Пётр Великий в конце XVII века. Рисунок С. Летина
Возвращаясь из Западной Европы, Пётр задержался на несколько дней в Польше. Стрелецкий бунт, заставивший царя спешить с возвращением в Россию, был к этому времени успешно подавлен, и можно было не торопиться. Польша в то время являлась союзником России против Турции, и нет ничего удивительного, что Пётр решил обсудить дальнейшие перспективы этого союза с польским королём Августом Сильным.
Польский король Август Сильный. Своё прозвище он в масштабах мировой истории явно не оправдал.
Именно в Польше в голове царя созрела идея о повороте внешней политики России с южного направления, терявшего на глазах свою перспективность, на Северо-Запад. Вопрос о союзе с Польшей против Швеции был возбуждён самим польским королём. Оставалось лишь дождаться формального заключения мира с Турцией...
И вот в Польше-то и произошёл тот самый удивительный случай, о котором мне хотелось бы рассказать.
В Брест-Литовске Петру представился католический агент монсеньор Залевский, который завёл разговор о "разделении Церквей" и назвал Православную Церковь "схизмой". Петр Великий отреагировал мгновенно и беспощадно: прелату было заявлено, что царь не намерен терпеть такой грубости и что если бы эти выражения были употреблены в Москве, виновник непременно был бы казнён. Более того, за этим инцидентом последовало официальное требование Петра о немедленном удалении прелата, так как "царь не ручается за себя, если ещё раз увидит перед собой виновника столь грубого оскорбления".
Вот так. Пётр Великий, оказывается, мог не только шокировать православное духовенство своими нестандартными поступками. Но и заступиться за честь Святой Церкви, когда зарубежные агенты пытались поколебать её положение.
Источник: А.Г. Брикнер. История Петра Великого.
Journal information