Поздравляю всех френдов и зашедших на огонек с двумя праздниками -
Казанской иконы Пресвятой Богородицы
и государственным праздником России - Днем народного единства.
Сразу скажу вам не тая - мне нравится новый государственный праздник.
Мне он особенно нравится тем, что никакой он не новый, а самый что ни на есть насквозь укорененный в традиции. Если считать от первоначального введения этого государственного праздника в России скоро ему исполнится 400 лет.
Восстановление этого праздника немного примиряет меня с существованием совершенно нелепой, но тем не менее нередко провозглашаемой официальной точки зрения, которая гласит, что России чуть больше 20 лет от роду. Наш мир слишком тесен и не может вместить обе эти идеи. Выживет или празднование дня народного единства, исходно учрежденного в виде праздника Казанской иконы Божьем Матери в середине 17 века, или идея о возникновении России в 1991 году. Учитывая доказанную жизнью устойчивость праздника 4 ноября к социальным экспериментам, я рассчитываю на первый из этих двух исходов.
Как и в прошлом году, я заметил, что недовольство "новомодным" праздником основывается в основном на возражениях двух типов:
1. Это явная замена любимому всеми празднику 7 ноября.
2. Происходит ползучее вторжение церкви в жизнь государства через придание церковному празднику государственного характера.
Мне кажется, что первое возражение скоро сойдет на нет, потому что подрастающие поколения вряд ли будут продолжать считать 7 ноября "красным днем календаря". Возможно, потребуется еще 10-20-30 лет, но если не произойдет решительных изменений в общественной жизни, день 7 ноября в качестве праздничного несомненно канет в Лету.
Революционные матросы - весьма красноречивое фото из 1917 года.
Второе возражение более актуальное, но есть надежда, что число людей, принимающих его близко к сердцу, не будет расти слишком заметно, а в этом случае сей аргумент будет постепенно изъят из обращения как не сработавший. Возможно, что более близкое знакомство с жизнью и культурой Европы покажет сомневающимся, что значительное число откровенно религиозных праздников в списке официальных нерабочих дней других стран не приводит к их непременной клерикализации; так например в насквозь секулярной сегодня Франции более 50% национальных праздников - не что иное, как праздники церковные.
Ополчение Минина и Пожарского не только избавило Россию от иноземного ига.
Оно стало достойной альтернативой революционным идеям - я писал об этом
год тому назад.
Тем более, что в случае Дня народного единства у праздника есть несомненная гражданская основа, которая позволяет самым безбашенным атеистам и рассудительным агностикам праздновать его без зазрения совести, если они не скорбят о самом факте изгнания поляков из Кремля. Если же кто-то об этом скорбит, то ему никакой национальный праздник не покажется уместным. Но тут уж словами горю не поможешь.
Казанской иконы Пресвятой Богородицы
и государственным праздником России - Днем народного единства.
Сразу скажу вам не тая - мне нравится новый государственный праздник.
Мне он особенно нравится тем, что никакой он не новый, а самый что ни на есть насквозь укорененный в традиции. Если считать от первоначального введения этого государственного праздника в России скоро ему исполнится 400 лет.
Восстановление этого праздника немного примиряет меня с существованием совершенно нелепой, но тем не менее нередко провозглашаемой официальной точки зрения, которая гласит, что России чуть больше 20 лет от роду. Наш мир слишком тесен и не может вместить обе эти идеи. Выживет или празднование дня народного единства, исходно учрежденного в виде праздника Казанской иконы Божьем Матери в середине 17 века, или идея о возникновении России в 1991 году. Учитывая доказанную жизнью устойчивость праздника 4 ноября к социальным экспериментам, я рассчитываю на первый из этих двух исходов.
Как и в прошлом году, я заметил, что недовольство "новомодным" праздником основывается в основном на возражениях двух типов:
1. Это явная замена любимому всеми празднику 7 ноября.
2. Происходит ползучее вторжение церкви в жизнь государства через придание церковному празднику государственного характера.
Мне кажется, что первое возражение скоро сойдет на нет, потому что подрастающие поколения вряд ли будут продолжать считать 7 ноября "красным днем календаря". Возможно, потребуется еще 10-20-30 лет, но если не произойдет решительных изменений в общественной жизни, день 7 ноября в качестве праздничного несомненно канет в Лету.
Революционные матросы - весьма красноречивое фото из 1917 года.
Как писал по поводу Октябрьской революции протодиакон А. Кураев,
"Нельзя навязывать в качестве общенародного праздника день победы одной части народа над другой его частью".
"Нельзя навязывать в качестве общенародного праздника день победы одной части народа над другой его частью".
Второе возражение более актуальное, но есть надежда, что число людей, принимающих его близко к сердцу, не будет расти слишком заметно, а в этом случае сей аргумент будет постепенно изъят из обращения как не сработавший. Возможно, что более близкое знакомство с жизнью и культурой Европы покажет сомневающимся, что значительное число откровенно религиозных праздников в списке официальных нерабочих дней других стран не приводит к их непременной клерикализации; так например в насквозь секулярной сегодня Франции более 50% национальных праздников - не что иное, как праздники церковные.
Ополчение Минина и Пожарского не только избавило Россию от иноземного ига.
Оно стало достойной альтернативой революционным идеям - я писал об этом
год тому назад.
Тем более, что в случае Дня народного единства у праздника есть несомненная гражданская основа, которая позволяет самым безбашенным атеистам и рассудительным агностикам праздновать его без зазрения совести, если они не скорбят о самом факте изгнания поляков из Кремля. Если же кто-то об этом скорбит, то ему никакой национальный праздник не покажется уместным. Но тут уж словами горю не поможешь.
От себя: подписываюсь под каждым словом! Могу только добавить, что для меня 4 ноября - особенный день: на целые сутки мой любимый город становится столицей России. Ведь ополчение Минина и Пожарского зародилось именно в Нижнем Новгороде.
Journal information