Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote,
Михаил Маркитанов
mikhael_mark

Categories:

Союзники-соотечественники

Не отпускает меня тема Великой Отечественной - и слава Богу. Вообще в этом году удивительное совпадение церковных праздников с датами светского календаря, связанными с Великой Отечественной войной. О том, что День Победы в этом году пришелся на Светлую Пасхальную Седмицу, я уже писал в своём ЖЖ, равно как и о том, что может означать такое совпадение для верующего сердца. И вот - новое совпадение. Троицкая "родительская" суббота, день, когда Святая Церковь сугубо поминает усопших, пришлась в аккурат на скорбную дату 22 июня - день памяти всех жертв Великой Отечественной войны. Как будто сам Господь таким совпадением богослужебного календаря со светским призвал нас почтить память тех, кто отдал жизни за нашу свободу, и помолиться об их упокоении.

Сегодня, с подачи недоброй памяти Болотной площади, в обществе снова активизировалась дискуссия о том, насколько целесообразна была победа над гитлеровской Германией. Во многих православных и монархических изданиях (а паче - в изданиях, считающих себя таковыми) всерьёз обсуждается возможность исторической и даже юридической реабилитации Власова, вопреки однозначной позиции Патриарха делаются попытки представить предательство и коллаборационизм подвигом, а нацистских пособников - едва ли не единственными патриотами России, в либеральных СМИ муссируется тема массовых изнасилований, якобы, совершённых советскими солдатами в Европе (при этом напрочь игнорируются однозначные приказы советского командования, грозившие за любые насилия над мирным населением смертной казнью без суда), в социальных сетях множатся группы антиветеранской и просто пронацистской направленности, и даже солидные блоггеры порой позволяют себе, в тон новоявленной идеологической моде, "очаровательные" высказывания типа "замшелые советы ветеранов". Мы не смогли достойно защитить свои национальные святыни - и Бог взял их под Свою защиту. А это, в свою очередь, и нас обязывает ко многому.

"Я не участвую в войне - война участвует во мне", - написал один современный поэт. Трудно представить себе более актуальную фразу. Память о войне - не просто скрепа, которая пока ещё, худо ли, бедно ли, но объединяет нас в единую нацию, несмотря на все политические и религиозные разногласия. Память о войне - залог выживания России. Поэтому, несмотря на то, что 22 июня осталось позади, я снова возвращаюсь к этой теме - и ещё не раз вернусь.
В сентябре прошлого года в нашем городе Нижнем Новгороде проходила выставка фотографий, посвящённая окончанию Второй Мировой войны. Представленные на ней фото отражали боевые действия союзных нам западных армий на Втором Фронте в 1944 - 1945 гг. и войну на Азиатско-Тихоокеанском ТВД. Одно фото меня просто потрясло.



Православный американский солдат



Это - Нормандия, конец 1944 года. Бойцы американской армии перед атакой. Хорошо заметно, как солдат на переднем плане достал из-под мундира нательный крест, чтобы его поцеловать. Хорошо заметно также, что крест этот - явно православный. Соответственно, солдат - тоже православный. Судьба этого человека меня тогда очень заинтересовала. Кто он?  Какие ветры занесли моего единоверца в американскую армию 1944 года? Откуда он родом? Как пришёл к вере, мягко говоря, не совсем традиционной для его страны? На эти вопросы у меня не было ответа, пока я не стал читать материалы священника Александра Цыганкова о приходе, на котором он служит. Приход этот находится в Филадельфии, основан украинскими эмигрантами из Австро-Венгрии, а его история тесно связана с именем святителя Тихона Московского.
И вот что пишет отец Александр в своём ЖЖ по поводу Второй Мировой (оригинал взят у partizan_1812 в Давным-давно в Филадельфии, или Рассказ о нашем приходе (часть 2))
"В период же между 1917 и 1970 годом (да и сейчас тоже, что греха таить) в Америке царил канонический хаос. Большая часть приходов Русской церкви в Америке состояла в т.н. Северо-Американской Митрополии, которая пребывала вне общения с Московским Патриархом. Несмотря на всю запутанность тогдашней церковной политики, наш приход остался верен патриарху Тихону и когда стало возможно восстановил общение с Русской церковью через Экзарха Московского Патриарха. Экзархат этот был учрежден в 1930-е годы, и первым экзархом стал в ту пору архиепископ Вениамин Федченков (бывший духовник армии Врангеля, активно помогавший СССР в годы Великой Отечественной - М.М.).

Несмотря на прекращение связей с Россией и неизбежную американизацию жизни, прихожане не забывали русский язык, в приходе действовала школа и драмкружок. Благодаря этому одна из наших прихожанок, Анастасия Карнаух, супруга авиационного инженера, а впоследствии нашего протодиакона Павла Карнауха, работала переводчиком в морском отделении администрации ленд-лиза. (Не могу сейчас найти замечательную фотографию – молодая в ту пору будущая матушка Анастасия в кругу советских морских офицеров в широчайших штанах и с неизменными папиросами в руках.)



Это драмкружок ставит водевиль из малороссийской жизни, 1940 год

DSC_0241



Этим, конечно, не ограничивалось участие прихода во Второй Мировой войне. Оставшиеся дома собирали помощь для воюющей России (в названии кампании фигурировала именно Россия), а молодежь по большей части была призвана в ряды и повоевала на разных фронтах. На этом старом незатейливом табло показаны имена ветеранов. Я был хорошо знаком только с одним, имени которого на этой табличке нет, потому что он перешел из католицизма в Православие гораздо позднее, потому что женился на нашей прихожанке.


DSC_0271
DSC_0270




Этот замечательный молодой человек по имени Майкл (Михаил, конечно) Шеплок был из семьи словацкиx иммигрантов, вырос в годы Великой депрессии, во времена настоящих трудностей. В войну он высаживался в Нормандии в самый первый день вторжения в Европу и освобождал Бухенвальд, после чего еще долго после войны восстанавливал душевное равновесие. Он всегда очень много работал и ни на что не жаловался. Как и наши ветераны, он не любил рассказывать про страшности, а все больше про то, каким нескладным новобранцем он был и тому подобные смешные истории. Таких людей было в приходе и в Америке в те времена немало".

Вот так, друзья мои! Оказывается, в годы Великой Отечественной войны мы имели дело не только с массовым героизмом русских людей в рядах Красной Армии и партизанских отрядах, не только с фактами измены и коллаборационизма некоторых отдельных наших сограждан (численность которых не стоит преувеличивать - никакой "миллион русских" за Гитлера не воевал), по заслугам получивших воздаяние после войны, не только с подвигами белоэмигрантов в рядах Французского и Югославского Сопротивления. Выходцы из России и Украины храбро сражались и в рядах союзной нам американской армии. Честь им и хвала! Хоть воевали они и не под нашими знамёнами - но за нашу Победу.

PS. Тут меня завалили сообщениями о том, что фото - постановочное и сделано не в Нормандии 1944 года, а уже в наше время. Честно говоря, не понимаю, как фейковое фото попало на выставку, но пусть даже так. Правды всего рассказанного о. Александром это не отменяет.

Tags: Великая Отечественная война, Восток - Запад, История Отечества, История США, Неизвестных героев не бывает, Православие, Союзники
Subscribe

Posts from This Journal “Союзники” Tag

promo mikhael_mark october 6, 2022 14:35 2
Buy for 10 tokens
Обращаюсь прежде всего к мужской части своей аудитории. А также к тем женщинам, у которых есть подросшие сыновья, больше не играющие в игрушки. У вас есть шанс оказать помощь жителю ДНР, пострадавшему от украинской агрессии, причём вам это ни копейки не будет стоить. Вернее, обойдётся только в…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments