В истории России было немало правителей, которых смело можно отнести к западникам. Но одно имя из них явно стоит особняком. Западник-патриот. Западник-герой Отечества. Западник, чье правление до сих пор составляет нашу национальную славу и национальную гордость. Пётр Великий. Пётр Великий сумел, в отличие от последующих Анны Ивановны или Петра Третьего, остаться патриотом, несмотря на всё своё западничество. "Аз бо есмь в чину учимых, и учащих мя требую", - начертал он на своей печати. Но учился он у Запада для того, чтобы добиться усиления России, а не для того, чтобы слепо копировать понравившиеся чужеродные обычаи. Чем это объяснить?

Молодой царь Пётр примеряет иноземное платье.
Истоки западничества Петра следует искать в московской Немецкой слободе. Именно там он впервые познакомился с образом жизни европейских народов, именно там сошёлся с талантливыми военачальниками и толковыми инженерами. Значит, надо приглядеться к Немецкой слободе внимательнее.
Историк А.Г. Брикнер, автор одной из самых обстоятельных монографий о правлении Петра, пишет в своей книге, что население Немецкой слободы "состояло из разнородных элементов, отличалось некоторым космополитизмом и представляло собой нечто вроде микрокосма всевозможных сословий, призваний, национальностей и исповеданий".
Жизнь иностранцев в этой слободе, как замечает далее Брикнер, была изолированной от русского населения из опасения религиозного влияния западных ересей. Эта обособленность, с одной стороны, мешала обрусению жителей слободы, но с другой - способствовала их взаимному сближению друг с другом, несмотря на национальные, конфессиональные и сословные перегородки. А это, в свою очередь, препятствовало превращению Немецкой слободы в "пятую колонну", в центр иностранного влияния. Так что Пётр имел возможность знакомиться с европейским бытом и европейскими техническими достижениями, не попадая при этом в зависимость от какого бы то ни было иностранного государства (что произошло впоследствии с Анной и Петром Третьим). Общение Петра с иностранцами, начавшись с чисто эмоционального интереса любознательного подростка к необычным традициям, очень быстро приобрело чисто прагматическую направленность.
Историк А.Г. Брикнер, автор одной из самых обстоятельных монографий о правлении Петра, пишет в своей книге, что население Немецкой слободы "состояло из разнородных элементов, отличалось некоторым космополитизмом и представляло собой нечто вроде микрокосма всевозможных сословий, призваний, национальностей и исповеданий".
Жизнь иностранцев в этой слободе, как замечает далее Брикнер, была изолированной от русского населения из опасения религиозного влияния западных ересей. Эта обособленность, с одной стороны, мешала обрусению жителей слободы, но с другой - способствовала их взаимному сближению друг с другом, несмотря на национальные, конфессиональные и сословные перегородки. А это, в свою очередь, препятствовало превращению Немецкой слободы в "пятую колонну", в центр иностранного влияния. Так что Пётр имел возможность знакомиться с европейским бытом и европейскими техническими достижениями, не попадая при этом в зависимость от какого бы то ни было иностранного государства (что произошло впоследствии с Анной и Петром Третьим). Общение Петра с иностранцами, начавшись с чисто эмоционального интереса любознательного подростка к необычным традициям, очень быстро приобрело чисто прагматическую направленность.

Немецкая слобода. С картины Бенуа.
Не стоит также забывать и о том, что многие жители Слободы проживали в России уже несколько десятилетий, а то и не в первом поколении и порвали всякие связи со своей исторической родиной (таков был, по мнению Брикнера, Франц Лефорт).
Как же попал в это "зловещее", по мнению большинства тогдашних москвичей, место молодой царь? Для этого надо обратиться к истории его семьи.
Как известно, царь Алексей Михайлович был женат два раза, и с обеими жёнами имел общих детей. После смерти Алексея это породило конфликт между двумя ветвями царской династии - Романовыми-Милославскими и Романовыми-Нарышкиными. Победа партии Милославских и удаление любимца царицы Натальи (матери Петра) боярина Артамона Матвеева обернулись опалой для нарышкинской ветви. Вдовствующая царица и её юный сын жили в отдалении от двора, в подмосковном Преображенском, появляясь в Кремле лишь в тех случаях, когда того требовал придворный этикет.

Царица Наталья Кирилловна
А.Г. Брикнер указывает: "Вместе с падением Матвеева многое изменилось и в житье-бытье Натальи Кирилловны и Петра. Они жили в Преображенском, в некотором отдалении от двора. Не сомнения, что мать царевича страдала от такого пренебрежения к ней. Для сына большая свобода и отсутствие строгого придворного этикета в Преображенском могли считаться немалой выгодой". Пётр, по меткому выражению, Брикнера, "выбежал на улицу" - и увидел, что там интересно. Вот почему впоследствии царь Пётр тяготился придворными ритуалами. Вот откуда произрастали корни его будущих реформ.
***
И вот как Господь Бог ограждал европеизацию России от вредных влияний и направлял её в нужное русло.
Journal information