Истра. Стелла в память боёв Великой Отечественной войны.
Рокоссовский сформировал две подвижные группы из имевшихся в его распоряжении танковых соединений и послал одну из них в обход города Истры с севера, а вторую - в обход с юга, создавая для немцев угрозу окружения. А пехотные части 16-й армии при поддержке сапёров, чтобы связать немецкий гарнизон Истры боем, с трудом навели через бушующую Истру паром, на котором начали форсировать реку.
Рокоссовский лично наблюдал за переправой. Он видел, как от восточного берега отвалил паром с очередной группой советских солдат в количестве 36 человек. Немцы с противоположного берега огрызались артиллерийским и миномётным огнём. Взрыв одного из снарядов перебил трос парома, бушующий поток захватил его, закружил и повлёк вниз по течению. 36 советских бойцов ждала неминуемая гибель в адском водовороте, но с восточного берега в ледяную воду неожиданно прыгнул какой-то молодой солдат. Рокоссовский успел только разглядеть, что у него были светлые волосы. Несмотря на сильное течение и плывущие льдины, смельчак сумел доплыть до парома, подхватил обрывок его троса и поплыл к восточному берегу, на котором сгрудились бойцы 18-й стрелковой дивизии. Рокоссовский слышал, как командир одного из батальонов радостно воскликнул: "Это наш Тимофей Лаврищев, комсомолец, у него уже награды имеются! Смелый красноармеец".
Подвиг Тимофея Лаврищева в ходе боёв за освобождение Истры
Следом за Лаврищевым в воду спустилась группа сапёров. Одному из них отважный пехотинец и успел передать трос. История сохранила фамилию этого сапёра - Власов. Паром и находившиеся на нём красноармейцы были спасены. Но в это время проплывавшая мимо льдина накрыла Лаврищева, и он ушёл под воду. На поверхности герой больше не появился...
Краеведческие сайты Московской области уточняют, что Лаврищев был бойцом 365-го стрелкового полка и имел награждение медалью "За Отвагу" и что свой подвиг он совершил в районе деревни Никулино. Его довоенная биография неизвестна: спорят, был ли комсомолец Лаврищев уроженцем Красноярского края, в которой и был укомплектован его стрелковый полк, или же он из числа московских ополченцев, мобилизованных на защиту столицы в роковые дни октября - ноября 1941 года. Рассказ, приведённый Кардашовым, базируется на мемуарах одного из чинов штаба Рокоссовского. Есть и альтернативная версия, согласно которой в ту самую минуту, когда боец Лаврищев передавал конец троса сапёру Власову, за спиной комсомольца разорвался снаряд, и Тимофей ушёл на дно, сражённый осколком.
Так или иначе, мы имеем дело без преувеличения с одним из самых замечательных подвигов, совершённых русскими бойцами в боях за свою столицу.
Journal information