А знаете, что за дата 22 октября?
Это День Российской Империи. Именно в этот день царь Петр Первый, в ознаменование победы в Великой Северной войне получил от Сената титул Императора Всероссийского и почётное прозвище "Великий".
Пётр Великий с императорскими регалиями
Новый титул был не просто почётным, но и свидетельствовал о новой роли России в международных делах, о новом международном положении России. "Варварская" по мнению старых европейских монархий, Московия, та самая Московия, которую европейские философы конца XVII века активно делили между своими государями, становилась мировой сверхдержавой, к мнению которой отныне поневоле приходилось прислушиваться. Надо сказать, именно так и восприняли данный шаг русского царя за границей. Пруссия и Голландия, бывшие союзниками России, немедленно признали новый титул русского государя. Спустя два годы их примеру последовала Швеция, только что разгромленая, но получившая в общем не такой уж и позорный мир: Россия рыцарским жестом (иначе не скажешь) возвратила Швеции завоёванную Финляндию и - небывалый в мировой истории случай - согласилась выплатить контрибуцию (держава-победительница!). Немудрено, что уже в 1723 году шведские монархи признали за русскими государями императорский титул.
Остальные державы не торопились. Турция признала за русскими государями статус императоров в 1739 году, Англия и Австрия - в 1742-м, Франция и Испания - в 1745-м, а Польша - только в 1764 году. Как правило, такое признание происходило либо после проигранной русским войны, либо в результате острой нужды в союзнической помощи русских. По сути дела, весь восемнадцатый век Россия вела борьбу против Европы за право стать с ней на равных, а Европа усиленно норовила столкнуть Россию обратно в прежнее ничтожество времён Великой Смуты. Лишь французская революция и последовавшие за ней наполеоновские войны отвлекли европейских монархов от этого "святого дела" и окончательно утвердили Россию в её статусе.
Надо сказать, что заключение мира со Швецией в России тогда было отпраздновано весьма пышно. В сети обретается весьма любопытное описание этих торжеств. "Во время шведского миру 1721-м году на Питербурском острову против Сената сделан был Янусов дом великим фигурным театром и убран весь фонарями разноцветными; в воротах план фитильной: нарисован Янус древней мирорешительной. Против того дому поставлены две персоны: первая в знак императора Петра Великого, другая в знак короля Шведского; и около дому по плану фитильному и возле их пирамиды и колеса, и всякие огненные фигуры. Да от того ж дому протянута веревка к сенатской галерее, и на ней укреплен орел; и у всего того приуготовления был сам царь, и при нем бомбардирские шкапы Скорняков-Писарев и Кормчин. И по собрании всего генаралитета в Сенат, и от них его величеству принесено за его усердное и неустрашимое старание к Российскому отечеству титул императорской со изречением отца отечествия, государя всемилостивейшего. И в ночи в 12 часу сам государь зажег орел, который полетел прямо в Янусов дом и зажег план с статуею, и как стал сгорать, то те персоны пошли с простертыми руками и затворили ворота Янусовы; из того храма вдруг вылетало больше тысячи ракет, и потом из города из поставленых по Неве реке галер из пушек учинилася стрельба, подобная грому и молнии и продолжалась с час. Потом зажгли два плана: на одном — корабль, идущий в гавань, надпись: Конец дело венчало; на другом — корона Российская и Шведская, соединенные на столе с надписью: Соединение дружбы. И по сгорении планов началася огненная потеха удивительным порядком с пирамидами в подобии бриллиантов, а наверху пирамиды корона Российская, а на другой корона Шведская, и продолжалась потеха часа четыре; и потом был ужин, и тем кончилась церемония.
В 1722 году, по пришествии его величества в Москву, на Красном лугу против Суконного двора о том же мире была великая огненная потеха, только разности статей были не из фитилей, но бумажные, и в них вставленные фонари горели, был машкарад церемональный: за Красными воротами сделан корабль, боты, шлюпки и верейки на зимнем ходу; и его величество был на корабле в матросском платье, а позади флоту в санках, впряжены олени, медведи, сидели зверовщики и рыболовы, а все из дворян; а продолжался шесть дней". (Из воспоминаний Кашина о Петре Великом).
Историк Е.В. Тарле писал в своей книге "Северная война": "Он (Пётр - М.М.) поставил себе цели, повелительно диктовавшиеся неудовлетворёнными экономическими потребностями России в свободном выходе к морю, в возвращении старых, насильственно отнятых чужеземцами в XVI - XVII вв. русских балтийских берегов, без чего было бы немыслимо думать о сколь-нибудь широком развитии экспортной и импортной торговли".
Итак, Россия родилась как мировая сверхдержава со своими собственными геополитическими интересами и со своей стратегией 22 октября 1721 года. А теперь от дней Петра Великого обратимся к дням нынешним. Сегодня мы переживаем похожий ренессанс. Эпоха национального унижения, как по праву может быть назван период правления Ельцина, ушла в прошлое. Россия больше не декларирует на посмешище остальному миру, что у неё "нет врагов". Напротив, он всё чётче и всё жёстче начинает озвучивать свою позицию по острым международным вопросам, отстаивать свою точку зрения и свои интересы далеко за пределами собственных границ. Россия не позволила преступному режиму Саакашвили в Грузии "окончательно решить" осетинский и абхазский вопросы. Россия не позволила (и, даст Бог, не позволит и впредь) НАТО единолично диктовать свою волю на Ближнем Востоке и поддерживать вооружённым путём бандформирования в Сирии. Россия решительно взяла под своё покровительство не только правительство Башара Асада, но и сирийских христиан, истребляемых американскими наёмниками под предлогом "защиты ислама".
Этот гороховый шут позорил Россию везде, где только мог.
Два православных митрополита, похищенные "оппозицией" в Сирии.
Мировое сообщество этот факт блестяще проигнорировало, продолжая твердить
про "преступный режим Асада".
В этих условиях России нужен новый государственный праздник, который бы отражал её изменившийся статус, её намерение снова занять место одной из мировых сверхдержав, стать одним из полюсов формирующегося на наших глазах действительно многополярного мира (думаю, ни для кого не секрет, что до недавнего времени, несмотря на все разглагольствования о "многополярности", мир был однополярно-проамериканским; сегодня это уже очевидно не так). Не должен День России напоминать русским о тех проклятых годах, когда наше руководство готово было унижаться даже перед бывшими союзными республиками и Афганистаном. И перенос празднования на 22 октября, помимо того, что позволил бы расцветить серые осенние будни государственным торжеством, стал бы очень неплохой заявкой наших претензий: мы больше не полуколония. Мы - наследники многовековой Империи. И хотите вы, господа НАТОвцы, или не хотите, а придётся вам с этим считаться. Как пришлось в своё время считаться с Петром Великим.
Интересно, есть среди читателей моего ЖЖ кто-нибудь, кто мог бы внести эту идею на обсуждение если не Думы и правительства, то хотя бы народа?
Journal information