Если вы зайдете в Свято-Андреевский собор и вам покажется, что вы оказались в самом обычном, совсем не роскошно убранном храме где-то неподалеку от Москвы, мы будем очень рады. Нам очень хотелось бы ничем не выделяться среди храмов России.
Вот так наш храм выглядел сегодня утром
А вот так он выглядит изнутри.
К Вербному готовы
Пасхальная полунощница
Пасхальная заутреня
Пасхальная литургия
Пасхальная вечерня
Потом я покажу больше таких фотографий, но сегодня мы поговорим об истории нашего прихода.
При всем нашем стремлении к тому, чтобы походить на один из храмов, расположенных на Среднерусской возвышенности, дела обстоят совсем не так. Храм наш находится на значительном удалении от тех мест, где родилось большинство его прихожан, в мире, который весьма отличается от родины. Вы сразу заподозрите неладное, когда услышите в воскресенье хор, поющий «Хвали, душе моя, Господа» на английском языке. После этого вы уже не удивитесь, когда на двух языках будут читать Апостол и Евангелие, а также петь «Отче наш». В зависимости от того, сможет ли прийти в храм насквозь болящий и исключительно добрый, похожий на поседевшего реформировавшегося Дарвина отец Георгий, вы можете услышать и ектенью-другую по-английски.
Ничего странного в этом нет, потому что наш храм, хотя и находится под омофором Патриарха Московского и Всея Руси*, расположен в г. Филадельфия в 20 минутах ходьбы от старого ее центра – Индепенденс-холл, где была подписана Декларация независмости; павильона, в котором хранится Колокол свободы, и прочих зданий, находящихся в ведении Администрации национальных парков в силу своей исторической значимости.
Индепенденс-холл вид спереди
Индепенденс-холл вид сзади и монументы в ассортименте
Памятник коммодору Бэрри - первому флагману ВМФ США
Учитывая относительную непродолжительность американской истории, Свято-Андреевский собор вполне может считаться частью исторического наследия Филадельфии, потому что приход наш, основанный в 1897 году, является старейшим православным приходом города. Но в значительно бОльшей степени наш собор является частью отечественной истории несмотря на свое необычное для православного храма географическое расположение.
Приход Св. Андрея Первозванного был организован Свято-Андреевским братством, которое было основано выходцами из Карпатской Руси и Галиции приехавшими в Филадельфию в конце 19 века. Это было время весьма значительной волны эмиграции из слявянских земель Австро-Венгрии. Приехавшие были у себя на родине униатами, но в Америке очень многие из них переходили в православие - отчасти это связано с тем, что такое желание было у многих и раньше, но оно жестко подавлялось австро-венгерскими властями, отчасти с тем, что католические епископы в США очень высокомерно обходились с униатскими священниками, что побуждало многих клириков и мирян посмотреть на унию по-новому.
По этой причине многие православные приходы в США, в том числе и Свято-Андреевский, обязаны своему происхождению галичанам и карпатороссам, вернувшимся в православие. (В скобках замечу, что в те времена они считали себя русскими, как бы странно это ни звучало в наши дни.) Другой особенностью той волны иммиграции была скудость материальных средств; на первых порах иммигранты зарабатывали себе на хлеб тяжелым трудом, который нередко не требовал высокой квалификации и не приносил большого дохода. Часто это был такой труд, на который не удавалось найти охотников среди местных, т.е. тех кто приехал в Америку за несколько десятилетий до этого.** С этим была связана и нужда в союзах взаимопомощи, которым было и Свято-Андреевское братство.
В первые годы существования у прихода не было церковного здания, так что богослужения совершались в домах прихожан. Ранняя история храма связана с жизнью двух будущих новомучеников: священномученика протопресвитера Александра Хотовицкого и патриарха-исповедника Тихона. Александр Хотовицкий, в то время иерей, совершавший пастырское служение под омофором будущего святителя Тихона в Свято-Николаевском Соборе г. Нью-Йорка, совершил первую Божественную Литургию в Свято-Андреевском приходе 9 мая 1897 года (даты даны по нов. стилю).
Фотография отца Александра Хотовицкого
Этот день и считается датой основания прихода. Отец Александр Хотовицкий продолжал совершать богослужения и руководить духовной жизнью нашего приходе еще несколько лет, регулярно приезжая для этого из Нью-Йорка. В этом ему нередко помогал отец Илья Зотиков. Интересно, что судьбы этих священников пересекались и после возвращения в Россию. В августе 1917 года отец Александр Хотовицкий был назначен ключарем храма Христа Спасителя и вскорости стал ближайшим помощником патриарха Тихона. В 1919 году отец Илия Зотиков становится ризничим храма Христа Спасителя. Их обоих арестовали в марте 1922 года по делу об изъятии церковных ценностей. Впоследствии их арестовывали, сажали, ссылали, а затем расстреляли обоих – отца Александра Хотовицкого в 1937 году, а отца Илию Зотикова в 1930 году. Признаюсь, что мне неизвестно текущее состояние вопроса о канонизации протоиерея Илии Зотикова, но в 2009 году его имя было в списках комиссии по канонизации Владимирской епархии (о. Илию расстреляли во Владимире).
Несмотря на это основатели прихода продолжали испытывать серьезные материальные затруднения; постройка церковного здания, которая была целью Братства, требовала немалых средств, которых остро не хватало. Очень хорошей иллюстрацией безденежья служит та самая первая Божественная Литургия в приходе, о которой речь шла выше. Расходы о. Александра Хотовицкого составили 5 долл 53 цента (учитывая инфляцию, это было бы 150 долл в 2013 году), а пожертвований было собрано 1 долл 50 центов (около 40 долл на нынешние деньги).
Неожиданная помощь пришла к прихожанам со стороны русских военных моряков. С 1898 по 1901 год на верфях Филадельфии компанией “Крамп и Сыновья” велась постройка двух кораблей для Русского Императорского флота: крейсера "Варяг" и броненосца "Ретвизан"***. Вскоре после их закладки команды строящихся кораблей прибыли в Филадельфию.
Вот несколько фотографий из филадельфийских газет того времени, описывающих постройку кораблей. Не забудем, что это был очень важный для деловой жизни города проект, который принес компании "Крамп" около 10 млн. долл (ок. 20 млн. рублей в то время). Эти фотографии находятся в нашем приходском музее, о котором я еще напишу.
"Варяг" в разной степени готовности
А это "Ретвизан"
Начиная с 1899 года богослужения в Свято-Андреевском приходе, в которых теперь участвовали и русские моряки, проходили или в небольшой тесной часовне или на строящихся кораблях. Опираясь на материальную помощь офицеров и матросов "Варяга" и "Ретвизана", в мае 1902 года удалось купить здание и переоборудовать его под церковь. Хотя произошло это уже после того, как и “Варяг”****, и “Ретвизан” покинули Америку (в 1901 и в апреле 1902 года, соответственно) у нас сохранился полный список моряков крейсера, которые пожертвовали на строительство храма. К сожалению, я не нашел таких же данных по “Ретвизану”.
Храм, как он выглядел в 1902 году
Табличка с именами моряков
Моряки "Варяга" возвращаются из японского плена; торжественная встреча в Одессе
Парад в Питере, офицеры "Варяга"
Команда после получения наград
Вклад моряков в основание храма не преувеличен. Святитель Тихон, который освящал наш храма 8 декабря 1902 году в бытность свою Епископом Алеутским и Северо-Американским (он нес служение на архиерейской кафедре Северной Америки с 1898 по 1907 год), говорил в 1907 году об истории возникновения и трудностях становления нашего прихода. В инете я текста этой проповеди не нашел, поэтому буду краток в цитировании. Он говорил о том, что «казалось …искра, только что загоревшаяся, сейчас же потухнет». Затем он продолжил так: «Но Бог не дал погибнуть правому и святому делу. “Вы сохранили слово терпения Его, и за то и Он сохранил вас: в годину искушения” /это парафраз из Апокалипсиса, глава 3, где речь идет о древней филадельфийской церкви – Партизан_1812/ прибыли в ваш град люди из святой великой России – моряки, которых корабли строились здесь; своими жертвами и соучастием с вами в молитвах они ободрили, поддержали вас и много помогли вам.» (источник цитаты «Слово православия в Америке». Изд. Срет. Мон. 2001, с. 167).
Фотография владыки Тихона того времени
На память об этих годах в храме остались подарки капитана и моряков "Ретвизана" – семисвечник и иконостас корабельной церкви, которые сейчас находится в приходском музее, и икону Рождества Христова, которая находится в алтаре собора над жертвенником. Этот вид изображения Рождества был явно очень популярен в те времена, потому что такие же изображения есть в храме Христа Спасителя (по сообщению от nikanora) и в алтаре Елоховского собора. Иконы с "Ретвизана" были написаны в санкт-петербургском Воскресенском Новодевичьем монастыре.
Икона Рождества, о которой идет речь
С тех пор история нашего храма навсегда связана с российским флотом. У нас даже катапетасма (завеса царских врат, если кому слово незнакомое) и та в виде андреевского флага, вполне сообразная с нашей историей.
Катапетасма
Ко времени покупки здания и сооружения храма “миссионерский” период истории прихода закончился назначеним первого постоянного настоятеля; им стал в 1900 году о. Димитрий Гебей, а в 1902 году им был священник Александр Немоловский.
В 1911 году храм был очень значительно перестроен и приобрел тот вид, который имеет и сегодня. Эта фотография сделана в 1912 или 1913 году на Пасху. Как видите, фасад храма имеет тот же вид, что и сегодня утром.
Казалось бы, все трудности начального периода основания прихода были с Божией помощью преодолены и будущее обещало быть безмятежным. Но оказалось, что трудности только начинались. (Продолжение следует.)
*Каноническая чересполосица в Америке – тема сама по себе очень интересная, но простоты ради скажу только, что мы состоим в одной из самых маленьких, но зато в самой понятной для соотечественников юрисдикции – в Патриарших приходах, т.е. части Русской Православной церкви, которая управляется викарным архиереем Святейшего.
**По этой причине православных храмов непропорционально много в тех местах, где находятся угольные шахты и сталелитейные заводы. Нередко в каком-нибудь маленьком шахтерском городке, который сейчас можно смело назвать умирающим, можно увидеть сразу несколько больших храмов - и православный, и униатский, и один-два католических (их нередко строили по этническому признаку, так что один костел был, скажем, словацким, а другой, к примеру, ирландским). Если вы смотрели "Охотника на оленей", то помните, что герои фильма - православные сталевары славянского происхождения - отправляются воевать во Вьетнам именно из такого городка.
***Крейсер «Варяг» в силу его ислючительного положения в отечественной истории в представлении не нуждается. Хотя сам факт того, что легендарный корабль строился в Америке известен не всем. Броненосец «Ретвизан» менее знаменит, поэтому есть смысл немного о нем рассказать. Название это шведское; так назывался захваченный в 1790 г. на Балтике корабль, который вошел в состав российского флота, а название потом передавалось новым кораблям (как и название “Варяг”). Пятым и последним из “Ретвизанов” в российском флоте был именно броненосец, построенный компанией Крамп в Филадельфии. Он оказался одним из наиболее технически передовых кораблей своего времени, но служить ему довелось в порт-артурской эскадре. “Ретвизан” участвовал во всех боях, во всех попытках прорыва, был много раз бит торпедами и снарядами, много ремонтировался. В последние дни осады японцы расстреливали неподвижный тогда броненосец с суши. Команда сделала все, чтобы уничтожить его перед сдачей крепости (на корабле произвели несколько взрывов, а потом затопили), но японцы его восстановили, и он ходил под японским флагом, как и “Варяг”.
**** Важная заметка для barbazan. В давнем разговоре о «Варяге» речь шла о том, кто его освящал. Мне это не было точно известно, и я привел две точки зрения.
Одна из них оказалась наполовину правильной. Если бы я тщательнее знакомился с материалами по истории прихода, то знал бы. Газета «Филадельфия инкваерер» от 1 ноября 1899 года, существующая до сих пор, подробно описывает церемонию освящения, приводя длиннейший список гостей и участников. Освящали «Варяг» два священника, о которых шла речь выше: о. Александр Хотовицкий и о. Илия Зотиков. Газета также отмечает, что алтарничали матросы «Варяга» одетые не в стихари, а в обычную (видимо, парадную) военную форму.
Вот она, эта газета
Но судовой храм на «Ретвизане» освящал точно свт. Тихон в марте 1902 года.
Вот так наш храм выглядел сегодня утром
А вот так он выглядит изнутри.
К Вербному готовы
Пасхальная полунощница
Пасхальная заутреня
Пасхальная литургия
Пасхальная вечерня
Потом я покажу больше таких фотографий, но сегодня мы поговорим об истории нашего прихода.
При всем нашем стремлении к тому, чтобы походить на один из храмов, расположенных на Среднерусской возвышенности, дела обстоят совсем не так. Храм наш находится на значительном удалении от тех мест, где родилось большинство его прихожан, в мире, который весьма отличается от родины. Вы сразу заподозрите неладное, когда услышите в воскресенье хор, поющий «Хвали, душе моя, Господа» на английском языке. После этого вы уже не удивитесь, когда на двух языках будут читать Апостол и Евангелие, а также петь «Отче наш». В зависимости от того, сможет ли прийти в храм насквозь болящий и исключительно добрый, похожий на поседевшего реформировавшегося Дарвина отец Георгий, вы можете услышать и ектенью-другую по-английски.
Ничего странного в этом нет, потому что наш храм, хотя и находится под омофором Патриарха Московского и Всея Руси*, расположен в г. Филадельфия в 20 минутах ходьбы от старого ее центра – Индепенденс-холл, где была подписана Декларация независмости; павильона, в котором хранится Колокол свободы, и прочих зданий, находящихся в ведении Администрации национальных парков в силу своей исторической значимости.
Индепенденс-холл вид спереди
Индепенденс-холл вид сзади и монументы в ассортименте
Памятник коммодору Бэрри - первому флагману ВМФ США
Учитывая относительную непродолжительность американской истории, Свято-Андреевский собор вполне может считаться частью исторического наследия Филадельфии, потому что приход наш, основанный в 1897 году, является старейшим православным приходом города. Но в значительно бОльшей степени наш собор является частью отечественной истории несмотря на свое необычное для православного храма географическое расположение.
Приход Св. Андрея Первозванного был организован Свято-Андреевским братством, которое было основано выходцами из Карпатской Руси и Галиции приехавшими в Филадельфию в конце 19 века. Это было время весьма значительной волны эмиграции из слявянских земель Австро-Венгрии. Приехавшие были у себя на родине униатами, но в Америке очень многие из них переходили в православие - отчасти это связано с тем, что такое желание было у многих и раньше, но оно жестко подавлялось австро-венгерскими властями, отчасти с тем, что католические епископы в США очень высокомерно обходились с униатскими священниками, что побуждало многих клириков и мирян посмотреть на унию по-новому.
По этой причине многие православные приходы в США, в том числе и Свято-Андреевский, обязаны своему происхождению галичанам и карпатороссам, вернувшимся в православие. (В скобках замечу, что в те времена они считали себя русскими, как бы странно это ни звучало в наши дни.) Другой особенностью той волны иммиграции была скудость материальных средств; на первых порах иммигранты зарабатывали себе на хлеб тяжелым трудом, который нередко не требовал высокой квалификации и не приносил большого дохода. Часто это был такой труд, на который не удавалось найти охотников среди местных, т.е. тех кто приехал в Америку за несколько десятилетий до этого.** С этим была связана и нужда в союзах взаимопомощи, которым было и Свято-Андреевское братство.
В первые годы существования у прихода не было церковного здания, так что богослужения совершались в домах прихожан. Ранняя история храма связана с жизнью двух будущих новомучеников: священномученика протопресвитера Александра Хотовицкого и патриарха-исповедника Тихона. Александр Хотовицкий, в то время иерей, совершавший пастырское служение под омофором будущего святителя Тихона в Свято-Николаевском Соборе г. Нью-Йорка, совершил первую Божественную Литургию в Свято-Андреевском приходе 9 мая 1897 года (даты даны по нов. стилю).
Фотография отца Александра Хотовицкого
Этот день и считается датой основания прихода. Отец Александр Хотовицкий продолжал совершать богослужения и руководить духовной жизнью нашего приходе еще несколько лет, регулярно приезжая для этого из Нью-Йорка. В этом ему нередко помогал отец Илья Зотиков. Интересно, что судьбы этих священников пересекались и после возвращения в Россию. В августе 1917 года отец Александр Хотовицкий был назначен ключарем храма Христа Спасителя и вскорости стал ближайшим помощником патриарха Тихона. В 1919 году отец Илия Зотиков становится ризничим храма Христа Спасителя. Их обоих арестовали в марте 1922 года по делу об изъятии церковных ценностей. Впоследствии их арестовывали, сажали, ссылали, а затем расстреляли обоих – отца Александра Хотовицкого в 1937 году, а отца Илию Зотикова в 1930 году. Признаюсь, что мне неизвестно текущее состояние вопроса о канонизации протоиерея Илии Зотикова, но в 2009 году его имя было в списках комиссии по канонизации Владимирской епархии (о. Илию расстреляли во Владимире).
Несмотря на это основатели прихода продолжали испытывать серьезные материальные затруднения; постройка церковного здания, которая была целью Братства, требовала немалых средств, которых остро не хватало. Очень хорошей иллюстрацией безденежья служит та самая первая Божественная Литургия в приходе, о которой речь шла выше. Расходы о. Александра Хотовицкого составили 5 долл 53 цента (учитывая инфляцию, это было бы 150 долл в 2013 году), а пожертвований было собрано 1 долл 50 центов (около 40 долл на нынешние деньги).
Неожиданная помощь пришла к прихожанам со стороны русских военных моряков. С 1898 по 1901 год на верфях Филадельфии компанией “Крамп и Сыновья” велась постройка двух кораблей для Русского Императорского флота: крейсера "Варяг" и броненосца "Ретвизан"***. Вскоре после их закладки команды строящихся кораблей прибыли в Филадельфию.
Вот несколько фотографий из филадельфийских газет того времени, описывающих постройку кораблей. Не забудем, что это был очень важный для деловой жизни города проект, который принес компании "Крамп" около 10 млн. долл (ок. 20 млн. рублей в то время). Эти фотографии находятся в нашем приходском музее, о котором я еще напишу.
"Варяг" в разной степени готовности
А это "Ретвизан"
Начиная с 1899 года богослужения в Свято-Андреевском приходе, в которых теперь участвовали и русские моряки, проходили или в небольшой тесной часовне или на строящихся кораблях. Опираясь на материальную помощь офицеров и матросов "Варяга" и "Ретвизана", в мае 1902 года удалось купить здание и переоборудовать его под церковь. Хотя произошло это уже после того, как и “Варяг”****, и “Ретвизан” покинули Америку (в 1901 и в апреле 1902 года, соответственно) у нас сохранился полный список моряков крейсера, которые пожертвовали на строительство храма. К сожалению, я не нашел таких же данных по “Ретвизану”.
Храм, как он выглядел в 1902 году
Табличка с именами моряков
Моряки "Варяга" возвращаются из японского плена; торжественная встреча в Одессе
Парад в Питере, офицеры "Варяга"
Команда после получения наград
Вклад моряков в основание храма не преувеличен. Святитель Тихон, который освящал наш храма 8 декабря 1902 году в бытность свою Епископом Алеутским и Северо-Американским (он нес служение на архиерейской кафедре Северной Америки с 1898 по 1907 год), говорил в 1907 году об истории возникновения и трудностях становления нашего прихода. В инете я текста этой проповеди не нашел, поэтому буду краток в цитировании. Он говорил о том, что «казалось …искра, только что загоревшаяся, сейчас же потухнет». Затем он продолжил так: «Но Бог не дал погибнуть правому и святому делу. “Вы сохранили слово терпения Его, и за то и Он сохранил вас: в годину искушения” /это парафраз из Апокалипсиса, глава 3, где речь идет о древней филадельфийской церкви – Партизан_1812/ прибыли в ваш град люди из святой великой России – моряки, которых корабли строились здесь; своими жертвами и соучастием с вами в молитвах они ободрили, поддержали вас и много помогли вам.» (источник цитаты «Слово православия в Америке». Изд. Срет. Мон. 2001, с. 167).
Фотография владыки Тихона того времени
На память об этих годах в храме остались подарки капитана и моряков "Ретвизана" – семисвечник и иконостас корабельной церкви, которые сейчас находится в приходском музее, и икону Рождества Христова, которая находится в алтаре собора над жертвенником. Этот вид изображения Рождества был явно очень популярен в те времена, потому что такие же изображения есть в храме Христа Спасителя (по сообщению от nikanora) и в алтаре Елоховского собора. Иконы с "Ретвизана" были написаны в санкт-петербургском Воскресенском Новодевичьем монастыре.
Икона Рождества, о которой идет речь
С тех пор история нашего храма навсегда связана с российским флотом. У нас даже катапетасма (завеса царских врат, если кому слово незнакомое) и та в виде андреевского флага, вполне сообразная с нашей историей.
Катапетасма
Ко времени покупки здания и сооружения храма “миссионерский” период истории прихода закончился назначеним первого постоянного настоятеля; им стал в 1900 году о. Димитрий Гебей, а в 1902 году им был священник Александр Немоловский.
В 1911 году храм был очень значительно перестроен и приобрел тот вид, который имеет и сегодня. Эта фотография сделана в 1912 или 1913 году на Пасху. Как видите, фасад храма имеет тот же вид, что и сегодня утром.
Казалось бы, все трудности начального периода основания прихода были с Божией помощью преодолены и будущее обещало быть безмятежным. Но оказалось, что трудности только начинались. (Продолжение следует.)
*Каноническая чересполосица в Америке – тема сама по себе очень интересная, но простоты ради скажу только, что мы состоим в одной из самых маленьких, но зато в самой понятной для соотечественников юрисдикции – в Патриарших приходах, т.е. части Русской Православной церкви, которая управляется викарным архиереем Святейшего.
**По этой причине православных храмов непропорционально много в тех местах, где находятся угольные шахты и сталелитейные заводы. Нередко в каком-нибудь маленьком шахтерском городке, который сейчас можно смело назвать умирающим, можно увидеть сразу несколько больших храмов - и православный, и униатский, и один-два католических (их нередко строили по этническому признаку, так что один костел был, скажем, словацким, а другой, к примеру, ирландским). Если вы смотрели "Охотника на оленей", то помните, что герои фильма - православные сталевары славянского происхождения - отправляются воевать во Вьетнам именно из такого городка.
***Крейсер «Варяг» в силу его ислючительного положения в отечественной истории в представлении не нуждается. Хотя сам факт того, что легендарный корабль строился в Америке известен не всем. Броненосец «Ретвизан» менее знаменит, поэтому есть смысл немного о нем рассказать. Название это шведское; так назывался захваченный в 1790 г. на Балтике корабль, который вошел в состав российского флота, а название потом передавалось новым кораблям (как и название “Варяг”). Пятым и последним из “Ретвизанов” в российском флоте был именно броненосец, построенный компанией Крамп в Филадельфии. Он оказался одним из наиболее технически передовых кораблей своего времени, но служить ему довелось в порт-артурской эскадре. “Ретвизан” участвовал во всех боях, во всех попытках прорыва, был много раз бит торпедами и снарядами, много ремонтировался. В последние дни осады японцы расстреливали неподвижный тогда броненосец с суши. Команда сделала все, чтобы уничтожить его перед сдачей крепости (на корабле произвели несколько взрывов, а потом затопили), но японцы его восстановили, и он ходил под японским флагом, как и “Варяг”.
**** Важная заметка для barbazan. В давнем разговоре о «Варяге» речь шла о том, кто его освящал. Мне это не было точно известно, и я привел две точки зрения.
Одна из них оказалась наполовину правильной. Если бы я тщательнее знакомился с материалами по истории прихода, то знал бы. Газета «Филадельфия инкваерер» от 1 ноября 1899 года, существующая до сих пор, подробно описывает церемонию освящения, приводя длиннейший список гостей и участников. Освящали «Варяг» два священника, о которых шла речь выше: о. Александр Хотовицкий и о. Илия Зотиков. Газета также отмечает, что алтарничали матросы «Варяга» одетые не в стихари, а в обычную (видимо, парадную) военную форму.
Вот она, эта газета
Но судовой храм на «Ретвизане» освящал точно свт. Тихон в марте 1902 года.
Journal information