Группа "Мастер". Фото из открытых источников.
Не уверен, правда, что это именно их первый состав.
Я говорю о песне "Берегись", которую я когда-то просто обожал за жёсткий антифашистский посыл третьего куплета. Однако если обдумывать текст этой песни в целом, получается, что её авторы ставят христиан на одну доску с гитлеровскими захватчиками. А также - с лютым гонителем христианства языческим императором Нероном. Судите сами.
Вот текст этой песни:
Содрогнись, провинившийся Рим!
Входит смерть дaже в зaпертый дом.
Содрогнись кaждым кaмнем своим!
«Берегись», — улыбнулся Hерон.
Любит зaбaвы жестокий тирaн,
Трону неведом зaкон:
Тот кто не умер от ядa и рaн,
Будет сегодня сожжен!
Еретик вступит с Господом в спор...
Kaк его отличить от других?
Больше дров — будет слaвный костер!
Жгите всех - Бог узнaет своих.
Прячет усмешку суровый монaх,
Ужaс смиряет людей,
В пляске огня обрaщaется в прaх
Ересь опaсных идей.
Берегись!
Свaстикa — символ новой чумы,
У руля - бесновaтый мaньяк.
Как юнцaм будорaжит умы
Гром побед сaмых первых aтaк!
Режет Европу фaшистскaя стaль,
Словно воскресный пирог.
Сверхчеловеку зaменит морaль
Топот aрийских сaпог!
Kнигa истории - долгий рaсскaз,
Сотни кровaвых томов...
Будь осторожен: видны и сейчaс
Отблески страшных костров
Берегись!
При желании прослушать её в оригинальном исполнении можно здесь:
У обычного советского подростка, каковым я был в 1987 - 1988 годах, воспитанного советскими же учебниками истории, данный текст возражений не вызывал - курс истории Средних Веков за шестой класс отлично прививал ненависть к католической инквизиции. Впрочем, даже в этих советских учебниках не доходило до того, чтобы приписать инквизиции фразу: "Жгите всех - Бог узнает своих". Вполне исторически корректно сообщалось, что данная фраза была сказана священником крестоносцам, осаждавшим еретический город, и звучала она всё же в несколько иной редакции: "Убивайте всех - Бог узнает своих". Принципа же "жгите всех, правых и виноватых, правоверных наравне с еретиками" инквизиция не придерживалась никогда: напротив, ни один другой суд в мире не выносил столько оправдательных приговоров, как суд инквизиции, да и немудрено: судили-то ведь священники, отлично помнящие заповеди "Не послушествуй на ближняго твоего свидетельства ложна" и "Не судите, да не судимы будете". В результате лишь пять процентов дел, рассматривавшихся инквизицией, заканчивались обвинительным приговором, и подавляющее большинство этих приговоров осуждало виновных не к сожжению, а к различной степени тяжести епитимьям. По крайней мере, так утверждают интеллектуально честные историки и некоторые православные богословы. Так что второй куплет песни мало того, что наносит христианам оскорбление, ставя их на одну доску с Нероном и нацистами, но и просто содержит прямую клевету.
А вот с фразой "Убивайте всех - Бог узнает своих" стоит разобраться, ибо она относится к числу популярных антихристианских погремушек. Сказана эта фраза, как я уже говорил, в эпоху крестовых походов. Конкретнее - в 1209 году, во время похода против альбигойцев. История даже сохранила автора этой крылатой фразы - Арнольд Амальрих, аббат Сито. Ересь альбигойцев отнюдь не была такой уж безобидной и "травоядной", как её выставляли советские пропагандисты. Продолжая линию гностиков и манихеев, альбигойцы исповедовали наличие двух равновеликий и равносильных начал - злого и доброго, впадая фактически в двоебожие. Творением "доброго бога" они объявляли духовный мир, мир же материальный, по их мнению, был порождением злого начала. В рамках данной концепции обессмысливалось краеугольное учение христианства о Боговоплощении - и альбигойцы вполне последовательно его отвергали, провозглашая Христа - ангелом, пришедшим на землю, чтобы наставить человечество на путь истинный. А отсутствие веры в Боговоплощение закономерно приводило и к отрицанию почитания Богородицы. В городах, где альбигойцам удавалось добиться влияния, католические храмы приходили в запустение и подвергались осквернению - и только закономерно, что христиане вступились за свои разрушаемые святыни.
Средневековая миниатюра, изображаюая крестовый поход против альбигойцев.
Автор, судя по всему, симпатизирует сектантам - они стоят у него в нарочито мирной позе,
в то время, как рыцари-христиане надвигаются на них с оружием.
Так или иначе, но летом 1209 года католические рыцари оказались под стенами альбигойского города Безье. И вот тут - сразу - внимание! Если дело дошло до того, что крестоносцы штурмуют вполне себе европейский и христианский город, значит, все попытки к мирному увещеванию его жителей со стороны Ватикана были исчерпаны. Такие попытки действительно предпринимались многократно - в частности, на этой ниве подвизался католический святой Доминик де Гусман. Более того: если под стенами города оказались крестоносцы, прежде он должен был бы подвергнуться интердикту. Соответственно, крестоносцы могли закономерно предполагать, что все действительно благочестивые католики давно покинули этот город, перебравшись в те местности, где они могли бы продолжать участвовать в литургической жизни. Те же, кто там остался, должны были закономерно восприниматься как люди, в высшей степени равнодушные к вопросам веры.
Наконец, не забудем и о том, что речь идёт о штурме города. Соответственно, предполагаются и бои на стенах, и последующие за ними уличные бои. И вот представим себе, что в разгар боя воин-католик будет вглядываться в своих противников, судорожно пытаясь понять: кто это во вражеской форме сейчас кидается на него с мечом, еретик ли, или "брат по вере"? Чем такое вглядывание кончилось бы в условиях уличного боя, достаточно очевидно. Соответственно, долг капеллана состоял в том, чтобы успокоить совесть воинов перед боем и внушить им мысль о необходимой военной целесообразности. Так что слова "Убивайте всех - Бог узнает своих", - в данном контексте предстают не манифестом феноменальной кровожадности, а вполне оправданным, хоть и прискорбным, трезвомыслием перед лицом вооружённого врага.
Безье. Современное фото.
Как видим, город окружали внушительные укрепления
А во-вторых, католикам, остававшимся в Безье, крестоносцы честно предложили выдать им альбигойцев, обещая в этом случае не штурмовать город. Предлагали самим альбигойцам покинуть Безье и не подвергать города ужасам уличных боёв. Предлагали и католикам - в очередной раз! - покинуть Безье и не проливать зря свою кровь за кощунников. Но все эти великодушные предложения были отвергнуты. Остававшиеся в Безье "католики" изъявили желание сражаться плечом к плечу с согражданами-альбигойцами. Вдумаемся: они добровольно вызвались убивать своих единоверцев ради защиты еретиков-кощунников*! Это какую же совесть надо иметь?! Более того, защитники Безье не только изъявили готовность сопротивляться крестоносцам, но и сделали вылазку, атаковали лагерь состоявших при войске крестоносцев наёмных солдат, которые, отразив эту вылазку, на плечах бегущего противника ворвались в город. И только закономерно, что этих, с позволения сказать, "католиков" разгорячённые боем солдаты убивали наравне с альбигойцами.
Осада Безье. На заднем плане, на мосту,
видим, как солдаты-наёмники гонят альбигойцев, совершивших вылазку, обратно в крепость.
А на переднем плане - рыцари, явно пребывающие в нерешительности
Вот и судите сами, заслуживают ли победители при Безье, чтобы их равняли с Нероном и Гитлером. И заслуживают ли они вообще осуждения.
____________________________
*К слову, защита Отечества тут была ни при чём: как обороняющаяся, так и нападающая сторона были представлены французами.
Journal information