Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote,
Михаил Маркитанов
mikhael_mark

Category:

Пётр Великий и русские святые

Пётр люто ненавидел ханжество и всевозможные суеверия, но искренне ценил настоящую святость. Особым его расположением пользовался свт. Митрофан Воронежский. Святитель Митрофан понимал важность строительства флота для международных интересов России, призывал прихожан содействовать этому делу, активно жертвовал на него деньги.

Пётр Великий и Митрофан Воронежский
Пётр Великий и свт. Митрофан Воронежский

СПРАВКА: Святитель Митрофан был назначен епископом Воронежским 2 апреля 1682, при учреждении новой епархии. Ранее Воронеж с окрестностями входил в состав Рязанской епархии. Однако тамошние архиереи не посещали Воронеж, находившиеся на глубокой периферии их обширной епархии. Многие местные жители не испытывали уважения к религии, образовательный уровень пастырей был крайне низок, в регионе было велико влияние старообрядчества, представители которого бежали на тогдашнюю окраину России от гонений. На территории епархии было лишь 182 храма, что не соответствовало её масштабам и постоянно увеличивавшемуся количеству населения. Монастырская жизнь находилась в упадке, во внутреннюю жизнь монастырей часто вмешивались жертвователи-миряне. По словам владыки Митрофана, «у нас место окраинное, и всякого чину люди обвыкли жить неподвластно, по своей воле».
В конце августа 1682 епископ прибыл в свою епархию. В житии святителя Митрофана даётся такая оценка его деятельности в качестве правящего архиерея: "Как опытный хозяин, радеющий об имуществе церковном, он стремился к тому, чтобы увеличить средства своей небогатой епархии и заботливо упорядочивал её внешний, церковно-хозяйственный обиход. Но главные заботы святителя сосредоточивались на пастырском попечении о спасении душ вверенного ему Господом словесного стада. Святой Митрофан явился истинным пастырем, со страхом Божиим он свершал свое служение: с любовию и милосердием вспахивал святитель ниву сердец человеческих, чтобы посеять на них спасительные семена слова Божиего; лишь в крайних случаях для искоренения пороков обращался он к суровым карательным мерам".
В бытность владыки Митрофана епископом Воронежским число храмов в епархии увеличилось до 239. Были основаны два новых монастыря, один скит преобразован в монастырь. Обители епархии были подчинены архиерейскому надзору, в них была налажена финансовая дисциплина. Епископ принимал меры к повышению нравственного уровня как монашествующих, так и белого духовенства, заботился об их авторитете, защищал священников от притеснений со стороны мирян. Был строгим, но справедливым архипастырем.
Митрофан оказывал поддержку Петру I, который организовал в Воронеже корабельную верфь для строительства флота, участвовавшего в походе на Азов в 1696. В своих проповедях он поддерживал это начинание царя, как правящий архиерей, содействовал строительству кораблей, жертвовал крупные суммы на кораблестроение, считал возможным заимствовать с Запада технические знания. Царь, в свою очередь, с уважением относился к святителю, для некоторых воронежских обителей им по ходатайству епископа Митрофана были уменьшены государственные повинности.
("Википедия")

Свт. Митрофан Воронежский
Свт. Митрофан Воронежский. Икона.

Пётр отвечал святителю своим искренним монаршим благоволением. Рассказывают, что однажды святитель Митрофан был приглашен к царю в гости. Однако, увидев на крыльце царского дома античные статуи, святитель был резко недоволен и уехал домой, не объясняясь с Петром. Пётр, удивлённый таким пренебрежением, послал к святителю курьера, требуя немедленно явиться. Святитель ответил, что не переступит порог дома, в котором находятся языческие истуканы. Когда Петру передали этот ответ, царь вспылил: "Скажите этому старому дураку, чтобы не упрямился! Другого на его месте немедленно ждала бы казнь!" Спустя некоторое время, царь поинтересовался, где же епископ? "Он готовится к смерти, - был ответ. - Слово царя не мимоидет". Пётр, услышав такое, ужаснулся и помчался сам к святителю, где умолял простить его. На следующий день жители Воронежа стали свидетелями шоу в духе Владимира - Красное Солнышко: статуи, стоявшие при входе в царский дворец, повалили и на верёвках поволокли к Дону под свист и улюлюканье. Так Пётр решил явить своё высочайшее расположение к святителю Митрофану.
Когда святой почил о Господе, царь Пётр на своих руках нёс его гроб. "Никогда у меня больше не будет такого святого старца", - говорил Пётр.


Митрофан Воронежский
Ещё одна икона с изображением свт. Митрофана

Данная история засвидетельствована историками Е. Поселяниным, Н.И. Костомаровым и С.М. Соловьёвым, а также писателем Д. Мордовцевым.

Ещё один святой угодник Божий, пользовавшийся покровительством царя Петра, - это святитель Димитрий Ростовский (Туптало). Святитель Димитрий был высокообразованным пастырем и много потрудился на ниве духовного просвещения народа, основывал школы для детей (в том числе и для бедноты), боролся с суевериями, обличал заблуждения раскольников-"старообрядцев". Главный его труд - составление "Четьих миней", житий святых для ежедневного чтения.

Димитрий Ростовский
Свт. Димитрий Ростовский.

СПРАВКА. Святитель Димитрий (Туптало) родился в декабре 1651 года в сотенном местечке Макарове Киевского полка Украинского гетманата. Учился в Киево-Братской коллегии, ставшей впоследствии Киево-Могилянской академией. В 1668 году принял постриг в Киевском Кирилловском монастыре где потом прожил семь лет. Весной 1669 года рукоположен во иеродиакона, а в июне 1675 года во иеромонаха и назначен проповедником в Чернигов. Димитрий несколько лет путешествовал по монастырям Украины, год прожил в Слуцке в Преображенском монастыре, где был братским проповедником. Все эти годы он писал свой «Диарий» (записки на польском языке). В них он делал записи о событиях на Украине, Польше, Москве, от которых зависела судьба Украины. В период с 1684 по 1697 гг. трудился над составлением Житий святых. 23 марта 1701 года хиротонисан во епископа ("Википедия").
Димитрий Ростовский в полный рост
Икона, изображающая с
Просветительские и богословские труды святого встречали полное одобрение царя. И вполне логично, что, когда святителя Димитрия в 1700 году против его воли назначили митрополитом Тобольским (состояние здоровья не позволяло ему отправиться в Сибирь), Пётр вмешался и личным распоряжением оставил Димитрия в Москве, а в 1702 году продавил его назначение на ростовскую кафедру. Где святитель Димитрий и трудился до самой своей блаженной кончины.
Рассказывают любопытный случай. В 1705 году к митрополиту Димитрию подошли несколько знатных прихожан и принялись громко жаловаться на царский указ о бритье бород, говоря, что "уродуют образ Божий в человеке" и что они "готовы расстаться скорее с головой, чем с бородой". "А что отрастёт быстрее? - не без ехидства спросил святой - Отрубленная ли голова или обритая борода?" Такой ответ вызвал широкий отклик в обществе, и в тот же день на квартире митрополита собралась большая толпа прихожан, с которыми он несколько часов вёл беседу, разъясняя подлинный смысл образа Божия в человеке и царского указа о бритье бород.
Tags: История Отечества, Наши святые, Православие, Пётр Великий
Subscribe

Buy for 10 tokens
То, чего я так боялся в прошлом году, увы, становится реальностью и приобретает конкретные очертания. Похоже, с нашими поездками на озеро Большое Унзово - окончательно и бесповоротно всё. Рейдерам, захватившим нижегородский НИИ Радиотехники (причём на безупречно законных основаниях захватившим -…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments