем, то количество её сократилось на порядки. Владыка Кирилл нашёл подходящую кандидатуру на должность главы Издательского Совета - митрополита Климента Капалина, жёсткого лидера и грамотного богослова. А потом просто запретил продажу через церковные лавки любых книг, не одобренных Издательским Советом. В результате хорошая, богословски выверенная литература стала не в пример доступнее. А рядовые прихожане получили возможность не только теснее соприкоснуться со святоотеческим наследием, но и открыть для себя новые имена. Для меня, например, таким открытием стали иеромонах Макарий Маркиш и протоиерей Константин Пархоменко. И в этом - тоже заслуга Святейшего Кирилла.

Ассортимент церковных книжных лавок при Патриархе Кирилле стал куда доброкачественнее.
И при этом - разнообразнее.
3) Отдельное спасибо следует сказать Патриарху Кириллу за его отношение к Великой Отечественной войне. Его восхищение героями той войны, несмотря на то, что многие из них, к сожалению, были безбожниками, то, что он постоянно ставит их в пример подрастающему поколению - хорошее противоядие разрушительной пропаганде тех, кто стремится очернить нашу историю, представив русский народ главным носителем вселенского зла. А решение Святейшего отмечать 9 мая не только панихидами по убитым воинам, но и благодарственными молебнами в честь дарования победы назрело уже давно. Этот молебен - недвусмысленное свидетельство о том, на чьей стороне в той войне была Церковь - решительно выбивает почву из-под ног как ультракоммунистов, считающих, что "реакционное духовенство ждало немцев как освободителей", так и новомодной ереси уранополитизма, идеологи которой полагают, что именно так и надо было поступить.

Парад Победы на Красной площади в 1945 году.
4) Без особых угроз и репрессий, без анафем Патриарху Кириллу удалось если не ликвидировать совсем, то существенно ослабить угрозу церковному единству на "правом фланге" - со стороны профессиональных антиэкуменистов и ультрамонархистов. После событий прошлого года и бескопромиссной позиции, заявленной Патриархом, многие из них призадумались о справедливости своего отношения к священноначалию и впредь не дерзают разглагольствовать о том, что "этот Гундяев" - "ставленник жидов", и лжепророчествовать о скорой унии с католиками. При этом сам Патриарх Кирилл ни единого шага им навстречу не сделал и ни единого намёка на возможность канонизации Распутина с Иваном Грозным или признания Николая Второго "богоравным царём-искупителем" себе не позволил. Ересь побеждена - и побеждена с христианской кротостью.

Патриарх Кирилл на молебне в защиту поруганных святынь

И народ на том же самом молебне
В общем, я с полным основанием могу назвать владыку Кирилла Патриархом, которого мы дождались по величайшей к нам милости Божией! Храни Вас Господь, Святейший владыко!
Journal information