Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote,
Михаил Маркитанов
mikhael_mark

Categories:

ДЕНЬ РОССИИ: ПРАЗДНИК НА БУДУЩЕЕ?

Не уверен, что накануне 12 июня смогу выйти в интернет, поэтому вкладываю заранее. Надеюсь, что несвоевременность не помешает обсуждению.  

Согласно результатам социологических опросов, только 26 % россиян считают «День России» 12 июня – главный (!!!) национальный праздник в соответствии с «демократическим» календарем – действительно праздником. А для 11 % россиян этот день – вообще день национальной скорби. В этой связи есть повод задуматься: а нужен ли России такой, с позволения сказать, праздник?

 Для начала немного истории. 12 июня 1990 года Верховный Совет РСФСР (впоследствии бесцеремонно разогнанный Ельциным – «мавр сделал своё дело, мавр должен уйти») утвердил декларацию о государственном суверенитете Российской Федерации, предусматривавшую, помимо всего прочего, приоритет республиканского законодательства над Союзным. Год спустя, 12 июня 1991 г., во исполнение решения всероссийского референдума, а точнее, следуя дурному примеру (который, как известно, всегда заразителен) остальных союзных республик, в России проводятся первые президентские выборы, на которых с большим отрывом побеждает тогдашний председатель Верховного Совета Б.Н. Ельцин. Именно с этого времени на территории РСФСР 12 июня объявляется праздничным днём. Официальным наименованием праздника стала формула «День принятия декларации о государственном суверенитете Российской Федерации». Но фактически сначала в СМИ, исподволь, а после декабрьского отречения Горбачёва – официально и в открытую за этим праздником прочно закрепилось название «Дня независимости России». Под этим кощунственным названием 12 июня и оставалось в календаре все два срока президентства Ельцина. И лишь с приходом к власти правительства В.В. Путина, занявшего более патриотичную позицию, праздник победы российской «демократии» сменил-таки название на менее оскорбительное – День России.

То, что так называемые демократы решили увековечить день своей победы, немудрено. Можно понять (но «понять» – еще не значит «оправдать») и введенное ими название: люди, стремившиеся сделать Россию копией Америки, логично принялись вводить у нас и американские праздники (в частности, пытались внедрить у нас «хеллоуин» праздник организованного поклонения нечистой силе, самый популярный детский – !!! – праздник в США. Но не получилось: «менталитет» у нас не тот, не обучены мы злу кланяться). Странно другое: что за все девять лет правления Ельцина никто так и не понял, что праздновать 12 июня в качестве национального праздника, да еще под таким названием (и даже как День России) кощунственно. Для бывшей колонии, каковой являются Соединённые Штаты, День независимости – вполне естественный и всеми любимый праздник. Но от кого получила свою независимость Россия 12 июня 1990-го (или все-таки 1991-го?) года – совершенно неясно. Да, до 1991 г. (но не до июня – до декабря, до отречения Горбачёва) Российская Федерация формально была частью другого государства – СССР. Но весьма проблематично было бы назвать это «зависимостью». Полноправие России по сравнению с другими союзными республиками ни в чём не было ущемлено. В союзном правительстве во все послевоенные годы подавляющее большинство составляли русские (да и в довоенные годы И.В. Сталин – грузин по национальности – нередко говаривал: «Мы, русские…»). Россия в составе СССР играла роль государствообразующего элемента, и не случайно, что с провозглашением «суверенитета» России процесс распада Союза ССР стал необратим. Исчез объединяющий центр, вокруг которого можно было бы сгруппировать воедино столь разные по своим национально-культурным традициям и уровню экономического развития народы. Так что не «независимость» мы приобрели в начале 90-ых, а половину собственной территории (будем называть вещи своими именами, без пресловутого «пролетарского интернационализма») потеряли. Включая стратегически важные регионы (в частности, космодром Байконур, значительно более удобный, нежели нынешний Плисецк), завоёванные нашими предками ценой огромной крови. И сегодня в некогда наших «союзных республиках» прочно укрепляются наши потенциальные противники – НАТО и исламские фундаменталисты. Радоваться этому может либо уж совсем безнадежный русофоб, либо человек, не привыкший утруждать свою голову мыслительной деятельностью. 

Вдобавок, именно с 12 июня 1991 года для большинства «дорогих россиян» начался отсчёт социальной катастрофы. «Сладкие песни о полных тарелках», активно распевавшиеся проельцинской пропагандой до 1992 года, обернулись… Мы все хорошо помним, чем обернулись: «Оказалось, что главный нам попросту врёт, но теперь это стоит дороже». И только сейчас, двадцать лет спустя, положение начинает немного выправляться. Хотя ни по объёмам потребления, ни по объёмам промышленного и сельскохозяйственного производства Россия на уровень 1980-ых годов (не говоря уже об уровне 1913-го) так и не вышла. Так что события 1991 года – это не только победа «демократов». Это ещё и наше с вами, «дорогие россияне», поражение. И если судить по тому, что и в каких интонациях говорят о русских и русской культуре «либеральные» СМИ и как их почитатели ведут себя с нашими святынями (я имею в виду прежде всего скандально известный «панк-молебен» в Храме Христа Спасителя), то победители 1991-го года к нам и относятся как к побежденным. Как к колониальным рабам, мнения и чувства которых в расчёт не принимаются. Так зачем же праздновать годовщину собственного разгрома?

Итак, никаких оснований для празднования 12 июня (даже в качестве «дня России») у русского народа нет и быть не может. Тем не менее, в этом праздновании (особенно в той его версии, которая установилась с приходом В.В. Путина) есть свое здравое зерно. Как есть оно в горделивых словах михалковского Гимна, никакого отношения к современным российским реалиям не имеющих (имеется в виду «широкий простор для мечты и для жизни»). У государства должен быть свой праздник. Смысл такого праздника – не просто в «консолидации общества», как подчас говорят. Здесь не подходят ни Новый Год (действительно, всеми любимый праздник, но носящий ярко выраженный семейный характер и свободный от всякой политики), ни даже День Победы (история движется, и гордость за давнюю победу притупляется стыдом последующих поражений). Нет, здесь нужен праздник, установленный государством именно в честь «себя, любимого», праздник, который позволил бы гражданам отождествить себя со своим государством (не с определенным социальным классом или политической партией, не с безликим «гражданским обществом», но именно с государством), осознать значимость для себя его интересов и величие его истории, а следовательно – и свою личную ответственность за то, чтобы эта великая история продолжалась. Короче говоря, государственный праздник способствует превращению человека (точнее, биологической особи вида Homo Sapiens) в сознательного гражданина («А что такое гражданин? – Отечества достойный сын!» – Николай Некрасов). Цель – с какой стороны ни посмотри – благая. На мой взгляд, трактовка, приданная дню 12 июня Путиным и его идеологами и активно поддержанная звёздами эстрады, прекрасно способствует этой цели. Во всяком случае, вряд ли ребята, с таким воодушевлением подхватившие за президентом слова Государственного Гимна («Россия, священная наша держава…» и так далее по тексту), смогут на следующий день с прежней лёгкостью разглагольствовать об «этой стране», где «вечно всё не как у людей». Идея оказалась продуктивной. Вот только день для празднования выбрали неподходящий.

А ведь есть, вообще-то, в истории России несколько знаковых, поворотных дат, любая из которых при случае могла бы превратиться в День России (и даже в День Независимости). Даты основания древнерусского государства князем Рюриком (самого логичного «дня России») или даты основания Киева («матери городов русских», первой столицы Руси) история, увы, не сохранила. Зато известна дата 11-го ноября 1480 года, когда окончательно пало иго вассальной зависимости Руси от ордынских ханов (хан Ахмат не решился начать сражение с армией Ивана III и отступил от Угры). Или 26-го октября (старого стиля) 1612 года, когда ополчение Минина и Пожарского освободило Москву от польских интервентов. Можно вспомнить и 21 февраля (3 марта по «новому» стилю) 1613 года, когда состоялось избрание на престол Михаила Фёдоровича – первого из династии Романовых (как бы ни относиться к монархии, нельзя отрицать, что вступление на престол этого царя, безукоризненно русского по крови и всенародно поддержанного, стало решающим шагом на пути к общественно-политической стабилизации). А 7-го (19-го по новому стилю) октября 1812 года Наполеоновская армия оставила Москву и начала своё отступление из пределов России. Можно было бы последовать и примеру Белоруссии, чей День Независимости совпадает с днём изгнания немецко-фашистских захватчиков из Минска. 5 декабря – день перехода советских войск в наступление под Москвой в 1941 году – чем не День Независимости России?

