Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote,
Михаил Маркитанов
mikhael_mark

Categories:

Союзники-соотечественники

Не отпускает меня тема Великой Отечественной - и слава Богу. Вообще в этом году удивительное совпадение церковных праздников с датами светского календаря, связанными с Великой Отечественной войной. О том, что День Победы в этом году пришелся на Светлую Пасхальную Седмицу, я уже писал в своём ЖЖ, равно как и о том, что может означать такое совпадение для верующего сердца. И вот - новое совпадение. Троицкая "родительская" суббота, день, когда Святая Церковь сугубо поминает усопших, пришлась в аккурат на скорбную дату 22 июня - день памяти всех жертв Великой Отечественной войны. Как будто сам Господь таким совпадением богослужебного календаря со светским призвал нас почтить память тех, кто отдал жизни за нашу свободу, и помолиться об их упокоении.

Сегодня, с подачи недоброй памяти Болотной площади, в обществе снова активизировалась дискуссия о том, насколько целесообразна была победа над гитлеровской Германией. Во многих православных и монархических изданиях (а паче - в изданиях, считающих себя таковыми) всерьёз обсуждается возможность исторической и даже юридической реабилитации Власова, вопреки однозначной позиции Патриарха делаются попытки представить предательство и коллаборационизм подвигом, а нацистских пособников - едва ли не единственными патриотами России, в либеральных СМИ муссируется тема массовых изнасилований, якобы, совершённых советскими солдатами в Европе (при этом напрочь игнорируются однозначные приказы советского командования, грозившие за любые насилия над мирным населением смертной казнью без суда), в социальных сетях множатся группы антиветеранской и просто пронацистской направленности, и даже солидные блоггеры порой позволяют себе, в тон новоявленной идеологической моде, "очаровательные" высказывания типа "замшелые советы ветеранов". Мы не смогли достойно защитить свои национальные святыни - и Бог взял их под Свою защиту. А это, в свою очередь, и нас обязывает ко многому.

"Я не участвую в войне - война участвует во мне", - написал один современный поэт. Трудно представить себе более актуальную фразу. Память о войне - не просто скрепа, которая пока ещё, худо ли, бедно ли, но объединяет нас в единую нацию, несмотря на все политические и религиозные разногласия. Память о войне - залог выживания России. Поэтому, несмотря на то, что 22 июня осталось позади, я снова возвращаюсь к этой теме - и ещё не раз вернусь.
В сентябре прошлого года в нашем городе Нижнем Новгороде проходила выставка фотографий, посвящённая окончанию Второй Мировой войны. Представленные на ней фото отражали боевые действия союзных нам западных армий на Втором Фронте в 1944 - 1945 гг. и войну на Азиатско-Тихоокеанском ТВД. Одно фото меня просто потрясло.



Православный американский солдат



Это - Нормандия, конец 1944 года. Бойцы американской армии перед атакой. Хорошо заметно, как солдат на переднем плане достал из-под мундира нательный крест, чтобы его поцеловать. Хорошо заметно также, что крест этот - явно православный. Соответственно, солдат - тоже православный. Судьба этого человека меня тогда очень заинтересовала. Кто он?  Какие ветры занесли моего единоверца в американскую армию 1944 года? Откуда он родом? Как пришёл к вере, мягко говоря, не совсем традиционной для его страны? На эти вопросы у меня не было ответа, пока я не стал читать материалы священника Александра Цыганкова о приходе, на котором он служит. Приход этот находится в Филадельфии, основан украинскими эмигрантами из Австро-Венгрии, а его история тесно связана с именем святителя Тихона Московского.
И вот что пишет отец Александр в своём ЖЖ по поводу Второй Мировой (оригинал взят у partizan_1812 в Давным-давно в Филадельфии, или Рассказ о нашем приходе (часть 2))
"В период же между 1917 и 1970 годом (да и сейчас тоже, что греха таить) в Америке царил канонический хаос. Большая часть приходов Русской церкви в Америке состояла в т.н. Северо-Американской Митрополии, которая пребывала вне общения с Московским Патриархом. Несмотря на всю запутанность тогдашней церковной политики, наш приход остался верен патриарху Тихону и когда стало возможно восстановил общение с Русской церковью через Экзарха Московского Патриарха. Экзархат этот был учрежден в 1930-е годы, и первым экзархом стал в ту пору архиепископ Вениамин Федченков (бывший духовник армии Врангеля, активно помогавший СССР в годы Великой Отечественной - М.М.).

Несмотря на прекращение связей с Россией и неизбежную американизацию жизни, прихожане не забывали русский язык, в приходе действовала школа и драмкружок. Благодаря этому одна из наших прихожанок, Анастасия Карнаух, супруга авиационного инженера, а впоследствии нашего протодиакона Павла Карнауха, работала переводчиком в морском отделении администрации ленд-лиза. (Не могу сейчас найти замечательную фотографию – молодая в ту пору будущая матушка Анастасия в кругу советских морских офицеров в широчайших штанах и с неизменными папиросами в руках.)



Это драмкружок ставит водевиль из малороссийской жизни, 1940 год

DSC_0241



Этим, конечно, не ограничивалось участие прихода во Второй Мировой войне. Оставшиеся дома собирали помощь для воюющей России (в названии кампании фигурировала именно Россия), а молодежь по большей части была призвана в ряды и повоевала на разных фронтах. На этом старом незатейливом табло показаны имена ветеранов. Я был хорошо знаком только с одним, имени которого на этой табличке нет, потому что он перешел из католицизма в Православие гораздо позднее, потому что женился на нашей прихожанке.


DSC_0271
DSC_0270




Этот замечательный молодой человек по имени Майкл (Михаил, конечно) Шеплок был из семьи словацкиx иммигрантов, вырос в годы Великой депрессии, во времена настоящих трудностей. В войну он высаживался в Нормандии в самый первый день вторжения в Европу и освобождал Бухенвальд, после чего еще долго после войны восстанавливал душевное равновесие. Он всегда очень много работал и ни на что не жаловался. Как и наши ветераны, он не любил рассказывать про страшности, а все больше про то, каким нескладным новобранцем он был и тому подобные смешные истории. Таких людей было в приходе и в Америке в те времена немало".

Вот так, друзья мои! Оказывается, в годы Великой Отечественной войны мы имели дело не только с массовым героизмом русских людей в рядах Красной Армии и партизанских отрядах, не только с фактами измены и коллаборационизма некоторых отдельных наших сограждан (численность которых не стоит преувеличивать - никакой "миллион русских" за Гитлера не воевал), по заслугам получивших воздаяние после войны, не только с подвигами белоэмигрантов в рядах Французского и Югославского Сопротивления. Выходцы из России и Украины храбро сражались и в рядах союзной нам американской армии. Честь им и хвала! Хоть воевали они и не под нашими знамёнами - но за нашу Победу.

PS. Тут меня завалили сообщениями о том, что фото - постановочное и сделано не в Нормандии 1944 года, а уже в наше время. Честно говоря, не понимаю, как фейковое фото попало на выставку, но пусть даже так. Правды всего рассказанного о. Александром это не отменяет.

Tags: Великая Отечественная война, Восток - Запад, История Отечества, История США, Неизвестных героев не бывает, Православие, Союзники
Subscribe

Posts from This Journal “Союзники” Tag

Buy for 10 tokens
То, чего я так боялся в прошлом году, увы, становится реальностью и приобретает конкретные очертания. Похоже, с нашими поездками на озеро Большое Унзово - окончательно и бесповоротно всё. Рейдерам, захватившим нижегородский НИИ Радиотехники (причём на безупречно законных основаниях захватившим -…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments