Третьеиюньская монархия: к 115-летию событий

Император Николай Александрович и П.А. Столыпин - главные действующие лица
в событиях 3 июня 1907 года.
Глядя на революционеров и на их успех среди тёмных народных масс, в безоглядное прожектёрство пустилась и буржуазно-либеральная оппозиция. Кадеты и октябристы собирали свои партийные съезды и конференции за рубежом, подальше от охранки и корпуса жандармов, и там, при покровительстве, опять-таки, геополитических врагов России строили свои планы "государственных преобразований" на английский или французский манер. В результате на выборах в Первую Государственную Думу победили не столько те, кто реально стремился работать на благо государства, сколько площадные говоруны и агитаторы: народ выбирал тех, кто больше обещал. Совершенно логично, что эта позиция этой Думы оказалась, мягко говоря, радикально деструктивной, что и предопределило её финал. Однако роспуск Первой Думы только усилил оппозиционные настроения, в результате во Второй Думе правительство получило ещё более радикальный и ещё менее настроенный на конструктивный диалог состав депутатов. Вместо того, чтобы обсуждать законы, обеспечивающие проведение необходимых реформ в стране, Дума ребром поставила вопрос об "ответственном министерстве" (т.е., о правительстве, отвечающем перед парламентом, а не перед государем). Тот же план реформ, который пытался озвучить озвученных в Думе Столыпин, депутаты даже обсуждать отказались. Ведь эти планы исходили не от них, а от чиновника, назначенного царём. А значит, сколь бы либеральны они ни были, они не льстили их честолюбию. Вместо нормальной дискуссии Столыпин нарвался на оскорбления и крики "Долой!" Попытка правительства опереться на крестьянство как на самый многочисленный и одновременно - стихийно-консервативный класс с треском провалилась.

Пётр Аркадьевич Столыпин
Таким образом, Столыпин предложил, а император - принял идею нового избирательного закона и мысль провести его через голову Думы, единоличным императорским указом. То есть - в обход пресловутого Манифеста от 17 октября 1905 года, вызвавшего в образованном обществе массовое ликование и остававшегося предметом общественного единодушия. В соответствии с новым избирательным законом, имущественный ценз для избирателей повышался. Выборы, как и в прошлые думы, остались непрямыми и многоступенчатыми. Избиратели делились на несколько курий - волостную (то есть, крестьянскую), землевладельческую (дворянскую), рабочую и две "городские" (в зависимости от имущественного положения). В избирательных съездах (определявших список выборщиков, которые, в свою очередь, и избирали депутатов) землевладельцы и представители обеих городских курий участвовали лично, а крестьяне и рабочие лишь направляли своих представителей. В некоторых местностях действовали также казачьи курии и курии от инородцев - вообще, линию на разграничение русских и нерусских избирателей, при явном предпочтении первых, Николай Второй и его премьер постарались провести максимально последовательно.
В итоге состав Думы несколько сократился (442 депутата вместо прежних 518-ти), а большинство депутатских мест заняли представители аристократии и крупной буржуазии. По сравнению с прежней, II-ой Думой представительство от крестьян было сокращено в 2 раза (теперь они имели право избирать лишь 22% выборщиков, а прежде – 42%), от рабочих – в 2 раза (число выборщиков уменьшилось с 4% до 2%). В 3 раза уменьшилось число мест от Польши (вместо 37 мест было оставлено 14, причём 3 из этих мест должны были принадлежать русским), Кавказа (вместо 29 мест – 10, из них два для русских представителей и плюс ещё одно - "для казаков") и азиатской России (нерусские народности Забайкалья, народы Средней Азии были лишены избирательного права). Избирательных прав не имели также военнослужащие, молодёжь до 25 лет и женщины.

Итогом выборов, проведённых по новому избирательному закону, стала Дума, в которой подавляющее большинство мест принадлежало правым партиям. 30 % депутатских мандатов получила праволиберальная партия октябристов. Кадеты и прогрессисты имели 21 % мест, монархические и националистические партии все в совокупности - 32 %. Поочерёдно блокируясь то с кадетами, то с право-монархическими партиями, октябристы добивались уверенного большинства, Столыпин же успел заручиться поддержкой этой партии. В результате законотворческая деятельность Думы в целом оказалась направлена на поддержку правительства в целом и проводимых им реформ - в частности. Полезной оказалась деятельность Третьей Думы и в деле возрождения вооружённой мощи России после неудачной Русско-Японской войны. Дума утвердила увеличение ассигнований на армию и флот, поддержала "большую кораблестроительную программу". Трудно было переоценить вклад Думы и в развитие народного образования (Николай Второй планировал решить, наконец, проблему с массовой неграмотностью в России). Начали приниматься меры и к разрешению межнациональных противоречий - в частности, чтобы обеспечить лучший контроль имперского центра над национальными окраинами, Дума урезала полномочия финляндского Сейма, а от Польши фактически отторгла Холмщину, утвердив в этой области особый порядок управления в связи с преобладанием там русского населения.

Схема политического равновесия в Третьей Государственной Думе.
Случались и рецидивы прежней депутатской фронды, тем более, что и кадеты, и более левые партии по-прежнему имели в Думе своих представителей. Именно в Третьей Государственной Думе Столыпин подвергся публичному оскорблению со стороны депутата Родичева (кадетская партия), открытым текстом озвучившего с трибуны популярную шуточку про "столыпинские галстуки". Оскорблённый (не столько за себя лично, сколько за действующую власть, которую он олицетворял, во имя которой давил революцию и считал принятые меры правильными) премьер немедленно, прямо в зале Таврического Дворца вызвал нахала на дуэль. Родичев, как известно, стушевался и принёс публичные извинения: отвечать за свои слова либеральные говоруны и прожектёры не хотели никогда.
Однако в целом императору Николаю Александровичу и премьеру Столыпину удалось с третьей попытки создать работоспособный парламент и добиться стабилизации политической системы, парадоксальным образом возникшей отчасти в результате революции 1905 года, отчасти - в противостоянии ей. Стабильность политической системы была обеспечена настолько прочно, что лидер большевиков Ленин вынужден был констатировать спад революционного движения и пришёл к выводу о невозможности революции на его веку. Революционеры же, менее его склонные к холодной политической аналитике, принялись на все лады изгаляться над новой системой, называя её "бонапартизмом", "парламентским фасадом самодержавия" и тому подобными эпитетами. Режим Третьеиюньской Монархии выбивал у них почву из-под ног. Если бы не начавшаяся в 1914-м году Первая Мировая война, к которой Россия, не завершившая модернизацию армии, оказалась не готова, и не амбиции думских либералов, вообразивших, что война и сопряжённые с ней проблемы дают им возможность свалить правительство и перехватить власть, эта система могла бы существовать ещё долго, постепенно трансформируя Россию в демократическое государство при одновременном сохранении сильной монархической власти. Вот только места в такой системе не оставалось ни для Гучкова с его властными амбициями, ни для Милюкова с его демагогией, ни для Пуришкевича с его истериками. Понимая это, думские либералы предпочли пожертвовать не своими амбициями, а Россией и демократией. Как же хочется порой изменить историю!