Конечно, не все из перечисленных дат выдерживают критику с точки зрения политкорректности. Дату окончания «стояния на Угре» Днём России не назначишь, поскольку у значительной части татарского населения России этот день отнюдь не вызывает радостных воспоминаний. Аналогично не годится и день восшествия на престол Михаила Романова – и без того коммунисты никак не успокоятся после установки серии памятников Николаю II, ни к чему их лишний раз задирать. Дату освобождения Москвы от польских интервентов, вроде бы, власти уже сделали праздничным днём, только вот надлежащей рекламы этому решению не обеспечили, да и название (что-то типа «дня народного единства») никак не назовёшь удачным. Ну какое может быть единство, когда социальное расслоение в обществе составляет более 36-ти раз – выше, чем в самых слаборазвитых странах, а пресловутый «средний класс» исчезающе мал (впрочем, его численность растёт, так что поживём – увидим). Да ещё единство вокруг давно минувших событий, о которых ни олигархи, ни обворованные ими нищие пенсионеры толком ничего не знают (я сам, например, затрудняюсь ответить, почему празднуется 4-е ноября, а не 7-е, когда, по новому стилю, Москва была очищена от интервентов. «Октябрьская революция» тут ни при чём: Русская Православная Церковь задолго до 1917 года отмечала именно 4-е ноября). Такое ощущение, что власти ревностно оберегают безальтернативность именно 12-го июня в качестве государственного праздника. Что наводит на невесёлые размышления.

Кстати, и в новейшей истории России можно при желании отыскать менее пререкаемые даты для «Дня Независимости». В частности, такую роль могло бы сыграть 8-е августа – день начала так называемой Пятидневной войны, когда Российская Федерация впервые почти за двадцать лет действовала на внешнеполитической арене исключительно исходя из собственных представлений о том, что правильно и что неправильно, без оглядки на вполне однозначные (и весьма агрессивные) окрики с Запада. А то ведь в не столь отдаленном прошлом не то что перед Америкой или Японией – перед Грузией (!!!) унижались, от «оранжевого» украинского узурпатора и игрушечных «стран Балтии» вынуждены были сносить плевки. Но похоже, что в новейшей российской истории В.В. Путин сыграл ту же роль, что в истории Царской России – император Александр Освободитель. Без особой шумихи и не ссорясь по возможности с заграницей, он сумел заложить основы будущего промышленного роста России – и к 2008 году экономический потенциал нашей страны стал таков, что она смогла, наконец, избавиться от унизительной опеки западных «партнёров».

Другой, столь же знаковой датой можно считать 22-е апреля – день проведения Патриаршего молебна перед Храмом Христа Спасителя в защиту осквернённых святынь. По подсчётам полиции, в молебне участвовало 65 тысяч человек – больше, чем в первом митинге на Болотной. Это число оказывается ещё больше, если учесть участников мотопробега байкеров (организованного православным клубом «Ночные волки») – мотопробег проводился в поддержку Патриаршего молебна и под флагами с надписью «Христос воскресе!», участников организованного певицей Ольгой Кормухиной автопробега (под лозунгом «Руки прочь от Патриарха Кирилла!») и протодиакона Андрея Кураева, который не участвовал в Патриаршем молебне непосредственно, но неоднократно зазывал на него интернет-общественность, а непосредственно во время молебна разъяснял его цели на телевидении. Я не знаю, с какой целью Промысл Божий свёл этот молебен воедино с днём рождения Ленина, но несомненно, что Россия в этот день изменилась навсегда. Хотело того священноначалие или нет, но Церковь продемонстрировала в этот день – и власти, и оппозиции – свои высокие мобилизационные возможности. Впервые, пожалуй, после октября 1917-го Русская Православная Церковь выступила как независимая и общественно-активная сила, с которой – хочет этого кое-кто, или нет – придётся считаться. А с учётом того, что русская культура формировалась под исключительным влиянием Православия, что вероисповедание Русской Православной Церкви было для России культурообразующей и государствообразующей религией, можно с уверенностью сказать: процесс освобождения от четвертьвекового «вавилонского пленения» нашей культуры голливудскими стандартами стал необратим.

Так что если власти решат перенести День России с абсурдного 12-го июня на любую из названных мною дат, такое решение – больше чем уверен – будет поддержано подавляющим большинством населения. И когда окончательно сойдёт волна чужебесия, когда Россия милостью Божией займёт подобающее ей международное положение – вот тогда нам всем действительно будет, что праздновать. И тогда мы без всякой задней мысли, не сквозь слёзы, а с чувством глубокого удовлетворения повторим за нынешним (или будущим) президентом великие михалковские слова:

Широкий простор для мечты и для жизни
                                          
Грядущие нам открывают года.
                                           
Нам силу даёт наша верность Отчизне,
                                          
Так было, так есть и ТАК БУДЕТ ВСЕГДА!

Tags: История Отечества, Политика, Православие
Subscribe

Buy for 10 tokens
То, чего я так боялся в прошлом году, увы, становится реальностью и приобретает конкретные очертания. Похоже, с нашими поездками на озеро Большое Унзово - окончательно и бесповоротно всё. Рейдерам, захватившим нижегородский НИИ Радиотехники (причём на безупречно законных основаниях захватившим -…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments