Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote,
Михаил Маркитанов
mikhael_mark

Categories:

Об одной несправедливой песне

Помнится, во второй половине 80-х годов прошлого века была достаточно популярна трэш-метал-группа "Мастер". отдал дань увлечения этой группе в то время и я, приобретя в магазине торговой сети "Мелодия" их дебютный виниловый альбом. Альбом в целом хороший, это добротно сыгранный рок, и многие песни оттуда я до сих пор с удовольствием переслушиваю. Но вот одна композиция невольно заставляет напрячься.






Группа "Мастер". Фото из открытых источников.
Не уверен, правда, что это именно их первый состав.





Я говорю о песне "Берегись", которую я когда-то просто обожал за жёсткий антифашистский посыл третьего куплета. Однако если обдумывать текст этой песни в целом, получается, что её авторы ставят христиан на одну доску с гитлеровскими захватчиками. А также - с лютым гонителем христианства языческим императором Нероном. Судите сами.


Вот текст этой песни:

Содрогнись, провинившийся Рим!
Входит смерть дaже в зaпертый дом.
Содрогнись кaждым кaмнем своим!
«Берегись», — улыбнулся Hерон.

Любит зaбaвы жестокий тирaн,
Трону неведом зaкон:
Тот кто не умер от ядa и рaн,
Будет сегодня сожжен!

Еретик вступит с Господом в спор...
Kaк его отличить от других?
Больше дров — будет слaвный костер!
Жгите всех - Бог узнaет своих.

Прячет усмешку суровый монaх,
Ужaс смиряет людей,
В пляске огня обрaщaется в прaх
Ересь опaсных идей.

Берегись!

Свaстикa — символ новой чумы,
У руля - бесновaтый мaньяк.
Как юнцaм будорaжит умы
Гром побед сaмых первых aтaк!

Режет Европу фaшистскaя стaль,
Словно воскресный пирог.
Сверхчеловеку зaменит морaль
Топот aрийских сaпог!

Kнигa истории - долгий рaсскaз,
Сотни кровaвых томов...
Будь осторожен: видны и сейчaс
Отблески страшных костров

Берегись!

При желании прослушать её в оригинальном исполнении можно здесь:








У обычного советского подростка, каковым я был в 1987 - 1988 годах, воспитанного советскими же учебниками истории, данный текст возражений не вызывал - курс истории Средних Веков за шестой класс отлично прививал ненависть к католической инквизиции. Впрочем, даже в этих советских учебниках не доходило до того, чтобы приписать инквизиции фразу: "Жгите всех - Бог узнает своих". Вполне исторически корректно сообщалось, что данная фраза была сказана священником крестоносцам, осаждавшим еретический город, и звучала она всё же в несколько иной редакции: "Убивайте всех - Бог узнает своих". Принципа же "жгите всех, правых и виноватых, правоверных наравне с еретиками" инквизиция не придерживалась никогда: напротив, ни один другой суд в мире не выносил столько оправдательных приговоров, как суд инквизиции, да и немудрено: судили-то ведь священники, отлично помнящие заповеди "Не послушествуй на ближняго твоего свидетельства ложна" и "Не судите, да не судимы будете". В результате лишь пять процентов дел, рассматривавшихся инквизицией, заканчивались обвинительным приговором, и подавляющее большинство этих приговоров осуждало виновных не к сожжению, а к различной степени тяжести епитимьям. По крайней мере, так утверждают интеллектуально честные историки и некоторые православные богословы. Так что второй куплет песни мало того, что наносит христианам оскорбление, ставя их на одну доску с Нероном и нацистами, но и просто содержит прямую клевету.

А вот с фразой "Убивайте всех - Бог узнает своих" стоит разобраться, ибо она относится к числу популярных антихристианских погремушек. Сказана эта фраза, как я уже говорил, в эпоху крестовых походов. Конкретнее - в 1209 году, во время похода против альбигойцев. История даже сохранила автора этой крылатой фразы - Арнольд Амальрих, аббат Сито. Ересь альбигойцев отнюдь не была такой уж безобидной и "травоядной", как её выставляли советские пропагандисты. Продолжая линию гностиков и манихеев, альбигойцы исповедовали наличие двух равновеликий и равносильных начал - злого и доброго, впадая фактически в двоебожие. Творением "доброго бога" они объявляли духовный мир, мир же материальный, по их мнению, был порождением злого начала. В рамках данной концепции обессмысливалось краеугольное учение христианства о Боговоплощении - и альбигойцы вполне последовательно его отвергали, провозглашая Христа - ангелом, пришедшим на землю, чтобы наставить человечество на путь истинный. А отсутствие веры в Боговоплощение закономерно приводило и к отрицанию почитания Богородицы. В городах, где альбигойцам удавалось добиться влияния, католические храмы приходили в запустение и подвергались осквернению - и только закономерно, что христиане вступились за свои разрушаемые святыни.






Средневековая миниатюра, изображаюая крестовый поход против альбигойцев.
Автор, судя по всему, симпатизирует сектантам - они стоят у него в нарочито мирной позе,
в то время, как рыцари-христиане надвигаются на них с оружием.




Нельзя сбрасывать со счетов и утверждений католического писателя Гилберта Честертона о том, что альбигойцы, считая материальный мир порождением злой силы, закономерно распространяли свою ненависть на женщин как на источних жизни, подвергая их всевозможным притеснениям. В этом контексте крестовый поход европейских рыцарей против еретиков приобретает и ещё один оттенок: мужчины христианской Европы вступились за честь своих матерей, жён и сестёр, поруганную еретиками. Конечно, Честертон - не историк, но и совсем игнорировать его свидетельство тоже было бы несправедливо, ибо человеком он был эрудированным.

Так или иначе, но летом 1209 года католические рыцари оказались под стенами альбигойского города Безье. И вот тут - сразу - внимание! Если дело дошло до того, что крестоносцы штурмуют вполне себе европейский и христианский город, значит, все попытки к мирному увещеванию его жителей со стороны Ватикана были исчерпаны. Такие попытки действительно предпринимались многократно - в частности, на этой ниве подвизался католический святой Доминик де Гусман. Более того: если под стенами города оказались крестоносцы, прежде он должен был бы подвергнуться интердикту. Соответственно, крестоносцы могли закономерно предполагать, что все действительно благочестивые католики давно покинули этот город, перебравшись в те местности, где они могли бы продолжать участвовать в литургической жизни. Те же, кто там остался, должны были закономерно восприниматься как люди, в высшей степени равнодушные к вопросам веры.

Наконец, не забудем и о том, что речь идёт о штурме города. Соответственно, предполагаются и бои на стенах, и последующие за ними уличные бои. И вот представим себе, что в разгар боя воин-католик будет вглядываться в своих противников, судорожно пытаясь понять: кто это во вражеской форме сейчас кидается на него с мечом, еретик ли, или "брат по вере"? Чем такое вглядывание кончилось бы в условиях уличного боя, достаточно очевидно. Соответственно, долг капеллана состоял в том, чтобы успокоить совесть воинов перед боем и внушить им мысль о необходимой военной целесообразности. Так что слова "Убивайте всех - Бог узнает своих", - в данном контексте предстают не манифестом феноменальной кровожадности, а вполне оправданным, хоть и прискорбным, трезвомыслием перед лицом вооружённого врага.




Безье. Современное фото.
Как видим, город окружали внушительные укрепления


Это, так сказать, рассуждения на теоретическом уровне. А если смотреть по фактам, то с осадой Безье всё было куда печальнее... для антихристианской стороны. Во-первых, слова аббата Арнольда в исторических источниках фигурируют в качестве... неподтверждённых слухов.  Говорят (!!!), что он так сказал, а было ли оно на самом деле - пёс его знает. Исторически же подтверждённые его слова - собственноручно им написанные в письме к папе римскому - звучат ощутимо по-другому (примечательно, что эту цитату я беру из сочинения историка, настроенного антихристиански!): "Прежде чем мы успели вмешаться, [солдаты] предали мечу до 20 000 человек без разбора на катаров и католиков и с криками "Убивайте всех". Молюсь, чтобы Господь узнал своих".

А во-вторых, католикам, остававшимся в Безье, крестоносцы честно предложили выдать им альбигойцев, обещая в этом случае не штурмовать город. Предлагали самим альбигойцам покинуть Безье и не подвергать города ужасам уличных боёв. Предлагали и католикам - в очередной раз! - покинуть Безье и не проливать зря свою кровь за кощунников. Но все эти великодушные предложения были отвергнуты. Остававшиеся в Безье "католики" изъявили желание сражаться плечом к плечу с согражданами-альбигойцами. Вдумаемся: они добровольно вызвались убивать своих единоверцев ради защиты еретиков-кощунников*! Это какую же совесть надо иметь?! Более того, защитники Безье не только изъявили готовность сопротивляться крестоносцам, но и сделали вылазку, атаковали лагерь состоявших при войске крестоносцев наёмных солдат, которые, отразив эту вылазку, на плечах бегущего противника ворвались в город. И только закономерно, что этих, с позволения сказать, "католиков" разгорячённые боем солдаты убивали наравне с альбигойцами.





Осада Безье. На заднем плане, на мосту,
видим, как солдаты-наёмники гонят альбигойцев, совершивших вылазку, обратно в крепость.
А на переднем плане - рыцари, явно пребывающие в нерешительности


Вот и судите сами, заслуживают ли победители при Безье, чтобы их равняли с Нероном и Гитлером. И заслуживают ли они вообще осуждения.

____________________________
*К слову, защита Отечества тут была ни при чём: как обороняющаяся, так и нападающая сторона были представлены французами.
Tags: Апологетика, Богохульству - бой!, Крестовые походы, Культурология, Наблюдая за католиками, Рок-музыка, Средние века
Subscribe

Posts from This Journal “Средние века” Tag

promo mikhael_mark october 6, 2022 14:35 2
Buy for 10 tokens
Обращаюсь прежде всего к мужской части своей аудитории. А также к тем женщинам, у которых есть подросшие сыновья, больше не играющие в игрушки. У вас есть шанс оказать помощь жителю ДНР, пострадавшему от украинской агрессии, причём вам это ни копейки не будет стоить. Вернее, обойдётся только в…
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments

Posts from This Journal “Средние века” Tag