Панихида по воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.
Бесспорно, солдаты Великой Отечественной защищали Родину, которой грозило порабощение с последующим расчленением. Столь же безусловно, что они отстояли в этой войне не только независимость нашего государства, но и физическое бытие русского народа, которому в планах нацистских захватчиков места не оставалось - они готовили этноцид славян как своих главных конкурентов и заселение русских, украинских и белорусских земель немецкими колонистами (неславянские народы - евреи, цыгане, горцы Кавказа - вообще подлежали поголовному физическому истреблению после войны; именно этот факт, наряду с проводимой нацистами в ходе войны политикой "разделяй и властвуй", даёт основания переписчикам истории фабриковать миф о том, как Гитлер "уважал славян"). Но - за веру?
Так сражалась ли Красная Армия образца 1941 года за веру? Формально - нет. Лозунг защиты Православия официальными советскими идеологами не выдвигался, и тот, кто начнёт утверждать обратное, окажется обычным лжецом, ничуть не лучшим того, кто начал бы выставлять шкурника Власова "идейным борцом против сталинизма". Фактически же - более половины населения СССР накануне войны в переписи населения уверенно назвали себя православными. Несмотря на массовое закрытие храмов, расправы со священнослужителями, разнузданную атеистическую пропаганду, которую Сталину порой даже приходилось осаживать - чтобы она не доходила до откровенного неприличия. Назвали себя православными, вопреки недавно отшумевшим "безбожным пятилеткам". Не нужно преувеличивать - эти люди не были сознательными диссидентами и идейными противниками советской власти (хотя и из диссидентов многие пошли на фронт и неплохо воевали). Но веру они сохранили христианскую, а не атеистическую. И в боевых условиях эта вера начинала себя проявлять. Не так уж редки фото православных священников, благословляющих идущие в бой войска Красной Армии или с хоругвями встречающие эти войска после окончания нацистской оккупации.
Священник благословляет бойцов Красной Армии. Ориентировочно 1943 - 1944 год.
Фото с сайта "Православие.ру"
Не грех посмотреть на дело и с другой стороны. Со стороны нацистских захватчиков. Да, их боевую технику украшали кресты, а пряжки немецких солдат - надпись "С нами Бог", да, в их воинских частях имелись капелланы, и в союзной немцам румынской армии они были православные. Вот только Русской Православной Церкви ничего хорошего от них ждать не приходилось. С самого начала немецкое руководство было ПРОТИВ канонической Церкви. Возрождение духовной жизни дозволялось, храмы открывались, но при этом от священства, особенно на Украине и в Белоруссии, в самой жёсткой форме требовали разрыва канонического и молитвенного общения с Московской Патриархией. Поддерживались старые и активно создавались новые противоканоничные "юрисдикции", активно лоббировалась уния с католиками (на Украине). Только на оккупированных территориях Псковской и Ленинградской областей, благодаря деятельности т.н. Псковской миссии, нацисты лояльно смотрели на верность каноническому священноначалию. Но даже и там саму Псковскую миссию трудно назвать в полной мере каноничной структурой - ибо это было вмешательством одной епархии (Рижской, глава которой митрополит Сергий Воскресенский и выступил создателем Миссии) во внутренние дела другой (Ленинградской, которую на строго каноничных основаниях возглавлял митрополит Алексий Симанский, будущий Патриарх Алексий Первый). Как верно замечают многие исследователи, в частности, В. Мединский, немцы не столько организовывали духовное возрождение на оккупированной территории СССР, сколько просто не препятствовали ему. А вот что они действительно организовывали - так это всевозможные расколы, строго выполняя планы своего бесноватого фюрера: "своя религия для каждой деревни". А учитывая, что сам Гитлер являлся последователем идей Блаватской, отношение которой к христианству нельзя охарактеризовать иначе, чем крайне враждебное, можно не сомневаться: "духовное возрождение" немцам было нужно только на время войны, в пропагандистских целях. Для раскола русского народа. После войны оно было бы немедленно и беспощадно свёрнуто. И репрессии против верующих были бы тем беспощаднее, что оккупанты считали их "недочеловеками", не способными к самостоятельному развитию.
Впрочем, и во время войны гитлеровские репрессии против духовенства имели место. В одной только Полесской епархии Русской Православной Церкви (Белоруссия) немцами было истреблено 55 % (!!!) духовенства. О некоторых конкретных фактах репрессий оккупантов против Церкви писал в День Победы "Правмир" (я размещал этот материал у себя - см. здесь), ещё больше таких фактов собрал сайт Синодального отдела по взаимодействию с вооружёнными силами "Победа.ру". Так что, вопреки расхожему в определённых кругах мнению, в случае победы нацистов Церковь ждала бы не свобода, а окончательное уничтожение. Чему помешали бойцы Красной Армии.
Так что верна, верна церковная формула поминовения. Советские бойцы, многие из которых были атеистами и коммунистами, сражались, тем не менее, не только "за народ и Отечество". Но и за веру. Помолитесь о них.
Journal information