Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote,
Михаил Маркитанов
mikhael_mark

Categories:

"День России": так что же нам всё-таки праздновать

Эту статью я уже размещал в своём ЖЖ к 12 июня прошлого года. Моё мнение не изменилось. И поскольку число друзей моего блога с тех пор существенно возросло, я опять предлагаю вашему вниманию эту статью, немного подредактированную и проиллюстрированную.

Согласно результатам социологических опросов, только 26 % россиян считают «День России» 12 июня – главный (!!!) национальный праздник в соответствии с «демократическим» календарем – действительно праздником. А для 11 % россиян этот день – вообще день национальной скорби. В этой связи есть повод задуматься: а нужен ли России такой, с позволения сказать, праздник?



Московский Кремль под триколором
Московский Кремль под триколором.
Я ещё помню то время, когда над Кремлём развевался совсем другой флаг...



Для начала немного истории. 12 июня 1990 года Верховный Совет РСФСР (впоследствии бесцеремонно разогнанный Ельциным – «мавр сделал своё дело, мавр должен уйти») утвердил декларацию о государственном суверенитете Российской Федерации, предусматривавшую, помимо всего прочего, приоритет республиканского законодательства над Союзным.

Ельцин
Для тех, кто уже забыл - это Борис Николаевич Ельцин. Фото как раз тех лет,
когда зарождались "традиции" "Дня России".



Год спустя, 12 июня 1991 г., во исполнение решения всероссийского референдума, а точнее, следуя дурному примеру (который, как известно, всегда заразителен) остальных союзных республик, в России проводятся первые президентские выборы, на которых с большим отрывом побеждает тогдашний председатель Верховного Совета Б.Н. Ельцин. Именно с этого времени на территории РСФСР 12 июня объявляется праздничным днём. Официальным наименованием праздника стала формула «День принятия декларации о государственном суверенитете Российской Федерации». Но фактически сначала в СМИ, исподволь, а после декабрьского отречения Горбачёва – официально и в открытую за этим праздником прочно закрепилось название «Дня независимости России». Под этим кощунственным названием 12 июня и оставалось в календаре все два срока президентства Ельцина. И лишь с приходом к власти правительства В.В. Путина, занявшего более патриотичную позицию, праздник победы российской «демократии» сменил-таки название на менее оскорбительное – День России.


Путин на фоне триколора
Путин на фоне триколора

То, что так называемые демократы решили увековечить день своей победы, немудрено. Можно понять (но «понять» – еще не значит «оправдать») и введенное ими название: люди, стремившиеся сделать Россию копией Америки, логично принялись вводить у нас и американские праздники (в частности, пытались внедрить у нас «хеллоуин» – праздник организованного поклонения нечистой силе, самый популярный детский – !!! – праздник в США. Но не получилось: «менталитет» у нас не тот, не обучены мы злу кланяться). Странно другое: что за все девять лет правления Ельцина никто так и не понял, что праздновать 12 июня в качестве национального праздника, да еще под таким названием (и даже как День России) кощунственно. Для бывшей колонии, каковой являются Соединённые Штаты, День независимости – вполне естественный и всеми любимый праздник. Но от кого получила свою независимость Россия 12 июня 1990-го (или все-таки 1991-го?) года – совершенно неясно. Да, до 1991 г. (но не до июня – до декабря, до отречения Горбачёва) Российская Федерация формально была частью другого государства – СССР. Но весьма проблематично было бы назвать это «зависимостью». Полноправие России по сравнению с другими союзными республиками ни в чём не было ущемлено. В союзном правительстве во все послевоенные годы подавляющее большинство составляли русские (да и в довоенные годы И.В. Сталин – грузин по национальности – нередко говаривал: «Мы, русские…»). Россия в составе СССР играла роль государствообразующего элемента, и не случайно, что с провозглашением «суверенитета» России процесс распада Союза ССР стал необратим. Исчез объединяющий центр, вокруг которого можно было бы сгруппировать воедино столь разные по своим национально-культурным традициям и уровню экономического развития народы. Так что не «независимость» мы приобрели в начале 90-ых, а половину собственной территории (будем называть вещи своими именами, без пресловутого «пролетарского интернационализма») потеряли. Включая стратегически важные регионы (в частности, космодром Байконур, значительно более удобный, нежели нынешний Плисецк), завоёванные нашими предками ценой огромной крови. И сегодня в некогда наших «союзных республиках» прочно укрепляются наши потенциальные противники – НАТО и исламские фундаменталисты. Радоваться этому может либо уж совсем безнадежный русофоб, либо человек, не привыкший утруждать свою голову мыслительной деятельностью.


Разрушенный завод в 90-е годы
Это фото - к вопросу о цене "Дня России" 12 июня.  Когда-то здесь был завод. И люди работали.
И зарплату получали. Наверное, неплохую. И производили вещи, полезные для великой державы, которой больше нет.



Вдобавок, именно с 12 июня 1991 года для большинства «дорогих россиян» начался отсчёт социальной катастрофы. «Сладкие песни о полных тарелках», активно распевавшиеся проельцинской пропагандой до 1992 года, обернулись… Мы все хорошо помним, чем обернулись: «Оказалось, что главный нам попросту врёт, но теперь это стоит дороже». И только сейчас, двадцать лет спустя, положение начинает немного выправляться. Хотя ни по объёмам потребления, ни по объёмам промышленного и сельскохозяйственного производства Россия на уровень 1980-ых годов (не говоря уже об уровне 1913-го) так и не вышла. Так что события 1991 года – это не только победа «демократов». Это ещё и наше с вами, «дорогие россияне», поражение. И если судить по тому, что и в каких интонациях говорят о русских и русской культуре «либеральные» СМИ и как их почитатели ведут себя с нашими святынями (я имею в виду прежде всего скандально известный «панк-молебен» в Храме Христа Спасителя), то победители 1991-го года к нам и относятся как к побежденным. Как к колониальным рабам, мнения и чувства которых в расчёт не принимаются. Так зачем же праздновать годовщину собственного разгрома?
Добавлю ещё слова глубоко мною почитаемого протодиакона Андрея Кураева:
"...
Одно из условий той капитуляции (Брестского мира 1918 года - М.М.) с каждым годом становится все более и более тяжелым и очевидным: отделение Украины от России. Граница России и Украины была проведена немецким штыком. Это означало, что в состав Украины были включены города, которых просто не было в момент соединения Украины и России в XVII веке (например, Одесса). Земли, которые были «диким полем», коридором для крымско-татарских набегов на Москву, были освоены не гетманами, а Российской Империей (потемкинские деревни были настоящими). О том, что история этих земель не во всем совпадает с историей собственно Украины, зримо напомнили недавние президентские выборы (2004 года - М.М.): именно эти области голосовали ощутимо иначе, чем области, расположенные на правом берегу Днепра... Но немцы решили отрезать Донбасс от России. Большевики согласились. И даже при создании СССР границы Украины остались в пределах Брестского договора. По этим же искусственным границам и прошла линия нынешнего разлома. Еще одно разделение России с Украиной (Белоруссией и т.д.) произошло 12 июня 1991 года – когда Ельцин провозгласил «суверенитет РСФСР», а по сути – выход возглавляемой им республики из состава СССР. И почему же этот день мы должны считать праздником?" (из кн. "Церковь в мире людей")


Кураев недоволен
Редкое, вообще-то фото: Кураев с недовольным лицом.

Мне (и отцу Андрею) могут возразить: да, мы потеряли великую державу - зато получили свободу обращения к Богу. Это - одна из многочисленных неправд ельцинской пропаганды. На самом деле свободу обращения к Богу наш народ получил задолго до 12 июня - в 1988 году. Советское правительство верно почувствовало грандиозность тысячелетнего юбилея Крещения Руси (и грандиозные деньги, которые на этом можно было поиметь за счёт иностранных туристов). И запустило пропаганду о "хорошо забытом старом" и "дороге к храму". Я очень хорошо помню, как в те времена много говорилось о высокой образованности наших священников, об их исповедническом подвиге в период т.н. "сталинских репрессий" (ещё вопрос, в какой степени они сталинские - пик репрессий пришёлся ещё на правление Ленина) и прогрессивной роли в истории России. Именно тогда, в 1988 году впервые официально был признан вклад Русской Православной Церкви в разгром нацистской Германии, и тогда же впервые начали возвращать Церкви отобранные у неё храмы.
Что же касается ельцинского правления, то оно как раз ознаменовалось новым наступлением на позиции Церкви. Дорвавшееся до власти "демократическое" правительство смотрело в рот своим западным хозяевам и активно лоббировало интересы заокеанских сект. Когда православный священник пытался прийти в школу или в ВУЗ, ему настойчиво говорили, что государство у нас светское, а школа - многонациональная. Но как-то быстро забывали об этих своих утверждениях, когда в ту же самую школу заявлялись американские сектанты или доморощенные сатанисты. Вот лишь один, пожалуй, самый вопиющий пример (из книги "Сатанизм для интеллигенции" того же протодиакона Кураева:

"Впервые с ними я встретился в учебниках, изданных сектой по имени «Юнивер». Официально учебники этой секты, естественно, именуются «Учебниками живой духовности». Название предмета красиво донельзя – «Искусство быть и стать человеком» (почти как учебник Н. Стадниковой). Изданы эти учебники при поддержке государственных образовательных структур («Научно-информационная внедренческая фирма "ЮКИС" Системы Гособразования СССР. Центр непрерывной целевой радиотехнической подготовки специалистов. Редакция литературы о культурных традициях»). Второй том этого учебника спустя год был издан вообще издательством Всероссийского Заочного Педагогического Института. Тираж – сто тысяч. Внедрение «юниверовских» методик в Москве поддерживалось бывшим начальником Юго-Западного образовательного округа Москвы Евгением Ямбургом.
«Юнивер», будучи сектой, выдает себя за образовательный центр; его основатель Иван Гавриленков считает, что нескольких лет обучения в «инязе» достаточно, чтобы называться французом «Жаном Гавэром» и требовать обращения к себе «Ваше Превосходительство».
Сам Гавэр считает, что для него «наиболее близким по духу Учению и способным увидеть и ощутить его является философское наследие Николая и Елены Рёрихов». Правда это или нет - вопрос малоинтересный. Важно, что почти нет в России такой секты, которая не использовала бы имя Рёрихов в качестве отмычки к сердцам учителей и директоров школ.
Обычно он выдает себя за посланника некоей «цивилизации N». Эта цивилизация находится на Земле: «Кроме людей на земле есть другие цивилизации», «цивилизация N существует независимо от человека». Эта цивилизация духов передавала людям эзотерические оккультные знания...
Но наиболее интересные тексты в этих учебниках набраны по-французски. А в них-то и таится суть: «Традиции Каббалы и древа Сефиротов необходимы нам... Мы должны набросать резюме обширного знания, перенесенного Зогар и Каббалой».
Претендуя не только на французское происхождение, но и на знание сокровенных тайн всех религий, «Гавэр» считает, что он постиг, например, истинный смысл христианского Креста. Крест в его понимании - символ оккультного мира. Уподобив структуру мира кресту и человеческому телу, Гавэр видит место для Бога в весьма своеобразном органе. Оказывается, «тот знак, который соотносится с Высшими понятиями, находится в нижней части Перекрестия, и здесь же находится знак Бога. Это знак очень сильный, он символизирует интимные отношения».
Как и подобает нелегальной оккультной структуре, «Юнивер» уверяет учителей, что он - чисто светская организация. Но в его учебниках, предлагающих новую «единую религию» человечеству, есть такие декларации: «Под Звездой Любви, в Откровении, ты раскроешь суть Веры Истинной, Веры в Господа, что Единою называется». В комментарии к этому стиху говорится: «Советуем читать текст Учения медленно, размышляя над каждой строкой. Попробуйте понять тайный смысл слов-знаков, написанных с большой буквы».
Насколько «едина» эта новая «вера», можно усомниться. История знака «Игрек», например, слишком напоминает историю Люцифера: «Он бесконечно долго падал в Безвременье, Он знал, что его ждет. И это была сознательная жертва, заключение себя в Безвременье. Он увидел, что ему предстоит, и, собрав все свое мужество, раскинув крылья в полете, Он падал спеша, жертвуя собою во имя Жизни»
Гавэр не очень-то и скрывает эзотерический характер своего учения; его «Юнивер» собирается знакомить детей, прошедших «инициацию», с «эмпирическими методами религий».
Вот намек на одну из этих «инициаций»: «Для того, чтобы подростки превратились во взрослых людей, необходимы провоцирующие ритуалы. Ребенок обязательно должен выдержать поединок с отцом перед тем, как будет подвергаться символическому обряду инициации». Этот его совет особо интересен, если его сопоставить с советом более ранней ступени: «Мать никогда не затрагивает вопросов интимных отношений и не пробуждает в сыне чрезмерный интерес к интимной области. Об этом говорит исключительно Учитель и Отец». Похоже, что слова «Учитель и Отец» относятся именно к Гавэру. Но если даже под «Отцом» с большой буквы понимается обычный отец, то как же удастся сыну поговорить с ним об этом, если Гавэр предписывает подростку именно скандальное поведение с отцом. И, значит, опять же, остается обсуждать интимные вопросы только наедине с Учителем. А чтобы рекомендации не расходились с делом, «Его Превосходительство» любит наедине тестировать мальчиков у себя в квартире... При этом подростку предлагается вполне нехитрая логическая схема: а) каждый человек - это «микрокосмос»; б) следовательно, в человеке должно быть все, что есть в мире; в) в мире есть мужское и женское начало; г) следовательно, в гармоничном человеке оба этих начала должны быть равно развиты. И, наконец, конкретное предложение: поскольку ты начинаешь быть мужчиной, тебе нужно максимально развивать в себе мужское начало, а поскольку «Его Превосходительству» для большей гармоничности необходимо подчеркнуть в себе начало женское, то он готов выступить в «пассивной» роли.
.."

Гавриленков оккупировал три школы в Москве и ввёл там обязательные (!!!) уроки своего "учения". Родителей же, забивших тревогу из-за его сексуальных домогательств к детям, Ямбург просто выставил за дверь. И подобные факты не единичны - в книге Кураева они проходят перед глазами читателей в весьма внушительном количестве. Все случаи проверены, ссылки на источники приведены. Им там целая глава посвящена.
Я уж не говорю о том, что в период с 1990 года по сю пору в России было убито более 20 православных священников. И ни разу убийца не был наказан: "правоохранительные органы" либо делали вид, что никого не нашли, либо, если убийца сам являлся в милицию и дерзко признавался в содеянном (очевидно, надеясь на мученичество) - по -быстрому признавали его невменяемым и выпускали "под надзор родственников". Декларируемый принцип "светскости государства" и "равенства всех религий" на практике оборачивался государственной поддержкой деструктивных культов. Такое вот "возвращение к Богу"...


Итак, никаких оснований для празднования 12 июня (даже в качестве «дня России») у русского народа нет и быть не может.


Тем не менее, в этом праздновании (особенно в той его версии, которая установилась с приходом В.В. Путина) есть свое здравое зерно. Как есть оно в горделивых словах михалковского Гимна, никакого отношения к современным российским реалиям не имеющих (имеется в виду «широкий простор для мечты и для жизни»). У государства должен быть свой праздник. Смысл такого праздника – не просто в «консолидации общества», как подчас говорят. Здесь не подходят ни Новый Год (действительно, всеми любимый праздник, но носящий ярко выраженный семейный характер и свободный от всякой политики), ни даже День Победы (история движется, и гордость за давнюю победу притупляется стыдом последующих поражений). Нет, здесь нужен праздник, установленный государством именно в честь «себя, любимого», праздник, который позволил бы гражданам отождествить себя со своим государством (не с определенным социальным классом или политической партией, не с безликим «гражданским обществом», но именно с государством), осознать значимость для себя его интересов и величие его истории, а следовательно – и свою личную ответственность за то, чтобы эта великая история продолжалась. Короче говоря, государственный праздник способствует превращению человека (точнее, биологической особи вида Homo Sapiens) в сознательного гражданина («А что такое гражданин? – Отечества достойный сын!» – Николай Некрасов). Цель – с какой стороны ни посмотри – благая. На мой взгляд, трактовка, приданная дню 12 июня Путиным и его идеологами и активно поддержанная звёздами эстрады, прекрасно способствует этой цели. Во всяком случае, вряд ли ребята, с таким воодушевлением подхватившие за президентом слова Государственного Гимна («Россия, священная наша держава…» и так далее по тексту), смогут на следующий день с прежней лёгкостью разглагольствовать об «этой стране», где «вечно всё не как у людей». Идея оказалась продуктивной. Вот только день для празднования выбрали неподходящий.


Сергей Михалков
Сергей Михалков, автор гимна РФ.

А ведь есть, вообще-то, в истории России несколько знаковых, поворотных дат, любая из которых при случае могла бы превратиться в День России (и даже в День Независимости). Даты основания древнерусского государства князем Рюриком (самого логичного «дня России») или даты основания Киева («матери городов русских», первой столицы Руси) история, увы, не сохранила. Зато известна дата 11-го ноября 1480 года, когда окончательно пало иго вассальной зависимости Руси от ордынских ханов (хан Ахмат не решился начать сражение с армией Ивана III и отступил от Угры).

Стояние на Угре
Стояние на Угре - куда более логичный повод отмечать День России


Или 26-го октября (старого стиля) 1612 года, когда ополчение Минина и Пожарского освободило Москву от польских интервентов. Можно вспомнить и 21 февраля (3 марта по «новому» стилю) 1613 года, когда состоялось избрание на престол Михаила Фёдоровича – первого из династии Романовых (как бы ни относиться к монархии, нельзя отрицать, что вступление на престол этого царя, безукоризненно русского по крови и всенародно поддержанного, стало решающим шагом на пути к общественно-политической стабилизации). А 7-го (19-го по новому стилю) октября 1812 года Наполеоновская армия оставила Москву и начала своё отступление из пределов России. Можно было бы последовать и примеру Белоруссии, чей День Независимости совпадает с днём изгнания немецко-фашистских захватчиков из Минска. 5 декабря – день перехода советских войск в наступление под Москвой в 1941 году – чем не День Независимости России?

Красная армия наступает под Москвой 1941
Битва за Москву 5 декабря 1941 года. Красная Армия наступает.

Конечно, не все из перечисленных дат выдерживают критику с точки зрения политкорректности. Дату окончания «стояния на Угре» Днём России не назначишь, поскольку у значительной части татарского населения России этот день отнюдь не вызывает радостных воспоминаний. Аналогично не годится и день восшествия на престол Михаила Романова – и без того коммунисты никак не успокоятся после установки серии памятников Николаю II, ни к чему их лишний раз задирать. Дату освобождения Москвы от польских интервентов, вроде бы, власти уже сделали праздничным днём, только вот надлежащей рекламы этому решению не обеспечили, да и название (что-то типа «дня народного единства») никак не назовёшь удачным. Ну какое может быть единство, когда социальное расслоение в обществе составляет более 36-ти раз – выше, чем в самых слаборазвитых странах, а пресловутый «средний класс» исчезающе мал (впрочем, его численность растёт, так что поживём – увидим). Да ещё единство вокруг давно минувших событий, о которых ни олигархи, ни обворованные ими нищие пенсионеры толком ничего не знают (я сам, например, затрудняюсь ответить, почему празднуется 4-е ноября, а не 7-е, когда, по новому стилю, Москва была очищена от интервентов. «Октябрьская революция» тут ни при чём: Русская Православная Церковь задолго до 1917 года отмечала именно 4-е ноября). Такое ощущение, что власти ревностно оберегают безальтернативность именно 12-го июня в качестве государственного праздника. Что наводит на невесёлые размышления.

Кстати, и в новейшей истории России можно при желании отыскать менее пререкаемые даты для «Дня Независимости». В частности, такую роль могло бы сыграть 8-е августа – день начала так называемой Пятидневной войны, когда Российская Федерация впервые почти за двадцать лет действовала на внешнеполитической арене исключительно исходя из собственных представлений о том, что правильно и что неправильно, без оглядки на вполне однозначные (и весьма агрессивные) окрики с Запада. А то ведь в не столь отдаленном прошлом не то что перед Америкой или Японией – перед Грузией (!!!) унижались, от «оранжевого» украинского узурпатора и игрушечных «стран Балтии» вынуждены были сносить плевки. Но похоже, что в новейшей российской истории В.В. Путин сыграл ту же роль, что в истории Царской России – император Александр Освободитель. Без особой шумихи и не ссорясь по возможности с заграницей, он сумел заложить основы будущего промышленного роста России – и к 2008 году экономический потенциал нашей страны стал таков, что она смогла, наконец, избавиться от унизительной опеки западных «партнёров».


Пятидневная война - Русские войска на отдыхе
Пятидневная война. Русские войска на отдыхе.

Другой, столь же знаковой датой можно считать 22-е апреля – день проведения Патриаршего молебна перед Храмом Христа Спасителя в защиту осквернённых святынь. По подсчётам полиции, в молебне участвовало 65 тысяч человек – больше, чем в первом митинге на Болотной. Это число оказывается ещё больше, если учесть участников мотопробега байкеров (организованного православным клубом «Ночные волки») – мотопробег проводился в поддержку Патриаршего молебна и под флагами с надписью «Христос воскресе!», участников организованного певицей Ольгой Кормухиной автопробега (под лозунгом «Руки прочь от Патриарха Кирилла!») и протодиакона Андрея Кураева, который не участвовал в Патриаршем молебне непосредственно, но неоднократно зазывал на него интернет-общественность, а непосредственно во время молебна разъяснял его цели на телевидении. Я не знаю, с какой целью Промысл Божий свёл этот молебен воедино с днём рождения Ленина, но несомненно, что Россия в этот день изменилась навсегда. Хотело того священноначалие или нет, но Церковь продемонстрировала в этот день – и власти, и оппозиции – свои высокие мобилизационные возможности. Впервые, пожалуй, после октября 1917-го Русская Православная Церковь выступила как независимая и общественно-активная сила, с которой – хочет этого кое-кто, или нет – придётся считаться. А с учётом того, что русская культура формировалась под исключительным влиянием Православия, что вероисповедание Русской Православной Церкви было для России культурообразующей и государствообразующей религией, можно с уверенностью сказать: процесс освобождения от четвертьвекового «вавилонского пленения» нашей культуры голливудскими стандартами стал необратим.


Молебен в поддержку Патриарха
Молебен в поддержку Патриарха Кирилла 22 апреля 2012 года.

Так что если власти решат перенести День России с абсурдного 12-го июня на любую из названных мною дат, такое решение – больше чем уверен – будет поддержано подавляющим большинством населения. И когда окончательно сойдёт волна чужебесия, когда Россия милостью Божией займёт подобающее ей международное положение – вот тогда нам всем действительно будет, что праздновать. И тогда мы без всякой задней мысли, не сквозь слёзы, а с чувством глубокого удовлетворения повторим за нынешним (или будущим) президентом великие михалковские слова:

Широкий простор для мечты и для жизни
                                          
Грядущие нам открывают года.
                                          
Нам силу даёт наша верность Отчизне,
                                          
Так было, так есть и ТАК БУДЕТ ВСЕГДА!

Tags: История Отечества, Лихие 90-е, О всякой дряни, Политика, Православие, Русская идея
Subscribe

  • Сбитый лётчик

    ... или один против 179-ти Герой Советского Союза Василий Леонтьевич Дегтярёв (1915 - 1942) родился 1 (14) января 1915 года в селе Белгородка…

  • Полный Ништадт

    Как Пётр I Великую Северную войну закончил 10 сентября сего года исполнилось ровно 300 лет со дня подписания Ништадтского мирного договора между…

  • Дмитрий Володихин. Мифы об Александре Невском

    По материалам журнала "Фома". Оригинал здесь. 1. Сражения, которыми прославился князь Александр, были столь ничтожны, что…

promo mikhael_mark август 12, 21:50 Leave a comment
Buy for 10 tokens
То, чего я так боялся в прошлом году, увы, становится реальностью и приобретает конкретные очертания. Похоже, с нашими поездками на озеро Большое Унзово - окончательно и бесповоротно всё. Рейдерам, захватившим нижегородский НИИ Радиотехники (причём на безупречно законных основаниях захватившим -…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments