
Согласно замыслам Василевского, особая роль в наступлении отводилась 2-я Гвардейская армия Р.Я. Малиновского. Летом 1942 года Малиновский командовал войсками Южного фронта. Именно о нём и о его фронте в знаменитом приказе № 227 сказано со сталинской беспощадностью: "Часть войск Южного фронта, идя за паникерами, оставила Ростов и Новочеркасск без серьезного сопротивления и без приказа из Москвы, покрыв свои знамена позором. Население нашей страны, с любовью и уважением относящееся к Красной Армии, начинает разочаровываться в ней, теряет веру в Красную Армию, а многие из них проклинают Красную Армию за то, что она отдает наш народ под ярмо немецких угнетателей, а сама утекает на восток.". Комфронта и его члена военного совета вызвали тогда в Москву. Оба были уверены, что их расстреляют, как расстреляли в 1941 году генерала Павлова. Член военного совета не выдержал - застрелился. А Родион Яковлевич был тогда снят с должности командующего Южным фронтом и понижен - но только до командарма. Верховный решился дать генералу ещё один шанс. И не прогадал.

Родион Яковлевич Малиновский. Парадное фото 1945 года
Действия гвардейцев Малиновского в ходе сталинградского наступления были столь успешны, что вскоре после окончания Сталинградской битвы он снова получил фронт - и никогда больше ниже командующего фронтом не опускался.
"Википедия" сообщает, что войска Малиновского выдвигались на ростовское направление, когда ударная группировка Манштейна нанесла удар с юга в направлении на Сталинград, имея задачу прорвать советское кольцо окружения вокруг 6-й армии Фридриха Паулюса. Пока Василевский доказывал Сталину необходимость привлечь армию Малиновского к отражению немецкого удара, Малиновский по собственной инициативе остановил движение армии и развернул её в боевые порядки. Наступление Манштейна было отбито.
Сайт http://great-victory.ru/?m=1634 пишет об этом следующее:
В начале декабря в районе Котельниковского противник создал мощную ударную группировку в составе 13 дивизий (в т.ч. 3 танковых и 1 моторизованной) и ряда др. частей, включая батальон танков «Тигр», впервые применявшихся на совектско-германском фронте, с целью нанести удар вдоль железной дороги Котельниковский — Сталинград и деблокировать окружённую под Сталинградом группировку. На направлении главного удара противник превосходил оборонявшиеся войска 51-й армии в людях и артиллерии в 2 раза, в танках более чем в 6 раз. 12 декабря противник перешёл в наступление, прорвал оборону советских войск и на второй день вышел в р-н Верхнекумского. В создавшейся обстановке Ставка ВГК передала из резерва на усиление Сталинградского фронта 2-ю гвардейскую армию Р.Я. Малиновского и 6-й мехкорпус с задачей разбить котельниковскую группировку противника. 19 декабря ценой огромных потерь противник вышел к р. Мышкова, но был остановлен в 35 – 40 км от окружённой группировки. 24 декабря 2-я гвардейская и 51-я армии при содействии части сил 5-й Ударной армии, создав двойное превосходство над противником, перешли в решительное наступление. Главный удар наносила 2-я гвардейская армия - на Котельниковский с севера. В первый день советские войска прорвали оборону противника и захватили в полосе 2-й гвардейской армии переправы через р. Мышкова. Введённые в прорыв подвижные соединения 2-й гвардейской армии стремительно продвигались вперёд. 27 декабря 7-й танковый корпус вышел к Котельниковскому с запада, 6-й мехкорпус обошёл Котельниковский с юго-востока. Танковые и механизированные корпуса 51-й армии, преследуя врага, овладели рубежом Шебалин, Заветное, отрезая его группировке пути отхода на юго-запад. Противник в беспорядке отступил.
Как видим, инициативные действия Малиновского и героизм личного состава возглавляемой им армии сыграли не последнюю роль в Сталинградской битве.
Такова цена доверия к человеку...
Journal information