Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote,
Михаил Маркитанов
mikhael_mark

Category:

Так чьи же грехи искупил "Царь-Искупитель"

Один из любимейших аргументов у сторонников царебожнической ереси: как же, ведь Царь Николай сам говорил… Да, фраза об «искупительной жертве», которая «необходима для спасения России», активно цитируемая царебожниками, была действительно Николаем II сказана.  Вот только никто из моих уважаемых оппонентов не удосужился привести источник, из которого он позаимствовал означенную цитату. Когда же пытаешься восстановить контекст этой знаменитой фразы, то обнаруживаешь удивительную вещь. Оказывается, ни к мученическому подвигу Николая II, ни к его «жертвенному» отречению данные слова не имеют ни малейшего отношения. Не в момент отречения они были произнесены Государем и не в заточении в личном дневнике записаны.

Николай Второй в казачьей форме
Верховный Главнокомандующий

Царь и царевич перед отъездом на фронт - молебен
Николай  Второй и цесаревич Алексей. Молебен перед отъездом на фронт.

Эта фраза была произнесена в связи с принятием Императором на себя полномочий Верховного Главнокомандующего в 1915 году. Как известно, тогдашний Совет Министров в полном составе выразил своё несогласие с решением Государя. Армия в 1915 году стремительно откатывалась назад, оставляя в руках противника исконно русские земли, и министры высказывали опасения, как бы на монарха не пала ответственность за бездарно проигранную кампанию. И вот в этих условиях, остро переживая своё одиночество, Николай II и произнёс свою ставшую крылатой фразу[1]. Так что никакого религиозного подтекста в этих словах Государя попросту не было. Не Богу он приносил свою «искупительную жертву», а общественному мнению (именно в этом смысле употребляет словосочетание «искупительная жертва» И.П. Якобий), и не наше отступничество он искупал, а просчёты прежнего командования, вызвавшего вполне закономерные нарекания. Если бы Николай II нёс царское послушание в наше время, он, вероятно, выразил бы эту свою мысль словами типа: «Во имя спасения Родины я вызываю огонь на себя». Только вот в начале ХХ столетия радио для корректировки артиллерийского огня ещё не применялось… И, кстати, отрекаться от престола и становиться мучеником Государь в 1915 – 1916 гг. явно не планировал. Не о мученичестве были его мысли, а о победе.

Приказ Николая Второго о принятии на себя должности главнокомандующего
Факсимиле приказа Николая Второго о вступлении в должность Верховного Главнокомандующего.

У Ивана Тхоржевского, впрочем, была иная версия: будто бы эти слова были сказаны Императором П.А. Столыпину в разгар беспорядков 1905 г. Но с одним важным уточнением «Я готов стать такой жертвой». Что ж, достойная всякого восхищения готовность жертвовать собой за Отечество… Но не более того. Слова, сказанные в частной беседе одним мирянином другому, не могут иметь силу догмата.





[1] см. Шамбаров В.Е. «За Веру, Царя и Отечество». – М., 2003. – с. 488. Об этом же пишет и известный монархист-белоэмигрант И.П. Якобий в своей знаменитой книге «Император Николай II и революция», ошибочно датируя слова Императора 1916 годом (М. Палеолог приводит их в своём дневнике именно за 1915 год).
Tags: История Отечества, Николай Второй, Православие, Секты и деструктивные культы
Subscribe

promo mikhael_mark декабрь 26, 2019 12:52 8
Buy for 10 tokens
Как известно, одним из главных аргументов тех, кто категорически выступает против передачи храмовых зданий верующим, является ограниченность финансовых ресурсов у Церкви и отсутствие понимания "всей всемирно культурной ценности этих старинных памятников". В итоге, делается вывод,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments