Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote,
Михаил Маркитанов
mikhael_mark

Categories:

Наш ответ "Гарри Поттеру"

Новый фильма Сергея Безрукова «Реальная сказка» по своему миссионерскому потенциалу и художественному уровню оказался не хуже знаменитого «Гарри Поттера» и вплотную приближается к «Хроникам Нарнии».


Реальная сказка афиша

До сих пор хожу под впечатлением нового фильма Сергея Безрукова "Реальная сказка", показанного по телевизору в воскресенье. Православное мировоззрение Безрукова ненавязчиво и очень ярко пронизало весь фильм изнутри.

Больше всего порадовало:

а) Основная сюжетная фабула в том, что теперь для уничтожения кощеевой иголки (в которой заключена смерть Кощея) герою необходимо пожертвовать собственной жизнью. Зная это, что выберет человек? Так мы вплотную подходим к Евангельской теме.

б) Главный герой в конце концов всё-таки приносит себя в жертву, и не ради спасения своей сестры (как было изначально), а ради спасения других, неизвестных ему и заколдованных Кощеем детей – как и Христос на Кресте умер за всё человечество. В процессе ломания иголки отчётливо видно, как он в кровь ранит руки – прямой намёк на Распятие.

Саша и Кощей


в) Ивана-дурака Василиса Премудрая отговаривает ломать иголку, и он поддаётся. Сашу Богатырёва сестрица Олесенька тоже пытается отговорить. Прекрасная иллюстрация к Евангельской фразе «Враги человеку домашние его», одной из самых трудных для православной педагогики.
       г)  Илья-Муромец, приказывает своих дружкам-подельникам не участвовать в боях без правил. В ответ Алёша Попович произносит что-то типа: «Да там же одни скоты!» И возражение Добрыни ему: «Эти скоты когда-то назывались по-другому: народ русский. На калиновом мосту мы это хорошо понимали». Диалог в комментариях не нуждается.

д) Уничтожая книги с детскими сказками, где описывается смерть Кощея, богатыри-вышибалы произносят: «Перепишем историю. Впервой, что ли?» Весьма прозрачный намёк.

е) Несмотря на националистический в целом настрой фильма, в одном из эпизодов жизнь главному герою спасает «лицо кавказской национальности». Уместный и очень правильный намёк на общность исторической судьбы народов России.

ж) В фильме, как и в традиционных сказках, как и в «Гарри Поттере», любовь оказывается сильнее чародейства. Материнская любовь в конечном итоге возвращает к жизни главного героя – вопреки кощееву заклятию.

з) Прямая цитата из «Гарри Поттера»: Кощей говорит Ивану-дураку: «Что, Иванушка, больно умирать? Я-то не знаю, я ведь не умирал!»

и) Кощея в фильме зовут Борис Эдуардович. Намёк на Бориса Абрамыча более чем прозрачен.

Теперь о том, что несколько напрягло.

1) Начало фильма несколько скомканно.

2) Возмущённая реплика Ильи-Муромца, с горечью: «У вас теперь другие герои – джедаи, хоббиты разные. Где ж твои покемоны?» Вообще-то Толкиен – классик мировой литературы. Ставить его на одну доску с явлениями «масскультуры» (типа джедаев и покемонов) – хамство, всё равно, что сравнивать, к примеру, Пушкина и Шекспира. К тому же Толкиен – искренне верующий и религиозно-активный христианин (в отличие от создателей откровенно оккультной поделки «Звёздные войны» и проязыческого мультика «Покемон»). В реальности хоббиты не только не помеха Илье-Муромцу, но по сути проповедуют и утверждают те же ценности – см. об этом замечательную книгу Марины Кравцовой «Чтобы сказка не кончалась».

3) Три богатыря – Илья-Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович – в фильме служат Кощею, его охранники-вышибалы. С учётом того, что Илья-Муромец – православный святой, Добрыня Никитич – человек, много потрудившийся при Крещении Руси, а Алёша – Попович, в этом есть какое-то кощунство. Впрочем, в критический момент богатыри делают правильный нравственный выбор, и это с лихвой всё компенсирует.

Богатыри-вышибалы

4) Концовку искусственно ополиткорректили, непонятно, зачем. Мать Саши Богатырёва не обращается к Богу, она молит только своего сына вернуться, и этого оказывается достаточно для его воскресения. Это бы ладно – в сказке совсем не обязательно прямо говорить о Боге, но последующий комментарий Бабы Яги («Главное – верить», во что – не поясняется) позволяет развернуть всю ситуацию в буддистское русло. Лучше бы этого комментария не было, что ли!

В общем, православное фэнтези как жанр породило бесспорный шедевр. Но ему есть, куда расти дальше.

Tags: Кино, Культурология, Миссионерство, Православное воспитание детей
Subscribe

promo mikhael_mark december 26, 2019 12:52 8
Buy for 10 tokens
Как известно, одним из главных аргументов тех, кто категорически выступает против передачи храмовых зданий верующим, является ограниченность финансовых ресурсов у Церкви и отсутствие понимания "всей всемирно культурной ценности этих старинных памятников". В итоге, делается вывод,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments